Ситуация в Ливане: август-сентябрь 2016 г.

Ситуация в Ливане в августе 2016 года характеризовалась следующими моментами:  неурегулированным президентским кризисом, террористической угрозой, обостряющимися социально-экономическими проблемами, частично связанными с нахождением на территории страны полутора миллионов сирийских беженцев. В то же время во внутриполитической ситуации обозначились позитивные факторы, связанные с наметившимся компромиссом противоборствующих политических сил по вопросу об избрании нового президента страны. Интенсивность политических процессов в стране в этот период несколько снизилась в связи с сезоном отпусков и отсутствием в стране многих видных политиков.

Очагами террористической и экстремисткой опасности в Ливане оставались район Арсаль на севере страны и лагерь палестинских беженцев Айн аль-Хильве. 4 августа 2016 года ливанские СМИ сообщили об атаке армейских подразделений на позиции террористической организации «Исламское государство» (ИГ, запрещено в России) в районе Арсаля, в результате которой были захвачены четыре боевика ИГ. Из них двое оказались сирийцами, а двое – гражданами Ливана. В репортаже телекомпании LBCI сообщалось, что данная группа боевиков ИГ занималась изготовлением взрывчатки и направлением заминированных автомашин вглубь ливанской территории.

3 августа ливанская газета «Ан-Нахар» сообщила о том, что власти Катара официально согласились посредничать в освобождении 5 ливанских военнослужащих, находящихся в заложниках у террористических организаций «Исламское государство» и «Джебхат ан-нусра» (переименована в «Джебхат Фатх аш-Шам, запрещена в России). Напомним, что группа ливанских солдат была захвачена террористами в августе 2014 гола во время боев за Арсаль. Шестеро из них были казнены джихадистами. 19 солдат удалось освободить в декабре 2015 года. Переговоры по освобождению заложников с ливанской стороны ведет руководитель Службы общей безопасности Аббас Ибрагим. С катарской стороны они поручены бывшему руководителю оппозиционной Сирийской национальной коалиции Ахмеду аль-Хатыбу.

15-16 августа генерал А.Ибрагим находился в Риме, где делал доклад на организованной Папой Франциском конференции о ситуации христиан в странах Ближнего Востока. Генерал А.Ибрагим отметил, что христианская община является непременным элементом идентичности Ливана. Присутствие большого количества христиан стабилизирует обстановку в стране. Он высказался за сохранение Таифской системы, согласно которой христианин должен быть президентом республики. Генерал рассказал о том, что делают ливанские спецслужбы для профилактики экстремизма и борьбы с проявлениями терроризма и религиозной нетерпимости.

9 августа ливанская армия провела рейд в лагере палестинских беженцев Айн аль-Хильве. В результате были арестованы три человека, принадлежащие к ливанским джихадистским группировкам, в том числе Мухаммед Таха, сын Тауфика Тахи, лидера террористической группы «Бригады Абдаллы Аззама», на совести которой ряд  крупных взрывов в Ливане.

11 августа части ливанской армии обстреляли позиции террористической организации «Исламское государство» в районе населенных пунктов Каа и Рас Баальбек. Одновременно ливанские СМИ сообщили о столкновениях между джихадистами из ИГ и «Джебхат Фатх аш-Шам» в этом районе.

Одним из наиболее острых внутриполитических вопросов в Ливане в августе 2016 года оставался президентский кризис. В резиденции спикера ливанского парламента Айн аль-Тине продолжались консультации между движением «Хизбалла» и движением «Мустакбаль» о возможности выдвижения единой президентской кандидатуры и последующего создания единого коалиционного правительства.  При этом признание движением «Мустакбаль» кандидатуры Мишеля Ауна на президентский пост в обмен на поддержку «Хизбаллой» кандидатуры Саада Харири на пост премьер-министра получило название «пакетного соглашения».

