«Российско-израильские отношения в настоящее время развиваются без рывков и сенсаций, но и без откатов и тупиковых ситуаций. По мере укрепления политического и экономического фундамента этих отношений, роста взаимного доверия произойдут и качественные сдвиги, но только при условии продолжения повседневной напряженной работы во всех сферах двусторонних отношений». Таков был мой общий вывод об итогах прошлогоднего визита израильского премьер-министра в Москву («Визит без сенсаций». — «Еврейские новости», № 13, 2002). Эти слова в полной мере могут быть отнесены и к недавнему приезду А. Шарона (3-5 ноября). Визит также не вызывал особого ажиотажа в средствах массовой информации. Программа была в значительной мере предсказуема: «Дорожная карта», иранская тема, сирийская тема, взаимоотношения Израиля с российской еврейской общиной, российско-израильские хозяйственные связи. Если блок политических проблем освещался журналистами и экспертами достаточно подробно, то экономическая составляющая визита традиционно служила своего рода гарниром к трудноразрешимым внешнеполитическим коллизиям. Между тем нельзя не заметить, что в ходе этих переговоров экономическому взаимодействию было уделено значительно больше внимания, а израильская делегация на этот раз была усилена министром транспорта Авигдором Либерманом, который возглавляет также Смешанную российско-израильскую комиссию по торгово-экономическому сотрудничеству и, по имеющейся информации, лоббирует расширение хозяйственного сотрудничества между двумя странами.
В настоящее время перед Россией и Израилем стоит задача устранения дисбаланса в двусторонних отношениях. Дело в том, что по уровню развития экономические связи всегда отставали от взаимодействия в области политики, культуры. Не случайно на прошлогодних переговорах Владимир Путин посетовал на то, что экономическое сотрудничество между Израилем и Россией развивается слишком медленно. Это вполне объяснимо. Слишком долго экономические отношения между двумя странами оставались в заложниках у большой политики. И по сей день реализация многих хозяйственных проектов либо напрямую зависит от решения внешнеполитических проблем, либо используется в качестве компенсации политических уступок. Ситуация в этом отношении улучшается, но принцип экономизма (т.е. приведения внешнеполитического курса в соответствие с потребностями развития экономики) пока еще не стал доминирующим.
Наибольший оптимизм и у российских, и у израильских руководителей вызывает традиционная форма экономических связей — торговля. Действительно, данные о внешнеторговом обороте свидетельствуют о его динамичном росте.
ТОВАРООБОРОТ РОССИИ С ИЗРАИЛЕМ (млн. долл.)
1993* | 1993 | 1994 | 1995 | 1996 | 1997 | 1998 | 1999 | 2000 | 2001 | 2002 | |
ОБОРОТ | 23,4 | 174,1 | 262,9 | 474,4 | 443,1 | 413,0 | 642,9 | 408,8 | 619,0 | 679,5 | 730,4 |
Экспорт | 18,5 | 55,6 | 70,2 | 214,8 | 182,1 | 160,0 | 225,9 | 302,4 | 472,6 | 507,1 | 519,9 |
Импорт | 4,9 | 118,5 | 192,7 | 259,6 | 261,0 | 253,0 | 184,6 | 106,4 | 146,4 | 172,4 | 210,5 |
Сальдо | 13,6 | -62,9 | -122,5 | -44,8 | -78,9 | -93,0 | 41,3 | 196,0 | 326,2 | 334,7 | 309,4 |
* Включая торговлю Израиля с другими республиками СССР.
Рассчитано по: Statistical Abstract of Israel 1995-2003, Jerusalem.
Суммарная стоимость товарообмена в 2003 г., по предварительным оценкам, составит 1,2 -1,3 млрд. долл. Реальный объем торгового оборота, по мнению экспертов, в два раза превышает официально объявленный. Скрытый внешнеторговый оборот осуществляется в виде экспорта в Россию, организуемого европейскими филиалами израильских компаний, а также экспорта услуг, статистический учет которых затруднен как из-за несовершенства правовой основы двусторонних связей, так и специфики статистического «улавливания» данной экспортной статьи. Спад в торговле после российского финансового кризиса 1998 г. в основном удалось преодолеть (благодаря ускоренному росту российского экспорта), но ее товарная структура по-прежнему не удовлетворяет российскую сторону. В нашем экспорте преобладают драгоценные камни и ювелирные изделия (60-70% стоимости), а более половины импорта из Израиля составляет продовольствие и цветы. Очевидна необходимость существенного повышения доли продукции высокотехнологичных производств машиностроительного и химического комплексов, электроники и электротехники — тех отраслей, которые достаточно хорошо развиты как в Израиле, так и в России. За счет неоптимальной структуры торговли израильтяне до сих пор не могут вывести свой экспорт в Россию на уровень середины 90-х годов и вынуждены сводить торговый обмен с нашей страной с весомым отрицательным сальдо.
