Отношения Израиля и Мексики в свете голосования в ЮНЕСКО

18 октября 2016 стало известно, что Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) ратифицировала ранее одобренную резолюцию, в которой отрицаются связи Израиля и Иерусалима, а также страна критикуется за свою политику в секторе Газа. На стадии предварительного голосования документ уже спровоцировал волну недовольства со стороны израильских политических и дипломатических кругов. С заявлениями по проблеме выступили премьер-министр Б.Нетаньяху, министры З.Элькин и А.Шакед. Не остались в стороне от проблемы и депутаты Кнессета. К примеру, спикер парламента Ю.Эдельштейн отметил: «Это сообщение подстрекателям и инициаторам переписывания истории, которые неустанно провоцируют ненависть. Тысячи голосов не смогут разорвать крепчайшие связи еврейского народа с нашими святыми местами и Стеной Плача […] Если существует что-то, нуждающееся в проверке, это то, имеют ли ЮНЕСКО и ООН отношение к истории и реальности»[i].

На международной арене указанное голосование также вызвало резонанс, вновь разделив государства на сторонников израильской или палестинской стороны. Если для большинства была характерна единая позиция по указанному вопросу между представителем страны при ЮНЕСКО и центральным аппаратом внешнеполитического ведомства, то в случае с Мексикой обнаружились явные противоречия. Несмотря на то, что мексиканская делегация поддержала проект резолюции, следуя директивам МИДа, посол страны при специализированном учреждении ООН Андрес Ремер Сломянски, имеющий еврейские корни, покинул зал заседания в знак своего несогласия с антиизраильскими действиями. В соответствии с комментарием, размещенным на сайте МИД Мексики, поддержка резолюции была оправдана необходимостью соблюдения баланса между точкой зрения представителей трех религий, которые должны иметь равный доступ к святым местам. Как следствие, одобрение документа стало для Мехико решением «в духе содействия сохранению культурного наследия»[ii].  В заявлении при этом указывалось: «давние отношения с еврейским народом и интеграция еврейских общин в Мексике значительно обогатили экономическую, культурную и социальную жизнь нашей страны»[iii].

Последний комментарий, пожалуй, и создал возможность для израильских представителей повлиять на решение ЮНЕСКО, поскольку резолюция, инициированная Алжиром, Египтом, Ливаном, Марокко, Оманом, Катаром и Суданом, была одобрена лишь предварительно. Публичный шаг  посла в сочетании с тем, что, посещая похороны экс-президента Израиля Ш.Переса, мексиканская делегация дала обещание в ЮНЕСКО действовать на стороне ближневосточного партнера, стали теми факторами, которые содействовали переоценке официальной точки зрения. В результате накануне окончательного одобрения резолюции появилась информация о возможности проведения повторного голосования, которое бы позволило стране официально представить свою модифицированную позицию. Как сообщалось на сайте израильского внешнеполитического ведомства, 18 октября 2016 г. Мексика сделала запрос на изменения результатов своего голосования по указанной резолюции, желая воздержаться, а не поддерживать документ[iv]. Однако опасения, что такого рода «переголосование» может создать прецедент и в будущем рискует повлиять на исход других важных обсуждений, привели к тому, что мексиканская сторона ограничилась лишь заявлением.

Примечательно, что одновременно с Мексикой комментарий в поддержку Израиля сделала и Бразилия. Ее представители не намеревались пересматривать свою позицию в ходе нынешней сессии Исполкома ЮНЕСКО, но отметили, что в будущем планируют чаще выступать на стороне ближневосточного партнера. Главным героем мировых и региональных СМИ, успевших сделать различные публикации относительно решения ЮНЕСКО, стал Андрес Ремер Сломянски, вынужденный покинуть свою должность. Формальной причиной такого шага мексиканского внешнеполитического ведомства было названо несоблюдение протокола. Впрочем, без столь заметного шага дипломата, привлекшего внимание мировой общественности, страна, вероятнее всего, не решилась бы на открытый пересмотр своей позиции вплоть до повторного голосования.

Таким образом, ситуация, сложившаяся вокруг Мексики в связи со спорным решением ЮНЕСКО продемонстрировала некоторые позитивные изменения на латиноамериканском направлении израильской внешней политики. Входя в число новых и нетрадиционных для страны сфер международного сотрудничества, государства региона во многом представляют собой весьма сложных партнеров с точки зрения обсуждения вопросов, затрагивающих ближневосточный конфликт. Существенной особенностью нынешних событий стоит считать то обстоятельство, что пересмотр мексиканской позиции был связан преимущественно не с политико-дипломатическими усилиями, а позицией местной еврейской общины. Аналогичное характерно во многом для отношений Израиля и Бразилии. Несмотря на то, что в текущих условиях израильские власти готовы использовать любые инструменты, способные улучшить позиции своей страны в мире и в отдельных регионах, указанная тенденция свидетельствует о недостаточной развитости контактов в ключевых областях, включая политику и экономику.

[i]
Цит. по: Speaker Edelstein on UNESCO resolution: “The Jewish People have an unequivocal connection to our holy sites; UN is disconnected from reality and history” // the Knesset. 13.10.2016. URL: www.knesset.gov.il/spokesman/eng/PR_eng.asp?PRID=12256

[ii]              Communicado №458. // Secretaria de Relaciones Exteriores.  URL: www.gob.mx/sre/prensa/posicion-de-mexico-sobre-la-decision-de-la-unesco-relativa-a-jerusalem

[iii]              Ibid.

[iv]              MFA Spokesman update on UNESCO vote // Israel Ministry of Foreign Affairs. 18.10.2016. URL: mfa.gov.il/MFA/PreesRoom/2016/Pages/MFA-Spokesman-update-on-UNESCO-vote.aspx

52.29MB | MySQL:103 | 0,462sec