Сомали: псевдовыборы и угроза новой гражданской войны

Во многих африканских странах с неразвитой или деформированной политической системой проведение национальных выборов, как правило, ведет к резкому обострению борьбы за власть между различными общественно-политическими, этническими и религиозными группировками. Порой эта борьба перерастает во внутринациональный вооруженный конфликт или даже гражданскую войну. По-видимому, именно в этом направлении в последнее время развивается политическая ситуация в Сомали, где сталкиваются интересы как местных кланов и группировок, так и внешних игроков.

С одной стороны, с каждым днем наблюдается активизация террористической, военной и пропагандистской деятельности экстремистской салафитской группировки «Аш-Шабаб», стремящейся на нынешнем этапе сорвать парламентские и президентские выборы в стране.  В Могадишо практически ежедневно совершаются теракты и политические убийства. В центральных и южных провинциях участились вооруженные нападения на гарнизоны и автоколонны Сомалийской национальной армии (СНА) и миротворцев Африканского союза (АМИСОМ). На фоне утраты СНА и АМИСОМ стратегической инициативы в борьбе с «Аш-Шабаб» и заметного сокращения численности эфиопского контингента в Сомали исламисты всё чаще проводят более масштабные тактические операции и постепенно восстанавливают свой контроль над ранее утраченными территориями (см. Приложение). Регулярные рейды боевиков в пров. Хиран, Бакол, Бай, Ниж. Шабелле, Ниж. Джуба и Гедо не только затрудняют организацию выборного процесса, но и позволяют исламистам пополнять запасы оружия, боеприпасов, снаряжения, а также привлекать в свои ряды новобранцев из притесняемых властями родов и племен.

С другой стороны, правящая в Могадишо религиозно-политическая группировка «Дам-уль-Джадид» во главе с исполняющим обязанности президента Сомали Хасаном Шейхом Махмудом (его полномочия истекли 10.09.16), пренебрегая зачастую требованиями Временной Конституции ФРС, стремится максимально отсрочить выборы, чтобы создать накануне их проведения необходимые условия для сохранения своей власти и расширения зоны своего влияния в стране. При этом широко используется административный ресурс, подкуп вождей и старейшин, вмешательство в их работу по формированию коллегий выборщиков, репрессии в отношении СМИ, запугивание оппозиционных общественных деятелей. Подобную практику, хотя и в меньшей степени, применяют и региональные власти. Только за последние две недели в ЦИК поступило свыше 1200 жалоб на различные нарушения, допущенные властями в ходе подготовки к выборам.

Наглядным примером попрания действующих законов и норм демократии может служить проведение в гор. Джоухар учредительного съезда по созданию нового федерального региона путем слияния провинций Хиран и Средняя Шабелле. После того, как делегаты от пров. Хиран отказались поддержать решения, разработанные МВД по указке президента в пользу его племени абгаль, у несогласных делегатов изъяли мандаты, заменили их другими, более сговорчивыми «старейшинами», а затем быстренько приняли нужную декларацию, сформировали местный парламент и провели выборы руководства ФР. Таким образом, в октябре формально был создан последний, шестой по счету, федеральный регион ФРС, получивший название Хиршабелле. Теперь вроде бы появились все основания для того, чтобы ЦИК приступил непосредственно к проведению парламентских выборов, которые уже неоднократно откладывались. Однако политические и межклановые противоречия внутри федеральных регионов и между ними так и остались не улажены, поэтому вряд ли можно рассчитывать на справедливое и бесконфликтное формирование в ближайшие дни 275 коллегий выборщиков, которым предстоит избрать нижнюю палату парламента.

Что же касается выборов в верхнюю палату парламента, то к настоящему времени из 54 депутатов избраны только 35 (они избраны региональными парламентами в административных центрах четырех ФР – в Байдабо, Кисмайо, Ададо и Гароуэ). Депутаты в Совет Федерации от Хиршабелле, по всей видимости, будут «избраны» в ближайшие дни, а вот вопрос участия в выборах северо-сомалийских племен остаётся открытым.

И проблема заключается не только в отказе вождей дир и политиков от Сомалиленда участвовать в выборах на условиях, определенных без учета их мнения Форумом национального руководства (ФНР). Ещё одним, и весьма серьезным, препятствием для дальнейшего проведения выборов (да и для всего будущего развития Сомали как государства) стал вспыхнувший с новой силой вооруженный конфликт между Пунтлендом и Гальмудугом.

