О развитии морских портов Эритреи

В Эритреи функционируют два главных порта, Асэб и Масауа. Оба расположены вдоль важного судоходного маршрута из Европы в Азию и Африку. Изначально значительная часть активности этих портов была направлена на обслуживание территории Эритреи и Эфиопии в их современных границах, но после отделения Эритреи и последующих военно-политических осложнений между двумя государствами доступ для эфиопских перевозчиков сюда значительно ограничен. Это создает серьезные проблемы для соседней страны, а наиболее пострадавшими считаются приграничные области Эфиопии. Асмэра в свою очередь заявляет, что готова обеспечивать доступ Эфиопии в эти порты, но только после того, как будут «справедливо» урегулированы территориальные и иные споры между двумя государствами.

Асэб по состоянию на 2014 год имел 7 глубоководных морских причалов общей длиной 1 025 метров.  Самый глубокий – 10,97 м, максимальная длина обслуживаемых кораблей или судов — по разным данным от 200 до 210 м[i]. Порт способен обслуживать одновременно до 6 единиц. Оборудован складскими мощностями, развита необходимая инфраструктура (18 кранов), уровень подготовки персонала отвечает необходимым требованиям. Контейнерный терминал отсутствует[ii]. Деятельность порта организовывается компаниями, принадлежащими правительству.

Развитие портового города в его современном значении началось в конце 1950-х годов, он обслуживал южную часть современной Эритреи (в то время была в составе Эфиопии), а также южные и центральные регионы современной Эфиопии. Город соединен автомобильной дорогой с Аддис-Абебой. В период Войны за независимость Эритреи непосредственно портовая инфраструктура не подвергалась атакам и разрушениям, однако диверсии со стороны повстанческих группировок имели место на автомобильной дороге. Имелся пункт базирования военно-морских судов, включая мощности для ремонта.

Использовался Эфиопией и после отделения Эритреи в 1993 году на основании межправительственных договоренностей. Причем эритрейская сторона утверждает, что в те годы плата за пользование портовыми мощностями не взималась, а эфиопские перевозчики пользовались налоговыми и таможенными льготами.

С началом боевых действий в 1997 году, известных как Эфиопо-Эритрейский конфликт, порт фактически прекратил обслуживание эфиопских грузов. Это повлекло за собой снижение количества обслуживаемых судов почти на 50 %[iii].

В 2002 году рассматривались возможности для размещения здесь воинских подразделений США, однако дальнейшего развития эта инициатива не получила.  В 2002 году произведен первый ремонт инфраструктуры со времен отделения Эритреи.

С точки зрения логистического подхода порт имеет второстепенное значение для Эритреи, однако в последние годы здесь наблюдается повышение военной активности.

В первую очередь это связано с событиями в Йемене весной 2015 года в виде новой фазы вооруженного конфликта с участием так называемой арабской коалиции, наиболее активными членами которой стали Саудовская Аравия и ОАЭ.

Изначально планировалось, что главным оплотом ВМС ОАЭ станет Джибути. Однако осложнение, которое привело к разрыву дипломатических отношений в мае 2015 года вынудили ОАЭ обратиться к альтернативному варианту в виде Эритреи.

Позднее появилась информация ( главным доказательством являлись опубликованные спутниковые снимки) о прибытии в порт Асэб первых единиц военно-морской техники, принадлежащей ОАЭ. Присутствие ОАЭ здесь охарактеризовано как активное, а роль этого пункта базирования для действий коалиции сложно недооценить. В-частности, порт позволил подразделениям ВМС осуществить блокаду йеменских берегов, обеспечить переброску сил и средств, в том числе суданский воинский контингент. В интересах ОАЭ используется и аэропорт Асэб. Даже на первый взгляд можно отметить, что отсутствие этого пункта базирования создало бы значительные препятствия для действия коалиции.

В апреле 2015 года появилась информация о том, что Абу-Даби и Асмэра заключили соглашение об эксплуатации портовых мощностей Асэб сроком на 30 лет[iv]. Затем в феврале 2016 года министр иностранных дел Эритреи подтвердил факт предоставления логистической поддержки ОАЭ, включая использование порта Асэб[v].

Сообщается также о начале сооружения нового порта в нескольких километрах от порта Асэб силами ОАЭ в виде углубительных работ на участке площадью 250 кв. м, строительстве пирса и волнолома. Параллельно в непосредственной близости осуществляется строительство предположительно военной базы, территория которой будет закрыта для посторонних. Доказательством служат также спутниковые снимки[vi]. По всей видимости, Абу-Даби намерено развернуть здесь долгосрочное военное присутствие, так как иных потребностей в сооружении новых портовых мощностей в близости от Асэба нет.

Порт Масауа имеет 6 причалов, судоремонтные мощности, максимальная глубина – 12 м, максимальная длина – 208 м. Позволяет обслуживать обычные грузы, суда Ro-Ro, балковые суда, контейнеровозы.

Основан еще в XIX столетии, развивался британскими и итальянскими колонизаторами, благодаря чему отстроенный ими старый город является туристической достопримечательностью. Помимо основных мощностей, в близлежащих бухтах функционируют порты местного значения для рыболовецких и торговых целей.

Порту отводится основная роль в обслуживании внешней торговли.

В последнее время крупным инвестором стал Китай: в январе  2014 года China Harbor Engineering Company и правительство Эритреи подписали контракт стоимостью 400 млн долл. США[vii], что называется самым крупным и «заманчивым» иностранным проектом в стране с момента обретения независимости. Предмет проекта – модернизация и расширение портовой и иной вспомогательной инфраструктуры, сроки реализации – 40 месяцев. Он включает в себя проектирование и сооружение  грузового терминала для навалочных грузов мощностью 70 тыс. тонн/год, а также терминала для грузов общего назначения мощностью 50 тыс. тонн/год, строительство дорожной инфраструктуры, грузовой площадки, системы водоснабжения и канализации, офисного помещения, систем связи, дальнейшее техническое обслуживание, помощь в подготовке персонала и т.д. Кроме того, в стадии реализации иной проект по расширению мощности электростанции в Асмэре с 84 МВт до 132 МВт, а также созданию мощностей по опреснению воды. Оба – силами китайских компаний.

Все эти проекты связываются с развитием горнодобывающей промышленности в стране, которая показывает высокие темпы роста в последние годы главным образом ввиду китайских инвестиций и китайского спроса. Так, только в 2013 году экспорт из Эритреи в КНР вырос с 1,26 млн долл. США в 2012 году до 50 млн  долл. США, и пока признаков для разворота этой тенденции нет.

[i] http://www.shabait.com/about-eritrea/erina/16707-eritrean-sea-ports

[ii] http://www.globalsecurity.org/military/facility/assab.htm

[iii] https://www.tesfanews.net/assab-port-with-or-without-ethiopia/

[iv] https://www.tesfanews.net/west-of-suez-for-the-united-arab-emirates/

[v] https://www.tesfanews.net/uae-building-naval-base-eritrea/

[vi] http://www.janes.com/article/59561/uae-likely-to-be-building-a-naval-facility-in-eritrea

[vii] https://www.tesfanews.net/us-400-million-new-massawa-port-project-contract-goes-chinese-chec/

21.87MB | MySQL:65 | 0,440sec