13 августа лидер движения «Хизбалла» Хасан Насралла, выступая на телеканале «Аль-Манар», выразил готовность к компромиссу с лагерем С.Харири. Он отметил, что его движение «поддерживало кандидатуру Мишеля Ауна на пост президента еще до июльской (2006 года –авт.) войны. Эта позиция остается неизменной». Касаясь участия «Хизбаллы» в военных операциях на территории Сирии, Х.Насралла отметил: «Мы будем и дальше участвовать в операции по освобождению Алеппо от джихадистов. Нынешние смуты и расколы в арабских странах были инспирированы американцами для того, чтобы окончательно подчинить наши народы США и Израилю. Это уже привело к гибели тысяч людей и тысячам сломанных судеб. Те в Сирии, у кого осталась вера в что-то близкое к исламу должны сложить оружие, чтобы не допустить превращения своей страны в американскую и израильскую колонию».

Тем не менее, урегулирование кризиса сталкивалось с большими проблемами. 8 августа после долгих депутаты парламентского блока «Мустакбаль» отказались от поддержки президентской кандидатуры Мишеля Ауна. 10 августа бывший министр юстиции Ливана Ашраф Рифи, отколовшийся от «Мустакбаль» и формирующий собственное суннитское движение, обрушился с резкими нападками на «Хизбаллу», обратился к арабским государствам с призывом «избавить Ливан от гегемонии Ирана и «Хизбаллы»». «То, что происходит в Бейруте, требует объединенных арабских усилий и противодействию попыткам Ирана установить контроль над одной из арабских столиц», — заявил А.Рифи. Бывший министр обвинил «Хизбаллу» в том, что она стала «инструментом в руках Ирана, убивает сирийский народ и затягивает президентский кризис».

12 августа спикер ливанского парламента и лидера движения «Амаль» Набих Берри призвал депутатов парламента поскорее избрать президента, угрожая в противном случае катастрофическими последствиями. «Что я должен сделать, чтобы убедить вас в том, что страна приближается к катастрофе?», — спросил Н.Берри. Спикер парламента констатировал, что «страна придет к краху, если политический класс вовремя не опомнится. Существуют огромные проблемы не только на президентском уровне, но также масштабные финансовые и экономические риски».

Одновременно в Ливане продолжались дискуссии относительно назначения новых руководителей силовых структур, особенно вооруженных сил страны. Напомним, что назначение командующего армией, начальника Генштаба и руководителя военной разведки являются в Ливане прерогативами президента республики. В условиях отсутствия президента полномочия назначать новое военное руководство или продлевать полномочия старого отошли к кабинету министров. Номинальный лидер Свободного патриотического движения (СПД), министр иностранных дел Ливана и зять М.Ауна Джебран Басиль 9 августа энергично протестовал против продления полномочий командующего ливанской армией, генерала Жана Кахваджи. Напомним, что в прошлом году его полномочия также были продлены. В 2015 году СПД пыталась продвинуть на должность командующего зятя М.Ауна, руководителя армейского спецназа, генерала Шамеля Рукуза. «В прошлом году причиной полномочий командующего было нежелание ставить на эту должность зятя генерала Ауна. Что же помешало поставить нового командующего сейчас?», -спрашивал Д.Басиль.

Из внешнеполитических событий можно выделить визит в Бейрут министра иностранных дел Египта Самеха Шукри, состоявшийся 16-17 августа с.г. В ходе посещения Ливана С.Шукри провел встречи и переговоры с премьер-министром Ливана Т.Саламом, спикером парламента Н.Берри, министром иностранных дел Д.Басилем, кандидатом в президенты М. Ауном, лидером парламентской фракции движения «Мустакбаль» Ф.Синьорой, лидером «Ливанских сил» С.Джаджаа, бывшими президентами Ливана А.Жмайелем (партия «Катаиб») и М.Сулейманом. По словам министра, «Египет готов помочь Ливану в преодолении президентского кризиса». «У нас есть свое видение преодоления политического кризиса, вызывающего международное беспокойство и мы готовы предложить его братскому Ливану», — подчеркнул С.Шукри.