Напряженность в отношениях между этими регионами, а по сути, между племенами маджертен/дарод и хабаргидир/хавие, существовала уже давно. К очередному вооруженному конфликту в Галькайо (городе, разделенном между двумя ФР) на этот раз подтолкнуло проведение в конце сентября совместной боевой операции сил спецназ Пунтленда и армейской авиации ВС США. По заявлению властей Пунтленда, по отряду боевиков «Аш-Шабаб» численностью до 200 человек ночью неподалёку от аэропорта Галькайо был нанесен ракетный удар, в результате которого было уничтожено до 20 боевиков. Однако власти Гальмудуга опровергли это заявление, утверждая, что нападению подверглось подразделение территориальных войск  Гальмудуга, снабжавшее питьевой водой местное население. (Отметим, что операция проводилась американцами без уведомления правительства Сомали и властей Гальмудуга). Вскоре после этого, 7 октября, в Галькайо и его окрестностях вспыхнули полномасштабные боевые действия между вооруженными формированиями двух ФР. Бои периодически продолжаются по сей день, и потери с обеих сторон приближаются к сотне человек. Десятки тысяч жителей Галькайо были вынуждены покинуть город. Правительство Пунтленда обвиняет власти Гальмудуга в сотрудничестве с «Аш-Шабаб», а центральное правительство Сомали — в поощрении военной агрессии Гальмудуга и попытке сорвать предстоящие выборы. Власти Гальмудуга в свою очередь обвиняют Пунтленд в нарушении ранее достигнутых мирных соглашений и экспансионистских намерениях. Из Ададо также звучат упрёки в адрес США, Эфиопии и ОАЭ в предоставлении военной помощи Пунтленду.

С точки зрения cui prodest в данном конфликте скорее заинтересовано руководство Гальмудуга, который без Галькайо и остальной части пров. Мудуг, согласно Конституции, не может быть признан полноценным федеральным округом. Да и и.о. президента Сомали Хасан Шейх, оказывая военную поддержку Гальмудугу, очевидно, рассчитывает  получить на будущих президентских выборах дополнительные голоса депутатов от хабар-гидир и других племен хавие. Что же касается руководства Пунтленда, то ему в нынешних сложных политических и экономических условиях вооруженный конфликт на южных рубежах явно ни к чему.

Как бы то ни было, события в Галькайо стали причиной отмены намеченного на середину октября очередного заседания ФНР в Могадишо. На нём планировалось решить все оставшиеся политические и организационные проблемы выборов. Ныне заседание ФНР предполагается провести в Дубае при посредничестве властей ОАЭ.

Таким образом, отношения между Пунтлендом и федеральными властями Сомали, которые и прежде не отличались доверительностью, достигли в настоящее время, пожалуй, своей низшей точки развития, и появилась потенциальная опасность перерастания затянувшегося локального конфликта в новую гражданскую войну в Сомали. Тем более в нынешних условиях наверняка найдутся силы, готовые подлить масла в огонь. Это, прежде всего, исламистские группировки («Аш-Шабаб», «Дам-уль-Джадид», «Алла Шейх» и другие), а также их тайные покровители в некоторых странах Аравийского полуострова, в частности в Саудовской Аравии и Катаре.

Новым конфликтом в Сомали могут воспользоваться и оставшиеся ещё в горах Голис (в Пунтленде) сторонники «Исламского государства» (ИГ, запрещено в России) во главе с шейхом Абдулькадиром Мумином для усиления своих немногочисленных вооруженных формирований и расширения подрывной деятельности на северо-востоке страны с перспективой создать там плацдарм для ИГ в регионе Африканского Рога. Как первый шаг к этой цели можно расценивать захват исламистами 26 октября рыбацкого поселка Кандала на северном побережье пров. Бари для организации контрабандных поставок оружия из Йемена или других соседних стран.

Для предотвращения развития ситуации по подобным сценариям необходимо, на наш взгляд, срочно ввести в Галькайо миротворческие силы АМИСОМ для разделения противоборствующих сторон, начать между ними переговоры при участии UNSOM и IGAD, а также усилить беспристрастный международный контроль над развитием политической ситуации в Сомали с  тем, чтобы обеспечить своевременное и адекватное реагирование мирового сообщества на происходящие там процессы, настойчиво добиваться выполнения решений Совета Безопасности ООН по вопросам мирного урегулирования в этой африканской стране.

