Военная операция Турции «Щит Евфрата» на севере Сирии

Военная операция  «Щит Евфрата» начавшаяся в августе нынешнего года  по словам президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана имеет цель «очистить приграничные территории с Турцией от  террористической организацией ИГИЛ (прежне название «Исламского государства», запрещено в России-авт.) и террористических групп сирийских курдов, угрожающих Турции, а также создание на ней зоны безопасности для размещения беженцев». Началом этой операции можно считать взятие совместными силами турецкой армии и Сирийской свободной армии (ССА) города Джараблус 24 августа (город  в северной части Сирии, на берегу реки Евфрат, вблизи границы с Турцией) и дальнейшее наступление в юго-западном направлении.

Совместно с военными силами Турции в операции участвовали так же сотрудники Национальной службы организации (МИТ) и подразделения специального назначения. Однако, говоря об участии ССА,  надо учитывать неоднородность этой структуры и что на данный момент к операции «Щит Евфрата» присоединились  такие группировки ССА как «дивизия Мурата Султана», Фейлак  аш-Шам, «Северная дивизия», «Нуреддин аз-Зенги», «Фронт Леванта» и «Дивизия Хамзы».

С тактической точки зрения операцию можно разделить на следующие  этапы: взятие Джараблуса и установление контроля на линии до Манбиджа, завоевание Манбиджа,  соединение дороги из Джараблуса до Чобанбея (Аль-Раи); наступление с Манбиджа на юго-запад и с Чобанбея на юг, в результате взятие города Аль-Баб и создание зоны безопасности на линии территории Аазаз-Джараблус.

Чтобы составить полную картину происходящего надо понять какое тактическое значение имеет вышеуказанная территория для турецкой стороны. Располагаясь на западном берегу реки Евфрат на приграничной зоне с Турцией,  Джараблус имеет важное значение для Турции с точки зрения оказания военной помаши ССА. В 2013 г город перешел под контроль ИГ, а  в середине 2015 г. «Отряды народной самообороны» (ОНС)- боевое крыло Курдского верховного комитета и Партии демократического союза (ПДС)  (левой партии, основанной в 2003 году сирийскими курдами) начали наступление на город. Возникла возможность усиления курдского влияния на севере Сирии, то есть  на границе с Турции, что является неприемлемым для турецких властей. Анкара не могла допустить этого и перешла в действия.

Интересно, что в турецких аналитических кругах считают, что операция была запланирована за долго до августа, однако инцидент со сбитым российским самолетом и крайнее обострение российско-турецких отношений заставили Турцию отложить военную операцию.

Так, по словам эксперта турецкого Фонда политических, экономических и социальных исследований (SETAV- Siyaset, Ekonomi ve Toplum Araştırmaları Vakfı)  Джана Аджуна,   несмотря, что последствия гражданской войны в Сирии больше другие стран затрагивают Турцию. «Mы знаем, что ее непосредственное вмешательство в военные действия, слишком долго откладывалось».  Специалистка по курдскому вопросу Амберин Заман считает: «Широко распространено мнение, что турецкие войска начали операцию “Щит Евфрат” с согласия России, но Москва также дала ясно понять, что она не допустит поддерживаемым Турцией повстанцам взять под контроль Аль-Баб, потому что это поставило бы под угрозу защиту режима в Алеппо».

По мнению директора Института Турция 21-ого века и Центра исследований Ближнего Востока и Африки  Серхата Эркмена,  время выбранное для военной операции также не случайна. «После попытки государственного переворота  15 июля, круги принимающие решения в Турции посчитали, что настало время найти альтернативный вариант антитеррористической войны коалиции возглавляемой США в Сирии, и для этой цели необходимо создать коридор Джараблус, Чобанбей, Манбидж и Aль-Баб и разместить там элементы ССА».