23 августа Ливан посетил командующий Центральным командованием (CENTCOM) США генерал Джозеф Войтел. Дж. Войтел провел переговоры с генералом Жаном Кахваджи, встретился с офицерами ливанских вооруженных сил. Он отметил, что «Америка горда тем, что поддерживает отважных ливанских военных, ежедневно рискующих жизнью для защиты безопасности своей страны от террористов». Он отметил также, что «навыки, профессионализм, приверженность к службе и стремление защищать свою страну у ливанских военных, как говорили мне американские инструктора, не имеют аналогов». Генерал напомнил, что американская военная помощь Ливану с 2005 года составила 1,4 миллиарда долларов и будет продолжаться и дальше.

Ситуация в Ливане в сентябре 2016 года развивалась достаточно динамично. Ливанская внутренняя политика в этот период была центрирована вокруг президентского кризиса. Противоборствующие политические партии и группировки продолжали предлагать свои варианты выхода из кризисной ситуации. Достаточно остро продолжала стоять проблема сирийских беженцев, усугубляющая ливанский экономический кризис.

2 сентября министры от Свободного патриотического движения (СПД) объявили о бойкотировании заседаний кабинета. Министр иностранных дел и номинальный лидер СПД Джебран Басиль объявил о том, что бойкот будет продолжаться до тех пор, пока не будет объявлено об отмене полномочий председателя Высшего оборонного совета Ливана генерал-майора Мухаммеда Хейра и не будет произведена замена генерал-лейтенанта Жана Кахваджи на посту командующего ливанской армией. Таким образом, главным фактором недовольства сторонников Мишеля Ауна стало продление сроков службы высших военачальников Ливана. В ответ на это министр обороны Ливана Самир Мокбель (представитель православной общины) довольно жестко ответил своим оппонентам, что никто кроме премьера и Министерства обороны в отсутствие главы государства не может диктовать кадровые назначения в армии. 8 сентября к бойкоту заседаний правительства из солидарности со своими союзниками-аунистами присоединилось движение «Хизбалла».

Одной из причин обструкции СПД кандидатуры генерала Кахваджи, возможно, является то, что он в свое рассматривался как альтернатива Мишелю Ауну при выборах на пост президента. 11 сентября газета «Ас-Сафир» сообщила о том, что Ж.Кахваджи до сих пор является самым желательным для американцев кандидатом на пост главы ливанского государства. В последнее время генерал Ж.Кахваджи начал выступать с политическими заявлениями. 14 сентября он указал на необходимость сохранения дружественных отношений между Ливаном и  государствами Персидского залива. Он подчеркнул, что аравийские монархии (Саудовская Аравия, ОАЭ, Катар, Кувейт) в трудное время приютили у себя тысячи ливанцев. Генерал призвал ливанских экспатов в этих странах не участвовать во враждебной деятельности против стран, в которых они проживают и не вмешиваться в их политику.

3 сентября Д.Басиль на встрече с партийными активистами СПД призвал бороться с коррупцией и «балансом, полученным в наследие от  эры 1990-2005 годов». «Эра 1990-2005 годов привела к маргинализации значительной части ливанского общества. Однако она не закончилась полностью с концом сирийской оккупации. Вслед за этим к власти пришла четырехпартийная коалиция («Мустакбаль»,  «Хизбалла», «Амаль», ПСП-авт.), что привело к фактическому продлению сирийского господства. Мы хотим разрушить баланс 1990-2005 годов и порожденную им коррумпированную структуру. Или мы победим ее, или она победит нас», — заявил министр.

4 сентября  лидер «Ливанских сил» Самир Джаджаа отметил, что единственным вариантом выхода из политического кризиса является избрание Мишеля Ауна президентом Ливана и назначение Саада Харири на пост премьер-министра правительства. «Все остальные варианты решения — продолжающийся два года безрезультатный национальный диалог, ни «пакетное соглашение», которое никто не собирается принимать, не приблизят к стабильности в стране», — констатировал  С.Джаджаа. Выступая на сессии Национального диалога, Д.Басиль спросил мусульман, собираются ли они жить вместе с христианами или нет.

Комментируя эти высказывания Д.Басиля, лидер движения «Марада» Сулейман Франжье назвал их  «очень опасными и ведущими к возобновлению экстремистского тренда в христианской общине». Он отметил, что «взгляды лидера СПД являются сектантскими и отбрасывают христиан в Ливане на десятки лет назад».