 

Наиболее заметные события в Сомали в октябре 2016 года

1.10.16 В ночь с 30 сентября на 1 октября боевая авиация США нанесла ракетный удар по лагерю боевиков «Аш-Шабаб» в пров.Ниж. Джуба на юге Сомали.
2.10.16 Директор Службы национальной безопасности и разведки Сомали г-л Гафоу объявил о начале чистки своих рядов. За просчеты в работе и злоупотребления уволен начальник ГУ по Могадишо. В ближайшие недели планируется заменить до 1,5 тыс. сотрудников, т.е. около 1/3 всего личного состава.
3.10.16 ЦИК Сомали официально объявила о взимании с кандидатов в депутаты в парламент крупных денежных сумм для проведения выборов. С кандидатов в депутаты верхней палаты взимается 10 тыс. долларов США, а с кандидатов в нижнюю палату – 5 тыс. долларов США (для кандидатов-женщин сумма сбора вдвое меньше). Данное требование установлено произ-вольно Форумом национального руководства (ФНР) Сомали.
5-9.10.16 На проходящем в Джоухаре учредительном съезде ФР Хиран и Ср. Шабелле принята конституция будущего ФР, названного Хиршабелле. Его столицей избран Джоухар (вместо Булобардэ).Частично сформирован парламент нового ФР. Однако под вопросом остается легитимность решений съезда, так как в его работе участвует лишь половина делегатов. Большинство представителей Хиран бойкотируют этот съезд, а остальные участвуют в нём под принуждением МВД (4.10.16 группа делегатов, отказавшихся участвовать в дальнейшей работе съезда, была обстреляна «силами безопасности»). Параллельно со съездом в Джоухаре проходит альтернативный съезд в Беледвейнэ. На нём 10.10.16 провозглашено образование федерального региона Хиран (без пров. Сред. Шабелле) и принята временная конституция нового ФР. Однако на следующий день, по приказу и.о. президента Хасана, подразделения СНА блокировали место проведения съезда в Беледвейнэ и прекратили его дальнейшую работу. 9.10.16 приведены к присяге 73 из 89 назначенных депу-татов парламента Хиршабелле, после чего Хасан Шейх поздравил их с соз-данием нового ФР. Съезд в Джоухаре поддерживается и контролируется IGAD и МВД.
7-11.10.16 В Галькайо и его окрестностях возобновились боестолкновения между вооруженными формированиями ФР Пунтленд и Гальмудуг. Бои ведутся с применением стрелкового оружия, гранатометов, минометов, ЗСУ и полевой артиллерии. За первые дни боев потери с обеих сторон превысили 20 чел. убитыми и 50 чел. ранеными. Противоборствующие стороны возлагают вину друг на друга за разжигание конфликта: Гальмудуг обвиняет Пунтленд в экспансии, а тот в свою очередь – в сотрудничестве с «Аш-Шабаб». Боевые вертолеты СВ США, временно базирующиеся в Галькайо, ведут воздушную разведку, но в боевых действиях пока не участвуют. К городу стягиваются вооруженные отряды ополченцев из враждующих племен маджертен и хабар-гидир. Многие жители Галькайо срочно покидают город, опасаясь новых боев. Попытки старейшин и улемов установить перемирие постоянно срываются. 11 октября правительство Пунтленда обвинило федеральные власти в военной поддержке Гальмудуга, подстрекательстве к войне и попытке сорвать предстоящие выборы в стране. Гальмудуг же обвинил Эфиопию и ОАЭ в предоставлении военно-технической помощи Пунтленду. События в Галькайо стали причиной отмены последнего заседания Форума национального руководства в Могадишо. Конфликт был спро-воцирован началом строительных работ  на спорной территории. Правительство Сомали распоряди-лось направить в Галькайо силы СНА и АМИСОМ для разделения вражду-ющих сторон. Посреднические шаги для прекращения конфликта пред-принимают также Эфиопия и США.
Середина октября С начала октября вооруженные отряды и диверсионные группы «Аш-Шабаб» активизировали свою подрывную деятельность в Могадишо и других городах в центре и на юге Сомали. В столице ежедневно совершаются теракты и политические убийства. В провинциях участились вооруженные нападения на гарнизоны и автоколонны АМИСОМ. 11.10.16 атаке исламистов подвергся угандийский гарнизон АМИСОМ в гор. Коръёлей (Ниж. Шабелле). 18 октября крупным отрядом боевиков временно был занят гор. Афгойе, расположенный всего в 30 км от Могадишо (В бою убито до 40 военнослужащих СНА и полицейских, захвачены военные трофеи). 22 октября аналогичное нападе-ние совершено на кенийский гарнизон в пос. Афмадоу (пров. Ниж. Джуба). На следующий день боевиками занят стратегически важный пос. Халган, расположенный на шоссе Могадишо – Беледвейнэ, а 26 октября — райцентр Тиеглоу (пров. Бакол). Таким образом, по мере сокращения эфиопского контингента в приграничных провинциях Сомали там расширяется зона контроля исламистов, которые заняли уже с десяток населенных пунктов, оставленных эфиопскими войсками. Также продолжаются бои за полевой аэродром в 50 км юго-западнее Могадишо в пров. Ниж. Шабелле. Кратковременные захваты районов дислокации СНА и АМИСОМ не только дестабилизируют ситуацию накануне выборов, но и позволяют исламистам пополнять запасы оружия, боеприпасов и снаряжения, а также привлекать в свои ряды новобранцев.
17.10.16 На завершившимся учредительном съезде в Джоухаре новоиспеченными депутатами парламента ФР Хиршабелле избраны президент и вице-президент этого нового субъекта ФРС. Ими стали Али Абдуллахи Особле «Сияд» (бывший сотрудник OXFAM, министр и депутат парламента от племени хавадле) и его тёзка Али Абдуллахи Хусейн «Гудлаве» (выходец из племни абгаль, прежде занимавший пост главы провинции Сред. Шабелле). 22.10.16 новый президент Хиршабелле официально вступил в должность и сразу снял с должности губернатора пров. Хиран. Ряд депутатов обви-нили руководство съезда в фальсифи-кации выборов, тогда как правительство ФРС и «мировое сообщество» поспе-шили признать итоги съезда в Джоухаре.
19-20.10.16 1. Бои в Галькайо и его окрестностях, продолжающиеся уже вторую неделю, вспыхнули с новой силой после пополнения враждующими сторонами л/с, техники и боеприпасов. Впервые отмечается задействование бронетехники.

