Ситуация в Судане и Южном Судане: сентябрь 2016 г.

7 сентября президент Судана Омар аль-Башир объявил о восстановлении мира в Дарфуре. «Мы заявляем всем в Дарфуре и Судане, что выполнили наши обязательства», — провозгласил он перед толпой своих сторонников. Это заявление прозвучало в столице штата  Северный Дарфур г.Эль-Фашер по итогам встречи главы Судана с президентом Чада Идрисом Деби и эмиром Катара Тамимом бен Хамадом Аль Тани. Таким образом, формально было объявлено о реализации подписанного в Дохе в июле 2011 года мирного соглашения между Хартумом и альянсом повстанческих группировок. До этого, в ходе вспыхнувшего в Дарфуре в 2003 году конфликта погибли, по данным ООН, до 300 тысяч человек, 2,5 млн стали беженцами.

«В Дарфуре сегодня лучше, чем вчера, и будет еще лучше завтра», — пообещал О.аль-Башир, разыскиваемый Международным уголовным судом за военные преступления против человечности и геноцид в Дарфуре.

«Мы построим (в Дарфуре-авт.) дороги, обеспечим образование, систему здравоохранения, построим инфраструктуру для обеспечения населения электричеством и водой. Мы также достигнем примирения между всеми племенами Дарфура», — пообещал он.

Ранее сообщалось, что в апреле с.г. Хартум организовал референдум об административном делении Дарфура, по итогам которого было подтверждено разделение региона на пять штатов. Это голосование бойкотировалось повстанцами. Тогда же было объявлено о прекращении конфликта. Тем не менее в июне Совет Безопасности ООН продлил на один год мандат Совместной миссии ООН и Африканского Союза в Дарфуре Minuad.

18 сентября Хартум пригрозил закрыть границу с Южным Суданом в случае, если Джуба и дальше не будет «выполнять свое обязательство» о выдворении с территории Южного Судана повстанческих группировок, воюющих против режима. При этом напоминалось, что еще 21 августа в ходе визита в Хартум новый вице-президент Южного Судана Табан Денг заверил, что южносуданские власти выдворят со своей территории суданских повстанцев в течение 3 недель. Понятно, что при существующих условиях в Южном Судане сделать это было вряд ли возможно.

29 сентября правозащитная организацция «Международная амнистия» (МА) обвинила Хартум в неоднократном использовании в течение этого года химического оружия в горной части Дарфура, в результате чего погибли мирные жители. По данным правозащитников, они насчитали до 30 атак подобного рода в регионе Джебель Марра. В докладе, в частности, приводятся свидетельства свыше 200 человек, переживших химические атаки, а также выводы экспертов в области химического оружия. Эти атаки были частью военной кампании против повстанцев из группировки Суданской освободительной армии – фракция Абдельвахида Нура. По оценкам МА, они подпадают под определения «военные преступления» и «преступления против человечности». Понятно, что эти обвинения были отвергнуты Хартумом.

Были эти атаки или нет – это дело специалистов. Однако хочется в очередной раз выразить недоумение, почему российские «торговцы смертью» продолжают работать с Суданом? Ведь всем понятно, что Хартум игнорирует положения контрактов, согласно которым российское оружие якобы нельзя использовать в Дарфуре.

 

2 сентября представители Совета Безопасности ООН прибыли в Джубу с тем, чтобы попытаться убедить президента Южного Судана Сальву Киира дать согласие на развертывание в стране региональных миротворческих сил численностью 4 тысячи человек в дополнение к уже развернутой там Миссии ООН в Южном Судане (Minuss) численностью 13 тысяч человек. Альтернативный вариант предусматривал введение санкций против руководства Южного Судана и эмбарго на поставки оружия в эту страну. Делегация СБ ООН планировала также встретиться с беженцами, укрывшимися от боев в лагерях миротворцев в Джубе и Вау.

Как заявил со-руководитель делегации посол Сенегала при ООН Фоде Сек, «наша целью – обеспечение безопасности гражданского населения, достижение мира в стране, достижение выполнения резолюций СБ ООН по Южному Судану».

Вторым со-руководителем делегации СБ ООН являлась представитель США в этой инстанции Саманта Пауэр.

Известно, что региональный миротворческий контингент будет входить в состав Minuss. Его главной задачей будет поддержание безопасности в столице Южного Судана.

До сих пор Джуба противилась развертыванию регионального миротворческого контингента, утверждая, что его присутствие с расширенным мандатом нарушает суверенитет страны.

3 сентября на встрече с делегацией СБ ООН за скорейшее развертывание в Джубе регионального миротворческого контингента высказались представители духовных властей Южного Судана – католики, протестанты и мусульмане. В тот же день состоялась встреча делегации с ключевыми южносуданскими министрами – обороны, юстиции и нефти. Последних, по отзывам свидетелей, неприятно удивило, что на сей раз СБ ООН выступал единым фронтом – Россия и Китай, ранее противившиеся введению санкций против Южного Судана, на сей раз сняли свои возражения.

12 августа при голосовании в СБ ООН по развертыванию регионального миротворческого контингента с более широкими полномочиями Пекин и Москва воздержались.

К тому времени уже была ясна тактика Джубы по этому вопросу – заболтать развертывание нового контингента миротворцев бесконечным обсуждением условий этого процесса.

Переговоры делегации СБ ООН с С.Кииром начались лишь 4 сентября. Они проходили в президентском дворце, где совсем недавно, 8 июля, шли ожесточенные бои между сторонниками президента и его оппонента Р.Машара. С.Киир тут же обвинил своего визави в попытке его физического устранения в тот день. Тем не менее Джуба в тот же день дала формальное согласие на развертывание регионального миротворческого контингента. При этом, как и ожидалось, условия развертывания этого контингента подлежат обсуждению.