Между тем, существуют вполне объективные пределы наращивания взаимных товарных потоков. Израильские производители заинтересованы в быстро растущем российском рынке, но относительно узкий израильский рынок вряд ли решит наши хозяйственные проблемы. Поэтому необходимо дополнять торговые связи производственной кооперацией, сотрудничеством в области создания и использования новых технологий, научных исследований, взаимного предоставления различного рода услуг. Именно это направление вырисовывается за лаконичными сообщениями о визите А. Шарона, что позволяет сделать предположение о начале качественно нового этапа в российско-израильских отношениях — конечно, при наличии благоприятного политического климата. Среди конкретных направлений, которые были в центре внимания на ноябрьских переговорах — развитие транспорта, военно-техническое и инвестиционное сотрудничество, а также снабжение Израиля российской нефтью.
Возможность предоставления российскими фирмами инжиниринговых услуг и их участия в транспортном строительстве обсуждалась уже давно. Сейчас для этого возникли особо благоприятные условия. Израиль обладает достаточно разветвленной наземной транспортной сетью. Но снижение инвестиций в дорожное хозяйство при росте автомобильного парка страны уменьшило уровень автомобильного обслуживания. Неадекватность развития транспортной системы начала ощущаться особенно остро в период массовой иммиграции первой половины 90-х годов. Для решения этой проблемы было начато строительство Трансизраильской автомагистрали, модернизация и расширение всей сети автомобильных дорог. Второе рождение переживает железнодорожный транспорт: впервые за последние четыре десятилетия развитие железных дорог стало рентабельным и привлекательным для инвесторов, проводится коммерциализация управления этим транспортом. Принятая в марте 2003 г. правительственная программа оздоровления экономики предусматривает выделение дополнительно 10,6 млрд. шекелей на развитие транспорта (при значительном сокращении многих других бюджетных ассигнований — в соответствии с программой экономии государственных средств, осуществляемой командой министра финансов Б. Нетаньягу). Российские строительные и проектные фирмы получают возможность активно поучаствовать в дорожном строительстве в Израиле. А. Либерман планирует привлечь российских специалистов, обладающих опытом туннельного строительства, для прокладки железнодорожных магистралей в иерусалимском направлении.
В ходе визита обсуждался взаимовыгодный проект прокладки нефтепровода от российских месторождений в Турцию и по дну Средиземного моря в Израиль. Нельзя не признать, что развитие трубопроводного транспорта и снабжение энергоносителями имеют стратегический характер, и в прошлом политика во многом препятствовала реализации соответствующих проектов. Достаточно вспомнить, что в жертву политическим разногласиям было принесено начало широкомасштабных поставок российского природного газа в Израиль. В ответ на требование израильской стороны свернуть сотрудничество с Ираном в области атомной энергетики россияне ответили: «Газ нужен им, а не нам». Пока стороны выясняли отношения, газопровод «Голубой поток» протяженностью 1263 километра дошел до Турции, и теперь она будет получать напрямую из России до 16 млрд. кубометров газа в год на протяжении 25 лет.
Начало проектов в нефтяной отрасли создает основу для оптимистичной оценки будущего стратегического сотрудничества. Находясь в полной зависимости от зарубежных поставок энергоносителей, Израиль в течение ряда лет пытается диверсифицировать источники снабжения, одновременно проводя курс на снижение роли Египта в импорте нефти. Уже в конце ноября начнутся поставки крупных объемов российской нефти в Израиль. Ее доставку будет осуществлять израильская нефтяная компания «Эйлат-Ашкелон». Главными претендентами на осуществление поставок с российской стороны являются «Роснефть» и «ЛУКОЙЛ», которые занимаются добычей нефти на юге России. Очевидно, прежние опасения израильского руководства привязать страну к российским энергоносителям уходят в прошлое. Активность российских компаний стимулирует возможная конкуренция казахстанской нефти. Если все это будет иметь продолжение, можно ожидать прихода «Голубого потока» в Израиль — через Турцию как транзитную зону. Технические проблемы, связанные с приспособлением стандартов израильской газовой системы к российскому газу, по мнению специалистов, вполне преодолимы.
В еще большей степени подвержено влиянию политических факторов военно-техническое сотрудничество (ВТС). Сегодня можно говорить о достаточно высоком уровне взаимодополняемости военного производства России и Израиля. Одной из наиболее примечательных тенденций современного оружейного рынка является бурный рост российского и израильского военного экспорта, причем Израиль активно модернизирует оборудование, в том числе и российские боевые системы. Главное направление кооперации в этой области — совместное производство вооружений и военной техники на основе российских «платформ», оснащенных израильской электроникой, для экспорта в третьи страны. Выгоды Израиля от такого сотрудничества очевидны — выход на освоенные Россией рынки сбыта, использование ее военно-технических разработок, получение большей свободы действий в рамках экспортной стратегии своего главного стратегического партнера — США. Интересы России здесь состоят в улучшении с помощью Израиля качества поставляемой за рубеж военной продукции, обретении сильного в военно-техническом отношении партнера для проникновения на мировые рынки, на которых доминируют Соединенные Штаты. Энергичные меры, принимаемые администрацией США и американскими производителями вооружений по противодействию совместным российско-израильским военным поставкам в Китай, Индию, Турцию и ряд других стран свидетельствуют о серьезности возникающего военно-промышленного тандема.
