К вопросу о принятии новой конституции в Турецкой Республике

Переход Турции к новой системе правления, в которой бы полномочия оказались бы перераспределены от премьер-министра в сторону президента, ведутся в стране уже не первый год. Именно этот путь был выбран президентом Реджепом Тайипом Эрдоганом с целью продления своего политического долголетия, а также в качестве рецепта, наибольшим образом отвечающего его амбициям и планам на будущее Турецкой Республики.

Однако, подступиться к этим планам, встречающим жесткое противодействие со стороны оппозиции, в прошлые годы так и не удалось. По итогам выборов 2002 и 2007 году у Партии справедливости и развития (ПСР) было достаточное количество депутатов, которое позволяло выносить вопрос новой конституции на референдум. Однако, то были ранние годы ПСР, которая куда как меньше контролировали армейских и судейских, включая тот же Конституционный суд. Про последний говорим, отнюдь не случайно, поскольку в июле 2008 года не хватило лишь голоса одного судьи для достижения квалифицированного большинства, чтобы запретить Партию справедливости и развития «на веки вечные». Административно пожурили, но «пуля свистнула», что называется.

На последующих же выборах 2011 и 2015 (имеются в виду итоговые результаты повторного голосования) года ПСР уже до 3/5 голосов, необходимых для самостоятельного вынесения Конституции на референдум, не дотягивала. Нынешние 317 голосов ПСР требуют ещё 13 внешних сторонников, которых нельзя найти ни в Народно-республиканской (НРП), ни уж, тем более, в прокурдской Партии демократии народов (ПДН). Давно уже стало понятно, что единственным источником дополнительных голосов является скрытый союзник ПСР – правая Партия националистического движения (ПНД). Но надо понимать, что стоимость этих голосов – поистине огромна.

Если ПСР договорится с ПНД на межпартийном уровне, то придется проделать с ней согласующую работу по всем статьям нового основного закона. И, конечно же, там и близко не окажется никаких послаблений курдам, а, следовательно, курдский вопрос окончательно и бесповоротно будет решаться только в силовой плоскости. Ну, а если договариваться с отдельно взятыми депутатами, то их надо очень крепко убедить на том, что называется в стране — «эмоциональным уровнем».

Но, какие бы планы ПСР не строили на осень 2016 года — очевидно, рассматривался и вопрос лишения фракции ПДН целиком депутатской неприкосновенности и её выдворение из Меджлиса с последующими перевыборами – но эти планы оказались прерваны попыткой военного переворота в стране 15 июля. После чего Р.Т.Эрдогану и ПСР стало в очередной раз не до конституции и референдума. Заступивший на пост в мае 2016 года новый премьер-министр Б.Йылдырым, которого, никому, ничего не навязывая, просто порекомендовал турецкий президент, первое, о чем заговорил – так это о том, что «курдов мочить» и о новой конституции страны.

Похоже, что немного подраскидав дела с террористической организацией Фетхуллаха Гюлена (ФЕТО), ПСР в самые ближайшие дни представит, наконец-таки, столь долгожданный проект основного закона. Все прошедшие дни в Анкаре только и было разговоров о том, как по-стахановски готовится проект документа конституционной комиссией ПСР, с привлечением внешних экспертов из числа научного сообщества, для внесения его в парламент. Разумеется, «шила в мешке не утаишь» — были заметны и оживленные переговоры между ПСР и единственным потенциальным помощником – ПНД. Все эти формулы «в парламенте поддержим, а на референдуме проголосуем против» смотрятся достаточно фантасмагорично, хотя вполне себе и в духе турецкой политики. Так вот, поступает информация о том, что в течение десяти дней проект конституции от Партии справедливости и развития поступит в Меджлис.

Итак, что можно ожидать от проекта документа? В турецкие СМИ просачивается информация о том, что работа пока ещё ведется не над одной, а над тремя опциями – моделями новой формы правления в стране. Пока полупрезидентская форма правления или формула партийного президента до конца не отвергнуты. Хотя понятно, что это – суть есть полумеры. Поэтому ПСР и сфокусировалась, в первую очередь, на подготовке полноценной президентской конституции. При этом в нынешнем варианте основного закона президента упоминает 91 статья, совет министров – 60, и премьер-министра – 30 статей. При этом в самом документе – 177 «постоянных» статей и 17 временных, что должно давать представление о том объеме работы, который предстоит в случае, если основной закон будет корректироваться не заменой одного на другой, а в режиме «правки» с постатейным внесением изменений.

Но какая формула не была бы выбрана принципиальным является то, каким образом, будет обеспечен плавный переход с одних рельсов на другие. Принципиальным и весьма рискованным моментом является то, что если функции между Р.Т.Эрдоганом и Б.Йылыдрымом будут перераспределены кардинальным образом, то либо надо назначать одновременные президентские и парламентские выборы. Или, что есть – второй вариант, после принятия поправок до 2019 года продолжать функционировать в рамках существующей системы.

То есть, помимо того, что надо выиграть референдум, так и обеспечить переизбрание Р.Т.Эрдогана новым президентом. И здесь у владеющих полной информацией относительно народных умонастроений, думается есть, о чем поразмыслить. Промежуточные формулы с полупрезидентской формой правления, и с партийным президентом – конечно, попроще и могут быть внедрены и без рискованных перевыборов. Однако, это, все же — полумеры, и зная характер действующего руководства страны, они вряд ли для него являются удовлетворительными. Так что, налицо — весьма сложная дилемма, пути решения которой в рамках модели «и рыбкой… и косточкой» в настоящее время для себя Р.Т.Эрдоган и его партия определяют. Однако, понятно, что время работает против них. А, следовательно, если они сейчас не воспользуются имеющимся у них шансом, то в 2019 году ситуация может весьма кардинальным образом поменяться, сделав невозможным весь диапазон сценариев, рассматриваемых в настоящее время.

52.17MB | MySQL:103 | 0,451sec