Стремление Турции создать на турецко-сирийской границе бесполётной зоны всем давно известно, однако обосновывающие доводы предъявляемые Анкарой  не выдерживают даже минимальной критики. Так, на вопрос немецкого издания Deutsche Welle, насколько вероятно, что после этой операции сирийские беженцы из Турции возвратятся в эту бесполетную зону от Аазаза до Джараблуса, эксперт Центра стратегических исследований Ближнего Востока Ойтун Орхан ответил. «На данный момент не представляется возможным. Речь идет об очень узкой линии». И в правду, если говорить о цифрах, то вышеуказанная территория составляет 98 км в длину и 10-20 км в глубину. Это очень незначительная зона для размещения беженцев, да и вопрос- захотят ли они вернуться. И даже несмотря на заявление  руководителя регионального миграционного офиса города Газиантеп, что более 7700 беженцев вернулись в Джараблус, учитывая факт, что в Турции насчитывается по данным разных источников более 3 миллионов сирийский беженцев, число беженцев, возвратившихся в Джараблус, не велико.

Остается явным факт, что основная цель Турции бороться с курдскими формированиями как ОНС и ПДС, которые Турция считает террористическими и аффинированными с Pабочей партией Курдистана (РПК).

Однако авиаудары Турции, скорее всего, еще больше осложнят усилия Вашингтона, чтобы сбалансировать свои отношения с Турцией, ключевым союзником НАТО, и сирийскими курдами, которые остаются самым эффективным партнером возглавляемой США коалиции в борьбе с ИГ в Сирии. После заявления советника президента США Бена Родса о том, что президент США Б.Обама на встрече со своим турецким коллегой Р.Т.Эрдоганом 4 сентября подвергнет  критике движение Турции на юг Сирии и действия против «Сил демократической Сирии» (СДС), поддерживаемых США, последовала достаточно резкая реакция Анкары.  Пресс-секретарь МИД Турции Танжу Бильгич в своем письменном заявлении объявил.  «В связи с заявлениями представителя Белого дома и Пентагона о целях операции “Щит Евфрата до посла США в Анкаре была доведена наша позиция о том, что Турция считает подобные заявления неприемлемыми и не соответствующими союзническим отношениям между Анкарой и Вашингтоном. Операция будет продолжена до устранения угроз национальной безопасности Турции. Ожидаем отхода сил самообороны сирийских курдов на восток от Евфрата, согласно нашим договоренностям с США». В этот критический в двухсторонних отношениях момент 21 октября состоялся визит главы Пентагона Эштона Картера в Турцию, и как ожидалось,  главные темы переговоров стали участие Турции в военной операции по освобождению Мосула и «Щит Евфрата». Эштон Картер объявил. «США выступают за участие Турции в операциях против террористической группировки ИГ. Мы поддерживаем меры, принятые Турцией по защите своих границ, и участие этой страны в операциях против террористов ИГ». Министр обороны Турции Фикри Ышык, со своей стороны, заявил. «Ожидаем, что, как и было обещано Турции, отряды РПК/ПДС/ОНС покинут сирийский город Манбидж и уйдут на восточный берег реки Евфрат».

Судя по официальным заявлениям компромисса так и не было найдено, и стороны остались при своем.

20 октября ВВС Турции объявили, что в рамках операции «Щит Евфрата» нанесли 26 ударов по 18 целям формирований  ПДС, уничтожив 160-200 боевиков. На что последовало опровержение со стороны ПДС, где, в  частности говорилось, что не более 10 бойцов  было убито. По данным Сирийской обсерватории по правам человека, во время артиллерийских обстрелов Турции контролируемого курдами город Африн, было убито 11 бойцов ПДС. Поток противоречивой информации огромен, однако остается явным одно, Турция никогда не будет жалеть усилий, чтоб предотвратить стремление сирийских курдов взять Аль-Баб, тем самым установить связь Африна с Кобани.

Операция «Щит Евфрата» является второй крупномасштабной военной кампанией Турции за пределами страны в истории республики (первая операция «Аттила» по поддержанию мира на Кипре в 1974 году). Пожалуй, все круги Турции проправительственные и оппозиционные, кроме прокурдской Партии демократии народов (ПДН), поддержали действия руководства страны. Глава Генштаба ВС Турции, генерал армии Хулуси Акар в своем заявлении подтвердил, что военная операция на севере Сирии «Щит Евфрата» будет продолжена «до ликвидации последнего террориста», а пресс-секретарь президента страны Ибрагим Калын полон уверенности, что операция станет «концом света» для ИГ.

52.31MB | MySQL:106 | 0,674sec