Роль экономического фактора в восстановлении турецко-израильских отношений

Израильско-турецкие отношения зародились более полувека назад. Достаточно вспомнить, что Турция была одной из первых стран, признавших Государство Израиль. В свое время между Турцией и Израилем –были подписаны первые военные соглашения – неслыханные ранее между мусульманским и еврейским государствами. Были и совместные военные учения, сотрудничество в сфере разведки, военной области, подкреплённые в дальнейшем экономическими соглашениями и созданием в 1997 году зоны свободного товарообмена. В результате в середине двухтысячных, объем торговли между странами достиг 2 млрд долларов, объем израильского экспорта составил 1,466 млрд долларов (помимо военных поставок). В это же время Турцию посещало до полумиллиона израильских туристов. Все эти годы израильский Кнессет регулярно блокирует принятие резолюций по признанию армянского геноцида в Османской империи.

Как и вся мировая история, история взаимоотношений Израиля и Турции, уже сделала не одну спираль побывав и не раз и на гребне тесной дружбы и на грани разрыва всяческих отношений.

Так после практически полувековой дружбы и сотрудничества в 2002 году в Турции после прихода к власти  Партии справедливости и развития, выросшей из исламистского движения, наступает период охлаждения отношений. А после начала Второй ливанской войны летом 2006 года все контакты были практически полностью заморожены. Население Турции встало на сторону своих «мусульманских» братьев, а правительство в знак протеста отменило соглашение о военной модернизации стоимостью в полмиллиарда долларов. Однако окончательный разрыв соглашений, произошёл в летом 2010 года после перехвата военнослужащими ЦАХАЛа так называемой «Флотилии свободы».

Как часто бывает в большой политике, главное не факт, а его интерпретация. Говоря протокольным языком летом 2010 года активисты движения Free Gaza Movement подойдя на шести судах, известных в дальнейшем  как «Флотилия свободы» к морским границам Израиля, пытаясь прорвать израильскую блокаду сектора Газа. В ночь с 30 на 31 мая 2010 года, конвой был остановлен военно-морскими силами Израиля в нейтральных водах вблизи границ Израиля при попытке проникновения в закрытую военную зону. Капитанам судов было предложено принять на борт досмотровую группу и поменять курс на израильский порт Ашдод. При досмотре, пассажирами корабля Mavi Marmara было оказано вооруженное сопротивление израильскому спецназу. В результате последовавших событий были убиты 9 и ранены 30 пассажиров, ранения также получили 10-15 израильских солдат. Погибшие активисты были граждане Турции.

Каждый из участников конфликта, интерпретировал события по-своему и был по-своему прав. Израиль защищал свои границы, а «мирные» активисты, просто везли продукты голодающим палестинцам, а их убили!!!

Инцидент вызвал существенное осложнение ситуации на Ближнем Востоке и ожесточённые споры о законности и правомерности, предпринятых Израилем и организаторами флотилии действий. К слову сказать, мнение в мире по данным действиям были диаметрально противоположным и в зависимости от геополитического интереса, каждая из стран, по-своему интерпретировало данный конфликт.

В итоге 2 сентября 2011 года за отказ Израиля принести официальные извинения за инцидент с «Флотилией свободы», турецкое правительство решило выслать израильского посла из страны. Также диппредставительство Турецкой Республики в Израиле было снижено до уровня второго секретаря посольства и отменены все военные соглашения с Израилем.

С тех пор прошло пять лет, в течении которых правительство Израиля рассматривало различные варианты решения конфликта. И как это было не раз в мире, решение пришло связи с изменением региональных геополитических интересов, кардинально изменившихся в связи с открытием на израильском шельфе крупнейших газовых месторождений. Как ни странно именно проект развития путей экспорта израильского газа сыграл здесь существенную роль.

К сведению, на днях израильский газодобывающий консорциум, контролирующий крупнейшее израильское месторождение «Левиафан», подписал с Иорданией соглашение о поставках газа в течение 15 лет на сумму в 10 млрд долларов. Летом этого года на Кипре, израильский министр энергетики рассматривал вопрос, о строительстве, под патронажем Евросоюза подводного газопровода в Грецию через Кипр. Возможно Турция, отстаивая свою роль главного энергетического коридора в Европу, не была заинтересована в самостоятельном развитии израильских газовых потоков и решила пересмотреть свои взаимоотношения с Израилем.

Все эти годы, были естественно контакты и на уровне глав государств, и различных министерств и ведомств Израиля и Турции. При этом не раз обсуждался вопрос и об израильском газе.

В итоге в июле 2016 года премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху объявил о прекращении израильско-турецкого дипломатического конфликта. Израиль обязался выплатить компенсации после того, как турецкий парламент примет закон об отзыве каких-либо претензий, как финансовых, так и военно-юридических, против израидьских солдат и офицеров, принимавших участие в конфликте. Турция при этом согласилась на главное требование Израиля: полного контроля наземных и морских границ сектора Газа, турецкие грузы будут следовать через порт в Ашдоде, как было и раньше.

11 октября, МИД Турции заявил, что вскоре Анкара и Иерусалим назначат послов в рамках процесса нормализации двусторонних отношений. А уже 12 октября в Стамбул на Всемирный энергетический конгресс прибыл министр энергетики Израиля Юваль Штайниц. У него были запланированы переговоры с министром энергетики Турции Бератом Албайраком. Это первая встреча на министерском уровне с 2010 года. Главным вопросом на повестке дня переговоров был экспорт в Турцию израильского газа, однако разговор косался и других направлений сотрудничества в топливно-энергетической сфере.

И уже на следующий день после начала конгресса, когда только были заявлены интересы Израиля о рассмотрении вопроса транспортировки газа в Европу через Турцию,  посол США в Анкаре Джон Басс заявил агентству Anadolu Agency , что Вашингтон поддерживает данную идею с целью обеспечения мира и стабильности на Ближнем Востоке. При этом Дж.Басс также подтвердил твердую приверженность США и к переговорам по Кипру между всеми заинтересованными сторонами , видимо намекая на то, что его страна  заинтересована играть ведущую роль в этих переговорах.

Видимо говоря о внешней политике, американские политические деятели не забывают и о своей личной выгоде, а возможно и формируют эту политику исходя из меркантильных интересов. Не стоит к примеру забывать, что госсекретарь США Джон Керри , непосредственный начальник Дж.Басса,  имеет солидный пакет акций в американской газовой компании «Нобил», являющейся совладельцем крупнейшего газового месторождения на израильском шельфе . А компании «Нобил», как раз и занята поиском новых рынков сбыта для своей будущий продукции.

52.2MB | MySQL:103 | 0,499sec