К вопросу о принятии новой конституции в Турецкой Республике (2)

Очевидно, что руководство Турецкой Республики вплотную подступается к решению своей главной задачи последних лет – переводу страны на новую, президентскую, форму правления.

В предыдущей статье мы уже писали относительно ожидаемого срока внесения проекта конституционных поправок или же полностью новой конституции в парламент в течение 10 дней (см. статью по ссылке: http://www.iimes.ru/?p=30528).

Иными словами, к концу следующей недели есть ненулевая вероятность того, что инициативы Партии справедливости и развития (ПСР) будут обнародованы. Разумеется, с учетом распределения кресел в Меджлисе нынешнего созыва, у сторонников реформы Р.Т.Эрдогана есть шансы, правда неплохие, набрать голоса «народных избранников» лишь на вынесение инициативы на всенародное голосование. Напомним, что у ПСР – 317 депутатов в Меджлисе, а у их скрытого сторонника – Партии националистического движения (ПНД) – 40. Что не может, чисто арифметически, дать 367 (3/5) голосов для прохождения конституционных поправок в стенах законодательного собрания, но с хорошим запасом дает 330, то есть 2/3, нужные для референдума.

По мере приближения указанного часа «Х» официальные лица постепенно начинают давать комментарии относительно того, как будет выглядеть на практике запускаемая реформа. Вряд ли, при уровне партийной дисциплины ПСР это можно считать информационными утечками. Скорее речь идет о том, что сейчас уже начинается будущая агитационная компания. Поэтому важно держать инициативу в своих руках в момент, когда ты приблизительно знаешь, что в документе написано, а твои оппоненты ещё пока нет. Таким образом, эти 10 дней, по сути, используются в качестве форы для подготовки к реформе общественного мнения.

В этой связи прислушаемся к тому, что говорит по этому поводу премьер-министр Турции Бинали Йылдырым: «Президентская система не означает федерализации. Президентская система (очевидно, речь идет не в общем, а о конкретном турецком примере-авт.) берет за основу принципы – одна родина, один народ, один флаг, одно государство». Ну, собственно, налицо – то, чего и следовало ожидать от альянса ПНД и ПСР. Никаких послаблений национальному меньшинству страны – курдам.

При этом в листе обоснований необходимости конституционной реформы, согласно заявлениям Бинали Йылдырыма, явно прибыло. Теперь он выглядит следующим образом: «достижение целей 2023, борьба с сепаратизмом, гюленистами, внутренними и внешними врагами», что делает необходимым сильное единоначалие. Напомним, что ранее, обоснования были несколько более скромными. Речь шла, в первую очередь, о том, что Р.Т.Эрдоган является первым всенародно избранным президентом, что создает фактическое несоответствие между его новым «вотумом» доверия и урезанными полномочиями, согласно действующей конституции страны.

В своем выступлении Бинали Йылдырым указывает на то, что оппозиция предала дух митинга в стамбульском районе Йеникапы, ставшего самым массовым в республиканской истории и призванным объединить все политические партии и их сторонников в «едином порыве» против переворотчиков. Так вот, по словам турецкого премьера, оппозиция страны хочет «вернуться к своей привычке проводить воинственную и разделяющую общество политику».

С тяжелой критикой премьер-министр Б.Йылдырым обрушился на оппозицию за её комментарии в отношении ночи 15-16 июля 2016 года и того, где находился в эти часы президент страны. Как указал премьер, где находился Р.Т.Эрдоган – хорошо известно, «вся Турция знает о предпринятой путчистами попытке его захвата». И «весь мир с восторгом встретил продемонстрированные президентом дух и смелость», а также, после выражения того же, но в несколько других выражения – «мы ни на мгновение не думали сдаваться». Так что, как отметил Б. Йылдырым, у оппозиции надо спрашивать, где именно она была в ту памятную ночь. И вообще, штаб-квартира Народно-республиканской партии превратилась в «стену плача» для гюленистов.

Некоторые уточнения поступают и от других партийных лидеров. Так помощник премьер-министра Нуреттин Джаникли указывает на то, что теперь речь уже идет о переходе к полноценной президентской республике, а имевшие место ранее быть промежуточные варианты больше не рассматриваются. Что же касается возвращения практики смертной казни, то пока неясно, будет ли она содержаться в законодательной инициативе ПСР по изменению текста конституции. Как указал Н.Джаникли, для этого должен возникнуть общественный запрос. В турецких СМИ, после выступления главы конституционной комиссии ПСР и депутата от Стамбула Мустафы Шентопа, вовсю заговорили об «американской модели» для Турецкой Республики, с поправкой на то, что речь идет об «унитарной» модели для страны.

Таким образом, констатируем, что, во-первых, начавшая утекать в турецкие СМИ информация полностью соответствует высказанной ранее нами гипотезе относительно того, что промежуточные варианты реформы Р.Т.Эрдогана, который стоит перед дилеммой «либо сейчас, либо никогда», не устроят. Кроме того, те словесные залпы, которые начали раздаваться из лагеря ПСР в сторону оппозиции, указывают на то, что параллельно запущен процесс подготовки общественного мнения к будущему референдуму и мобилизации своих сторонников. И, представляется, что ПСР использует образовавшуюся фору в 10 дней по максимуму.

52.33MB | MySQL:106 | 0,548sec