Сирия: о возможности наступления проамериканских сил на Ракку

Недавние заявления американских военных о скором начале операции по освобождению сирийской «столицы» «Исламского государства» (ИГ, запрещено в России) Ракки вызывает пока, как минимум, удивление. Пока с Мосулом в Ираке далеко не все понятно, да и сама ситуация на севере Сирии далека от того, чтобы спокойно планировать какие-то масштабные наступательные операции. Что кардинально изменилось за это время в такой степени, что США, которые окончательно запутались в выборе своих союзников в Сирии, вдруг решили наступать на Ракку? Если спокойно все проанализировать, то мы придем к выводу, что собственно ничего не изменилось. Отсюда только один вывод: либо в Вашингтоне продолжают пропагандистскую деятельность в рамках американской предвыборной кампании, либо там решили использовать для наступления на Ракку чисто протурецкие повстанческие формирования. Склоняемся к первому варианту, просто исходя из нескольких фактов. Первый из них — молниеносная реакция Анкары на американские заявления. Турция считает невозможным участие курдских формирований в операции по освобождению Ракки от ИГ и предлагает задействовать сирийскую оппозицию. Об этом заявил в эфире телеканала ТРТ министр национальной обороны Турции Фикри Ышык, участвующий в заседании министров обороны НАТО в Брюсселе. «Подключение к этой операции в Ракке сил Партии демократического союза (ПДС) породит еще большие проблемы в регионе, усугубит кризис. Мы говорили об этом партнерам из США. Альтернативой для участия курдов являются силы, участвующие в операции «Щит Евфрата»», — сказал он. Ф.Ышык напомнил, что формирования Сирийской свободной армии (ССА) при поддержке Турции «за очень короткое время освободили большую территорию от ИГ». «У этих подразделений есть все необходимые возможности для участия в операции по освобождению Ракки. Мы предложили США такой вариант, сказали, что подготовим эти формирования к операции. Не позволяйте ПДС участвовать в ней», — сказал турецкий министр. Таким образом, Вашингтону был послан очень ясный сигнал в отношении условий проведения такой операции. Но само высказывание говорит о том, что никакой американо-турецкой договоренности в отношении Ракки просто нет. Что же касается протурецкой ССА и ее способности воевать с ИГ, то совершенно очевидно, что с последним никто толком не воюет, а просто договариваются. И все последние военные «успехи» Анкары связаны именно с этим фактором. По-прежнему главной целью Турции остается недопущение малейшей возможности объединения курдских кантонов на севере Сирии Африна и Кобани, и именно на решение этой задачи и направлены все турецкие усилия.

В этой связи американские эксперты, близкие к Пентагону, указывают на то, что в самое ближайшее время ССА начнет наступление на стратегический пункт Аль-Баб, что в принципе и должно обеспечить окончательно решение этой стратегической задачи Анкары. Риск прямых широкомасштабных столкновений между курдскими «Отрядами народной самообороны» (ОНС) и ССА в этой связи возрастает многократно. При этом американцы также предполагают, что в случае успешной динамики этого наступления отряды ССА при поддержке турецких военных могут подойти вплотную к местам дислокации сирийской армии и иранских подразделений. А это де несет в себе существенные риски возникновения прямых столкновений между ними. Этот сценарий, кстати, еще один момент, который делает маловероятным участие США в операции по освобождению Ракки в ближайшее время. По крайней мере, до окончания операции по взятию Аль-Баба.

В этой связи в Вашингтоне всерьез рассматривают сценарий возможного прямого столкновения протурецких и сирийских правительственных сил в случае дальнейшего движения ССА на севере провинции Алеппо. Основания — неспособность Анкары в полной мере влиять на поведение подконтрольных себе групп. Сразу же отметим, что в отличие от американцев турки «свои» группы держат на очень коротком поводке и никаких случайностей в данном случае Анкара им не позволит. Вашингтон в этой связи предполагает следующие действия Москвы и Тегерана. Это резкое усиление материально-технического снабжения ОНС, дабы дать им возможность уверенно противостоять наступлению ССА. Второй вариант — движение сирийской армии к окрестностям Аль-Баба с целью блокирования возможного выхода протурецких сил на оперативный простор на севере провинции Алеппо. Последний вариант рассматривается, как маловероятный, просто в силу максимальной мобилизации правительственных сил в самом Алеппо. Что же касается первого сценария, то такое снабжение, по данным США, уже осуществляется.

Главный вывод, который следует из сложившейся ситуации, это то, что очень вероятное наступление ССА на севере провинции Алеппо фактически блокирует вероятность успешного наступления проамериканской коалиции (большинство из членов которой составляют все те же курды) на Ракку в среднесрочной перспективе. При этом перед Пентагоном встает очень сложный вопрос о выборе единственно правильной позиции в отношении своей линии поведения в случае начала крупномасштабных вооруженных столкновений между ОНС и ССА. Первые бои уже были 10 октября с.г. По некоторым данным, в них непосредственно участвовали турецкие военные. По оценке ряда экспертов, США вмешиваться активно в эти события не будут, а предпочтут ограничиваться только лишь увещеваниями Анкары по дипломатическим каналам. Администрация Б.Обамы в ситуации окончания срока своих полномочий на более резкие действия на сирийском направлении сейчас не пойдет. Одновременно говорится и о безусловной выгоде для интересов Вашингтона перспективы отвлечения правительственных сил на севере провинции Алеппо с учетом проникновения туда отрядов ССА от их основной цели в самом городе. Основной задачей для США в данном случае полагается исключительно оставаться над этой схваткой, не давая втянуть себя в непосредственные столкновения с Москвой или Тегераном.

52.18MB | MySQL:107 | 0,694sec