Проблемы ВТС обсуждались в закрытом режиме, но некоторая информация попала в печать. В интервью агентству «Интерфакс» А. Шарон заявил: «Мы также обсудили вопрос, которому я всегда уделяю внимание во время своих визитов,- деятельности, направленной на то, чтобы мы могли совместно продавать нашу продукцию третьим странам. В прошлом мы вместе разрабатывали штурмовой вертолет, нашей целью было победить на тендере в Турции. И, пожалуй, нам удалось сообща создать, наверное, самый лучший вертолет такого типа в мире. Сейчас мы осуществляем другой совместный проект, который касается Индии. И в этой связи я поблагодарил президента Путина за то, что он не только позволил нам сотрудничать с Россией, но и оказал значительное содействие, продвигал наш совместный проект. Речь идет о совместном израильско-российско-индийском проекте, инициатором которого является Израиль. Я имею в виду разведывательный самолет типа «Фалькон». Речь идет о сделке стоимостью в $1 млрд. Когда она была заключена, мы беседовали об этом по телефону с президентом Путиным» («Коммерсантъ», 07.11.03).
Российский президент дал понять, что обсуждал с А. Шароном возможность поставок российской военной техники в Израиль. Если речь идет о последующей модернизации и сбыте в третьих странах, то такая схема уже осуществлялась. Другое дело, если российское вооружение поступит на оснащение израильской армии. Это означало бы реальный прорыв в развитии ВТС и имело бы далеко идущие политические и экономические последствия. Скорее всего, наиболее реальны российские поставки боевых машин пехоты (по их производству Израиль в последнее время несколько отстал) и отдельных видов стрелкового оружия. В любом случае российская сторона, очевидно, предпримет необходимые меры для обеспечения своих прав на интеллектуальную собственность. Этому в России в последнее время уделяется особое внимание.
Менее всего зависит от политических проблем сотрудничество в аграрной области. С нее начинался выход израильских фирм на российский рынок технологий и инжиниринговых услуг. Сельское хозяйство — предмет особой гордости израильтян, и немало израильских политиков и государственных деятелей — так же как и некоторые их российские коллеги — в свободное от основной работы время занимаются фермерством. А. Шарон, добившийся немалых успехов на поприще выращивания быков-производителей, во время визита в Москву первым делом посетил животноводческий комплекс совхоза «Знаменское». Там он осмотрел племенное стадо и побеседовал с обслуживающим персоналом.
Производственное и научно-техническое кооперирование, как правило, сопровождается расширением инвестиционных связей. Председатель российского правительства М. Касьянов на встрече с А. Шароном среди значимых проектов, способных придать новое качество экономическому взаимодействию, выделил проекты по привлечению инвестиций израильского капитала в российскую экономику, а также российского — в израильскую, и получение подрядов на осуществление крупных проектов. А. Шарон указал на целесообразность вложения российских инвестиций в экономику Израиля, где сравнительно недавно была проведена либерализация рынка капиталов. Обсуждались перспективы принятия законов о взаимной защите инвестиций.
Стороны, очевидно, учтут накопленный, не вполне блестящий опыт капиталообмена. До августовского кризиса 1998 г., несмотря на многие просчеты в установлении инвестиционных связей (можно вспомнить крах «Первой российско-израильской инвестиционной компании») создавалась база для взаимного притока капитала. Одним из пионеров экспорта российского капитала в Израиль был В. Гусинский, приобретший крупные пакеты акций в израильском медиа-бизнесе. Ведущие коммерческие банки России были готовы инвестировать средства в израильскую экономику, проводили тщательный анализ израильского рынка и даже приступили к определенной внутренней реорганизации своих внешнеэкономических подразделений. Израильские инвесторы были значительно активнее, особенно на рынке ГКО. Дефолт существенно нарушил связи в инвестиционной области. В настоящее время усиливающаяся транснационализация и израильского, и российского капитала создает условия для наверстывания упущенных возможностей в инвестиционной сфере, что, безусловно, потребует установления государственных гарантий для экспортеров капитала. Ожидается, что израильский капитал будет нацелен в первую очередь на обладающие значительным хозяйственным потенциалом и развитой инфраструктурой российские регионы — Северо-Запад, Поволжье, Краснодарский край и Урал.
В заключение следует отметить, что эйфория начального этапа политического и экономического сближения Израиля и России давно закончилась. Теперь настало время обыденной, повседневной работы по укреплению политической и экономической основы отношений. Именно тот факт, что подобные встречи на высшем уровне стали рутинными, свидетельствует о стабильном и поступательном развитии российско-израильского сотрудничества.