Правительство Южного Судана также обязалось не препятствовать в дальнейшем свободе перемещения подразделений Minuss, что оно ранее делало неоднократно.

5 сентября участники делегации СБ ООН, ранее посетившей Джубу, встретились в Аддис-Абебе с Советом по вопросам мира и безопасности Африканского союза. По итогам встречи представитель Франции Алексис Ламек заявил АФП, что вопрос о возможном возвращении в Южный Судан бывшего вице-президента страны и руководителя повстанцев Риека Машара «не должен задерживать реализацию мирного соглашения» между Джубой и повстанцами. Таким образом он дал понять, что в СБ ООН не торопятся увидеть Р.Машара на его прежнем месте.

Как известно, Р.Машар после июльской вспышки боев между правительственными силами и повстанцами был лишен поста вице-президента. Сам он укрылся в Хартуме. На освободившийся пост был назначен также выходец из повстанцев-нуэр Табан Денг. Последний тут же дал понять, что не собирается уступать свой пост даже в случае возвращения Р.Машара в страну. Назначение Р.Машара на пост вице-президента было одним из пунктов мирного соглашения, подписанного в августе 2015г. между Джубой и повстанцами.

Ранее, в августе, глава Госдепа США Джон Керри в отношении возможного возвращения Р.Машара на его прежний пост заявил, что «перестановки персоналий в переходный период не противоречат (мирному-авт.) соглашению».

Что касается собственно встречи в Аддис-Абебе, то на ней дипломаты из ООН и Африканского союза обсуждали условия развертывания в Южном Судане 4-тысячного регионального миротворческого контингента. На тот момент не было ясности относительно того, какие страны выделят свои подразделения в состав этого контингента, продолжительности его нахождения в стране, а также точного мандата миссии.

Первоначально предполагалось, что в нем поучаствуют Эфиопия, Кения и Руанда. В состав контингента планировалось включить три усиленных механизированных батальона, вертолетное подразделение, подразделения сил специального назначения, инженерных войск и военной полиции. Страны региона со своей стороны изначально обозначили их позицию – они готовы выделить в состав нового контингента большую, но не всю часть необходимой численности военнослужащих. Подобная позиция предполагала, что в состав регионального миротворческого контингента войдут не только военнослужащие из стран региона.

По оценке французского дипломата по итогам поездки делегации СБ ООН в Южный Судан, ситуация в этой стране «оказалась более тревожной, нежели ожидалось».

8 сентября в Нью-Йорке был распространен доклад ООН, согласно авторам которого вспышка боев в июле между правительственными силами и повстанцами проходила под руководством командования южносуданской армии с согласия президента С.Киира. По оценкам экспертов ООН, все преступления, совершенные в ходе боев и при нападении 11 июля на кампус близ одной из баз ООН, где были подвергнуты насилию иностранные сотрудницы гуманитарных организаций, также не были спонтанными действиями солдат. Эксперты отметили, что в ходе боев правительственные силы широко использовали боевые вертолеты Ми-24. Приказ на их применение могут отдавать в Южном Судане два человека – С.Киир и начальник генерального штаба Пол Малонг. Сотрудники ООН зафиксировали свыше 300 случаев изнасилований, совершенных главным образом солдатами правительственных войск за время июльских боев в Джубе.

9 сентября стало известно, что несколько представителей южносуданского гражданского общества, встречавшихся в начале месяца с делегацией СБ ООН, были вынуждены бежать из страны после того, как бесследно исчез один из их коллег. Участники встречи с делегацией СБ ООН полагали, что к его исчезновению причастны южносуданские власти.

12 сентября в Париже был опубликован доклад группы The Sentry, основанной американским актером Джорджем Клуни, согласно авторам которого для политической и военной элиты Южного Судана гражданская война в этой стране оказалась очень выгодной. Среди главных бенефициантов в нем названы президент Южного Судана С.Киир и его основной противник Р.Машар. Они же названы в качестве главных генераторов насилия, творившегося все эти годы с момента развязывания гражданской войны в середине декабря 2013 г. В качестве главной причины этой войны в докладе справедливо называется борьба за право распоряжаться природными ресурсами страны, начатая при подстрекательстве международных банков, предпринимателей, торговцев оружием, компаний по продаже недвижимости и …  адвокатов. По мнению авторов доклада, и с ними можно только согласиться, подавляющему большинству преступлений, совершенных в Южном Судане, способствовало то, что С.Киир и Р.Машар были уверены в собственной безнаказанности. Откуда была эта уверенность — сказать трудно. Но стоит напомнить. Во-первых, именно США стояли у истоков независимости Южного Судана. Во-вторых, по необъяснимым причинам Россия и Китай долгое время противились введению санкций против Джубы.

Понятно, что выводы доклада были отвергнуты как Джубой, так и противоположной стороной как политически мотивированные…  Здесь возникает законный вопрос — сколько можно терпеть людей, давно презревших все и вся ради удовлетворения личных амбиций?

Как только выводы этого доклада были опубликованы на страницах англоязычной газеты «Нейшн мирроу», она тут же, 14 сентября, была закрыта южносуданскими властями.

15 сентября США вновь попытались добиться в СБ ООН введения эмбарго на поставки оружия в Южный Судан в случае, если Джуба воспротивится развертыванию в этой стране регионального миротворческого контингента, но этой попытке, по данным западных СМИ, вновь по непонятным, хотя очевидным причинам воспротивилась Россия.

В целом, складывается впечатление, что только жесткое и постоянное давление мирового сообщества на тех, кто осуществляет власть в Южном Судане, может хоть как то изменить ситуацию в этой стране в положительном направлении. В противном случае там неизбежны новые случаи массового кровопролития.

52.26MB | MySQL:103 | 0,394sec