2. Несмотря на напряженную обстановку в 4 столицах федеральных регионов Сомали состоялись выборы депутатов верхней палаты парламента ФРС. Всего избрано 35 депутатов из 54. Среди них – 7 женщин. Сенаторы от Сомалиленда и Хиршабелле пока не избирались. Списки выборщиков для избрания нижней палаты ФП составлены пока лишь наполовину.

1.Потери с обеих сторон превышают 30 человек убитыми.

2. Первоначальные списки кандидатов были отредактиро-ваны главами ФР по настоянию ЦИК и Спецпосланника ООН в Сомали.

22.10.16 На проходящем в Харгейсе пленуме ЦК ведущей оппозиционной партии Сомалиленда — «Уаддани» — официальным кандидатом на пост президента этой непризнанной республики избран лидер этой партии Абдирахман Махамед Абдуллахи «Ирро», занимающий также пост председателя Совета народных представителей (нижней палаты парламента Сомалиленда). Новым председателем партии избран Абдикадир Джирдэ, а её руководителем – бывший министр канцелярии президента «Силаньё» и член партии «Кульмие» Хирси Али Хаджи, накануне перешедший в партию «Уаддани». Президентские выборы в Сомали-ленде намечены на 28 марта 2017 г. Для их проведения собрано и передано в ЦИК 4 млн долл. США.
23.10.16 В Ададо (временную столицу ФР Гальмудуг) прибыли первые джибутийские и бурундийские подразделения АМИСОМ, по официальной версии,  для обеспечения безопасности в период проведения парламентских выборов. Всего в Гальмудуге планируется разместить до 400 миротворцев. Переброска сил АМИСОМ в Ададо вызывает опасения Пунтленда и АСУД.
26.10.16 Утром вооруженный отряд боевиков, присягнувших на верность ИГ, без боя занял рыбацкий поселок Кандала, расположенный на севере пров. Бари (Пунтленд). Ранее боевики во главе с шейхом Абдулькадиром Мумином скрывались в горах Галгала, однако конфликт Пунтленда с Гальмудугом в Галькайо, куда стянута значительная часть сил безопасности Пунтленда, позволил исламистам действовать более открыто. Захват исламистами Кандалы, очевидно, связан с их планами получения оружия из Йемена. Численность боевиков ИГ в Пунтленде пока не превышает 200 чел.
29.10.16 Вооруженными формированиями «Аш-Шабаб» с боем занят еще один важный населенный пункт в пров. Бай – пос. Гоф-Гудуд (25 км южнее Байдабо).
52.25MB | MySQL:103 | 0,494sec