Подробности амбициозных экономических реформ в Египте еще не определены, но общие контуры их известны и обозначить все это можно, как дальнейшее сокращение государственных расходов. Это, прежде всего, дальнейшее болезненное сокращение дотаций на продовольствие и топливо, что воспринимается населением как крайне непопулярная мера. При этом правительство не в состоянии повернуть процесс реформ назад, несмотря на растущий рост недовольства среди населения. Отсюда чисто египетская тактика решения этого вопроса — полное замалчивание основных шагов по реформированию и негласной отменой тех или иных субсидий. Напомним, что МВФ в принципе договорился с Каиром о выделении 12 млрд долларов кредитной линии в последующие три года, что потребует принятия целого комплекса непопулярных мер. В 2016 году Каир сократил дефицит социальных расходов (а это и есть субсидии на воду, продовольствие и топливо) на 10 процентов. В следующем году этот процесс будет продолжен — предполагается дальнейшее сокращение дефицита на 11-13 процентов. При этом необходимо отметить, что в нынешней ситуации президент АРЕ А.Ф.ас-Сиси находится далеко не в той ситуации, как сразу же после военного переворота и отстранения от власти «Братьев-мусульман». Тогда он использовал запас доверия населения, теперь же этот резерв начинает серьезно истощаться. Отсюда и торопливость египетских властей. Впереди очень непопулярные реформы по девальвации египетского фунта, что автоматически приведет к падению покупательной способности населения, а также полная ликвидация внутренних топливных субсидий. Этот процесс будет полностью завершен к 2019 году. Уже сейчас субсидии на нефть сократились с 71,5 млрд египетских фунтов в 2015 году до 55 млрд египетских фунтов в нынешнем. В 2017 году эти траты составят только 35 млн египетских фунтов. Такая политика, кстати, самым негативным образом влияет на вход на египетский нефтегазовый рынок международных компаний, но в данном случае у Каира просто нет иного варианта действий.
Другими словами, надежды Египта на серьезные финансовые инвестиции со стороны аравийских монархий не оправдались. И вопрос не в том, что Каир предполагал ограничиться исключительно помощью со стороны Эр-Рияда, а в том, что нынешний курс четко сигнализирует о том, что Каир начинает слезать с саудовской финансовой иглы. При этом он лихорадочно готовит обставленные источники получения углеводородов в Ливии, что, безусловно, объективно дешевле, нежели чем даже субсидированная саудовская нефть. Собственно, активная наступательная политика Каира в соседней стране прежде всего объясняется именно этим фактом, хотя, конечно, и имеется в виду и безопасность границ от возможной экспансии исламистов. Эта политика будет только набирать обороты. Тем более, что КСА после «неправильного голосования» делегации АРЕ в ООН в поддержку российской резолюции по Алеппо эти поставки субсидированной нефти заморозило. Также заморожены и финансовые транши из Эр-Рияда, которые должны были поддержать курс национальной валюты. Этот процесс только ускорит девальвацию египетского фунта и возможно несколько увеличит темпы инфляции. Но общий курс египетских властей направлен на серьезные и непопулярные экономические реформы, которые в среднесрочной перспективе позволят АРЕ выйти из орбиты зависимости от конкретных стран. Зависимости, прежде всего, в области консолидированной внешней политики, и сами реформы в Египте ставят своей конечной целью даже не столько оздоровление экономической ситуации, сколько превращение страны в регионального тяжеловеса в полном смысле этого слова.
В этой ситуации эксперты задаются весьма существенным вопросом: хватит ли Каиру запаса прочности для того, чтобы осуществить все эти реформы. Другими словами, не вспыхнет ли в АРЕ серьезное социальное возмущение. Социальные субсидии упали за два года с 30 до 21 процента. Компенсации за безработицу — с 26 до 23 процентов. Последняя статья вообще является для Египта традиционно болезненным пуктом. Несмотря на обещание лично египетского президента не повышать цены на продовольствие, они выросли в среднем на 15-20 процентов за год, и этот процесс будет усиливаться. При этом египетские власти со свойственной военным решительностью пытаются воздействовать на рынок продовольствия административными способами. В частности, они устанавливают норму субсидированных объемов продукции, которые должны быть поставлены в магазины частными владельцами. Последним также диктуется ценовая политика на основные виды продуктов питания. Все это, безусловно, загоняет продовольственный рынок АРЕ в пике. Кроме того, последние истории с запретом ввоза российской пшеницы (при общем дефиците этого стратегического сырья для АРЕ) под предлогом ее заражения спорами грибка свидетельствует о том, что в казне просто нет денег на ее закупку. И это уже второй подобный эпизод за один год, ранее такого не было. Это серьезные звоночки. Но признать это открыто означает слишком большие риски социального возмущения, и отсюда в Каире начинают придумывать вот такие оправдания. В этой связи отметим, что реальное социальное возмущение в АРЕ в серьезных масштабах можно ожидать в 2017-2018 г.г., когда по прогнозам экспертов, в Египте возможен серьезный продовольственный дефицит в силу ряда объективных причин, и демографических в первую очередь.
В этой связи обозреватели все чаще указывают на недостаточный уровень профессионализма экономического блока правительства. Собственно, в данном случае продолжается процесс вялой стагнации, которая и привела вообще к «египетской революции» и приходу «Братьев-мусульман» к власти. Попытка нынешней элиты использовать старые методы регулирования экономики, видимо, приведет в конечном счете просто к дефициту продовольствия и обрушению внутреннего рынка. Попытки административного регулирования экономики чисто силовыми методами вызовет, безусловно, отток иностранных инвестиций, и как следствие, застой. Таким образом, эра военного режима А.Ф.ас-Сиси может не дотянуть до временного рекорда пребывания у власти его предшественников А.Садата и Х.Мубарака. И это в свою очередь чревато новыми серьезными социальными катаклизмами регионального масштаба.