Израиль: поселения будут соединены с Иерусалимом трамвайными линиями

Столица Израиля окружена с севера, с востока и с юга территориями Иудеи и Самарии (Западного Берега, пользуясь арабской терминологией), не включенными в состав суверенной территории еврейского государства. Согласно Норвежским соглашениям между Государством Израиль и ООП, подписанным в 1993 году, их статус должен быть окончательно определен в результате переговоров между двумя сторонами. Уместно напомнить о том, что в настоящее время эти территории делятся на районы А (находятся под полным контролем ПНА), В (находятся под гражданским контролем ПНА и военным контролем Израиля) и С (находятся под полным контролем Израиля). В районах С расположены все еврейские поселения и дороги, соединяющие их с суверенной территорией Израиля.

Помимо города Иерусалима, образующего единое административное целое, включая так называемый «Восточный Иерусалим», находившийся в 1949 – 1967 гг. под контролем Иордании и аннексированный Израилем после Шестидневной войны 1967 года, в Израиле существует так же понятие «Большой Иерусалим» («Ерушалаим га-Рабати»), включающее в себя наряду с самим Иерусалимом его пригороды. После образования Палестинской национальной администрации (ПНА) арабские пригороды Иерусалима, крупнейшими из которых являются городские агломерации Эль-Бире – Рамаллах – Бейтуния на севере, Вифлеем – Бейт-Сахур – Бейт-Джала на юге и Эль-Азария – Абу-Дис на востоке, больше не управляются израильтянами и обычно не включаются в понятие «Большой Иерусалим». В то же время соседствующие с Иерусалимом еврейские поселения Иудеи и Самарии, крупнейшими из которых являются Маале-Адумим на востоке, Эфрата на юге и Бейтар-Илит на юго-западе, рассматриваются в качестве части «Большого Иерусалима» наравне с населенными пунктами, расположенными на суверенной территории Израиля, к западу от столицы (прежде всего, речь идет о городе Мевасерет-Цион).

Новый толчок к наполнению понятия «Большой Иерусалим» реальным содержанием должна дать программа расширения сети линий иерусалимского трамвая, утвержденная министром транспорта Израиля Исраэлем Кацем (Ликуд). О данной программе сообщил на этой неделе Второй канал Израильского телевидения. Министр дал распоряжение начать реализация проекта, в рамках которого новые трамвайные линии свяжут Иерусалим с городом Маале-Адумим,  поселениями Адам (известно так же под названием Гевъат-Биньямин, расположено к северо-востоку от Иерусалима) и Гивъат-Зеев. Четвертая пригородная линия должна соединить  с Иерусалимом Мевасерет-Цион. Внутри административной городской черты Иерусалима запланировано строительство новой трамвайной линии, которая будет обслуживать промышленную зону Атарот, расположенную на крайнем севере израильской столицы и непосредственно примыкающую к Рамаллаху.

Осуществление этой новой программы израильского Министерства транспорта должно вестись параллельно со строительством еще нескольких новых линий иерусалимского трамвая, которое уже начато. Речь идет, прежде всего, о продлении действующей ветки трамвая до квартала Неве-Яаков на северо-востоке и больницы «Хадасса» в квартале Эйн-Керем на юго-западе, а также о строительстве новой ветки до квартала Гило на самом юге Иерусалима. Поездка по всем новым линиям, включая пригородные, будет осуществляться по единому для всех линий билету.

Поскольку зарубежные государства не признали аннексию Израилем «Восточного Иерусалима», с их точки зрения статус Гило, Неве-Яаков и Атарот равен статусу еврейских поселений Иудеи и Самарии. В этой связи можно ожидать, что реализация упомянутой программы Исраэля Каца вызовет критику — как из-за рубежа, так и со стороны израильских левых.

Предваряя эту критику, министр Исраэль Кац сказал: «Я вижу Иерусалим и Большой Иерусалим как единое целое. Тот, кто живет в Гуш-Эционе (группа еврейских поселений, расположенная к югу от Иерусалима – В.Ч.), в Биньямине (группа еврейских поселений, расположенных к северо-западу, северу и северо-востоку от Иерусалима – В.Ч.), в Маале-Адумим, в Бейт-Шемеше и в Мевасерет-Ционе, должен получить одинаковые для всех транспортные услуги, обеспечивающие ему доступ (к местам работы, учебы, в медицинские учреждения и т.п. – В.Ч.). Если кто-то придет и скажет, что нужно искусственное разделение, поскольку эти жители живут за пределами того, что когда-то именовалось зеленой чертой, мы, конечно, не примем этого довода».

В этой связи уместно упомянуть о том, что уже действующая линия иерусалимского трамвая, начинается от горы Герцля, на территории, входившей в состав Израиля до 1967 года, продолжается от стен Старого города вдоль существовавшей в 1949 – 1967 гг. «Зеленой черты», разделявшей город, а затем идет мимо Арсенальной горки (Гивъат га-Тахмошет), через арабские кварталы Шуафат и Бейт-Ханину до еврейского квартала Писгат-Зеев, то есть по территории, находившейся до 1967 года под контролем Иордании.

52.21MB | MySQL:103 | 0,518sec