В сентябре 2016 года в качестве модератора  христианской общины Ливана все больше выступал патриарх маронитской церкви Бутрос Бешара ар-Раи. 8 сентября патриарх принял в своей резиденции представителей различных христианских политических партий, в числе которых был лидер партии «Катаиб» Сами Жмайель. Бешара ар-Раи подчеркнул необходим ость соблюдения Национального Пакта 1943 года для межобщинного партнерства. «С помощью Пакта ливанцы, христиане и мусульмане, говорят о своем желании жить вместе, во взаимном доверии, равенстве, сотрудничестве, достоинстве, интеграции и разнообразии. Пакт – это дух конституции, а конституция без духа превращается в мертвую бумагу», — подчеркнул патриарх.

12 сентября Джебран Басиль призвал к началу массовых демонстраций аунистов на улицах Бейрута, которые продолжались до 17 сентября. Он пригрозил «свергнуть правительство на улицах». Главным требованием было избрание Мишеля Ауна президентом Ливана. «Мы должны быть партнерами», — сказал Д.Басиль, обращаясь к своим оппонентам из мусульманского лагеря, -«Мы не ваши рабочие, служащие или граждане второго сорта. Если вы отвергаете нашего президента, мы отвергнем вашего».

13 сентября 2016 года с резкой критикой политического курса лидера «Мустакбаль» Саада Харири выступил бывший министр юстиции Ливана Ашраф Рифи. Он обвинил С.Харири в измене интересам суннитской общины. «Харири закончился и сунниты ожидают нового Харири», — заявил А.Рифи. Отставной министр объявил о своем намерении создать собственное политическое движение и отметил, что его позиции очень сильны в Триполи и Аккаре, он имеет свои ячейки в западном и центральном Бекаа, а также готов выставить кандидатов на выборах, готовых соперничать с «Мустакбаль» в Бейруте.

18 сентября СМИ Ливана распространили информацию о том, что один из ведущих политиков страны, лидер Прогрессивно-социалистической партии (ПСП) Валид Джумблат получает в социальных сетях сообщения с угрозами убийства. Большая часть политиков и общественных деятелей страны сурово осудила подобные проявления. Саад Харири подчеркнул необходимость защиты В.Джумблата. В свою очередь суннитский муфтий Ливана Абдель Латиф Дерьян заявил, что «защита Джумблата – это защита национальной безопасности и достоинства страны». Сам Валид Джумблат в интервью газете «Ан-Нахар» заявил, что не придает большого внимания таким угрозам. В то же время он заявил, что никогда не примирится с президентом Сирии Башаром Асадом. «Я предпочту совершить самоубийство на своих условиях, чем поехать в Сирию и пожать руку Асаду. Такое примирение будет означать мою политическую смерть», — отметил В.Джумблат. Он подчеркнул также ослабление позиций Саада Харири в стране. «Мой основной союзник становится все слабее, и я не понимаю почему. Это грустно», — заметил В.Джумблат.  Отвечая на вопрос о своей главной цели, обозначив ее как «выживание». «Моей основной задачей является выживание, это я пытаюсь втолковать и своему сыну. Под выживанием я понимаю сохранение добрых отношений со всеми политическими компонентами ливанского общества, особенно с «Хизбаллой». Это необходимо для демографического и  политического сохранения друзов в меняющемся мире».

В сентябре в Ливане продолжалась антитеррористическая кампания. 2 сентября Верховный суд Ливана вынес обвинительное заключение по делу о взрывах в мечетях в Триполи в августе 2013 года. Напомним, что 23 августа 2013 года в салафитских мечетях ат-Таква и ас-Салам в Триполи в результате взрывов погибло 43 человека и 800 человек были ранены. Вердиктом суда подчеркивается виновность лиц, организовавших данные теракты. Ими оказались офицеры сирийских спецслужб Мухаммед Али Али и Насер Джубан. 24 сентября газета «Ас-Сафир» сообщила о том, что арестованный в начале месяца «эмир» ячейки террористической организации «Исламское государство» Имад Ясин, переживший после ареста «глубокую психологическую травму», начал давать показания.

52.26MB | MySQL:103 | 0,462sec