Турция: о задержании руководства Партии демократии народов

В ночь с 3 на 4 ноября турецкой полицией было задержано одиннадцать депутатов от прокурдской Партии демократии народов (ПДН), включая и её руководство – сопредседателей партии Селахаттина Демирташа и Фиген Юксекдаг. Всего, решение о задержании принято в отношении 15 человек, но, как сообщается, 4 депутата находятся вне пределов досягаемости — за границей.

Напомним, ПДН является третьим по своему представительству в Великом национальном собрании (Меджлисе) Турции политическим движением. Они располагают 59-мя депутатскими мандатами в 550-ти местном парламенте.

Надо заметить сразу, что факт задержания депутатов прокурдской партии ни для кого не явился большой неожиданностью, ни сам по себе, ни с точки зрения выбора времени для его осуществления. Поясним оба этих момента.

Первое. Что касается самого факта задержания курдских депутатов. В июне прошлого года процесс мирного урегулирования с Рабочей партией Курдистана (РПК) руководством Турецкой Республики был свернут. А на прокурдскую ПДН стал оказываться весьма серьезный прессинг, с обвинениями в том, что партия является политическим крылом РПК – организации признанной в стране террористической.

При этом ПДН было предложено открыто размежеваться с РПК, в частности, путем обнародования официальных заявлений, осуждающих её террористические атаки. Как бы то ни было, но от ПДН никаких заявлений не прозвучало, зато прозвучали заявления уже со стороны правящей Партии справедливости и развития (ПСР), обвинившей ПДН в пособничестве терроризму. Однако, невзирая на оказанное на ПДН давление, ей удалось преодолеть 10% барьер и в ходе повторных парламентских выборов 1 ноября 2015 года, обеспечив себе тем самым депутатскую неприкосновенность.

Дальнейшие события разворачивались таким образом, что правящей ПСР удалось заручиться поддержкой не только со стороны правых националистов – Партии националистического движения (ПНД), но и получить отдельные голоса так называемой «главной оппозиционной» Народно-республиканской партии (НРП). 21 мая этого года через Меджлис 376-ю голосами «за», то есть квалифицированным большинством, были проведены конституционные поправки, разрешающие снимать депутатскую неприкосновенность, в том числе — по делам, связанным с терроризмом и пособничестве оному. Квалифицированное большинство в 2/3 голосов сняло необходимость вынесения законопроекта на всенародное голосование, позволив решить все «здесь и сейчас» — в стенах Меджлиса.

Невзирая на то, что по депутатам всех парламентских фракций накопился «пышный хвост» различных материалов, очевидно, что конституционные поправки целевым образом вводились под деятельность прокурдской ПДН, надо признать, и правда выглядящую, зачастую, весьма двусмысленной.

Тот факт, что между принятием поправок и фактическим их применением образовался такой «временной люфт» объясняется достаточно просто.

Естественно, что после попытки военного переворота 15 июля этого года правящей ПСР и президенту Р.Т.Эрдогану стало резко «не до того». Борьба с РПК и своенравной фракцией курдов в парламенте отошла на второй план.

Очевидно, что борьба с ПДН для руководства страны не является, ни в коей мере, самоцелью. Главной задачей является перевод страны на президентскую форму правления и тот факт, что аресты произведены буквально накануне передачи документа, в версии ПСР, на рассмотрение в парламент является более чем показательным. Равно, как и то, что в последние месяцы курды в парламенте жили в осадном положении изгоев, не привлекаемых, когда это было только возможно, к выработке сколь-нибудь серьезных инициатив.

Впрочем, без арестов можно было бы и обойтись, если бы лидеры ПДН проявили большую покладистость и «гуськом» являлись на направляемые им пачками прокурорские повестки. Они же заявили, что добровольно на допрос не явятся, а только под конвоем. Так что нечего удивляться тому, что это произошло. Ну, а тот факт, что процесс по курдам запущен, лишает ПДН каких бы то ни было возможностей дальнейшего участия в политическом процессе в стране.

Вне зависимости от того сценария, к какому ПСР прибегнет – принятию ли абсолютно новой конституции или же пакета поправок, того или иного объема – очевидно, что возврат Меджлиса к трехпартийному формату означает то, что на последующих выборах доминирование Р.Т.Эрдогана и его сторонников становится подавляющим. То есть с получением квалифицированного большинства, что позволит им решать абсолютно любые задачи, даже не выходя из парламентских стен.

Все остальное становится лишь вопросом технологии, то есть какой набор шагов и в какие сроки будет предприниматься руководством страны. По идее они должны включать: 1) внесение конституционных поправок в Меджлис с получением большинства в 3/5 голосов для вынесения вопроса на референдум, 2) всенародное волеизъявление по новому тексту конституции, 3) досрочные парламентские выборы и выборы президента страны с новым набором полномочий и в новой уже стране.

Однако, вопросом становится то, как курдское меньшинством отреагирует на арест лидеров ПДН и не приведет ли это к дальнейшей эскалации конфликта. Хотя, по всей видимости, турецкое руководство это уже не смущает – антитеррористическая операция в восточных и юго-восточных провинциях страны и без того зашла слишком далеко, чтобы принимать данный фактор во внимание.

62.82MB | MySQL:102 | 0,495sec