Иран-Армения: о ситуации вокруг программы «газ в обмен на электричество»

В начале прошлой недели состоялся двухдневный официальный визит в Тегеран заместителя министра энергетики и природных ресурсов Армении А.Арутюняна.

В ходе визита, помимо прочего, он обсудил вопросы увеличения объема взаимных перетоков электроэнергии и увеличения пропускной способности линии электропередачи (ЛЭП) «Армения – Иран – Грузия».

Кроме того, армянская государственная компания «Энергоимпэкс» и Национальная иранская компания по экспорту газа парафировали меморандум о взаимопонимании по вопросам купли-продажи и транзита иранского природного газа[i].

Для справки: в августе с.г. правительство Армении инициировало создание отдельной государственной компании ЗАО «Энергоимпекс» для закупок иранского газа.

Как ожидается, учрежденная компания даст возможность увеличить импорт газа с территории Исламской Республики и более эффективно использовать газопровод «Иран – Армения». Эта организация нацелена на координацию прямых поставок «голубого топлива» и его транзит в другие регионы за пределами Армении.

Ранее министр нефти Ирана Б.Н.Зангане по итогам встречи с министром энергетики и природных ресурсов Армении Л.Йоляном сообщил, что Иран заключил пробное соглашение об экспорте газа в Грузию через территорию Армении.

Иранский министр также отметил, что Армения увеличила собственный спрос на закупку иранского газа, и к концу 2018 года хотела бы импортировать из Ирана 3 млн куб. м в сутки вместо 1 млн куб. м. (по данным BP, объем поставок иранского газа вдвое меньше[ii]).

Иран поставляет Армении газ для тепловых электростанций. Сырье перерабатывается в электроэнергию, предназначенную для экспорта в Иран из расчета 3 кВт.ч за 1 куб. м природного газа. Однако, по информации Б.Н.Зангане, коэффициент такого бартера изменился до 3,2 кВт.ч за 1 куб. м. (по данным PanArmenian.net).

 

«Во-первых, это создание возможности для транзита иранского газа через территорию Армении. Во-вторых, это покупка иранского газа также для внутреннего потребления. Для внутреннего потребления иранский газ будет использован тогда, когда его цена будет конкурентной в сравнении с другими нашими источниками»[iii], – заявил заместитель министра.

Что касается конкуренции российского и иранского газа на армянском рынке (прежде всего в ценовом аспекте), то чиновник отметил следующее: «Я не думаю, что когда-либо были ограничения в плане покупки иранского газа для внутреннего рынка. Вопрос всегда был в ценовой политике: если иранская сторона в результате наших переговоров сможет предложить нам более доступную цену, мы станем использовать этот газ на внутреннем рынке»[iv].

Напомним, Армения получает природный газ из России транзитом через территорию Грузии.

По информации А.Арутюняна, в перспективе также предполагается обсудить конкретные объемы, цены и сроки поставок иранского сырья.

Казалось бы, договариваясь с иранцами о прямых поставках «голубого топлива», Армения в рамках одного из важнейшего государственного направления стратегии энергетической безопасности пытается снизить зависимость от российского газа, идущего в объеме 2 млрд куб. м в год.

Однако не стоит забывать, что компания «Газпром Армения» принадлежит «Газпрому». Как следствие, газораспределительная сеть Армении и часть газопровода «Иран – Армения» также принадлежат российской компании.

 

Для справки: газопровод «Иран – Армения» был открыт в 2007 году в целях расширения ресурсной базы поставок газа в Армению. В соответствии с соглашением между двумя странами, в течение 20 лет Иран будет поставлять в Армению 36 млрд куб. м природного газа с возможным увеличением срока действия договора на 5 лет, а также общего объема поставок газа до 47 млрд куб. м.

Изначально планировалось, что газопровод должен быть 1200 мм в диаметре, однако удалось построить лишь 700-миллиметровый газопровод, который при необходимом давлении может ежегодно обеспечивать максимум до 2,3 млрд куб. м газа (примерно столько, сколько потребляет Армения в год).

 

Примечательно, что компания «Трансгаз», которая также принадлежит «Газпрому», согласно содержащимся в ее лицензии пунктам, будет обязана осуществить транзит того газа, который будет закуплен у Ирана, к примеру, в Грузию. У нее есть утвержденные тарифы для транзита газа, утвержденный уровень потерь для совершения этой сделки. То есть, здесь нет нужды придумывать что-то новое, и это уже за пределами их компетенции.

Напомним, что в начале текущего года глава Национальной иранской компании по экспорту газа А.Камели заявил, что планируется поставлять в Грузию до 500 млн куб. м газа в год[v].

При этом он подчеркнул, что договоренность является долгосрочной, но каких-либо деталей не сообщил, в том числе сведения о том, сколько будет платить грузинская сторона за 1 тыс. куб. м иранского газа.

В Тегеране убеждены, что ирано-грузинская сделка позволит в большем объеме эксплуатировать армяно-иранский газопровод.

Планируется эксплуатировать газопровод Армении на полную мощность (по данным на начало года, магистраль была загружена лишь примерно на 20%[vi]), о новом газопроводе речь пока не идет. Помимо того, что Грузия получит газ, также увеличится объем электроэнергии, поставляемой из Армении в Иран[vii].

По мнению эксперта по вопросам энергетики А.Марджаняна, поставки иранского газа в Грузию через Армению в корне меняют энергетическую и геополитическую ситуацию в регионе.

«Увеличив давление и увеличив объем газа, обеспечив транзитный поток газа, Армения будет иметь от транзита определенный доход, что само по себе хорошо. Во-вторых, Грузия наконец приходит к более рациональной и сбалансированной позиции и думает о том, чтобы диверсифицировать свои поставки энергоресурсов и не быть зависимой от находящихся под вопросом газовых поставок Азербайджана»[viii], – полагает он.

Эксперт также подчеркнул, что параллельно со строительством высоковольтных линий электропередачи с Ираном и Грузией Армения участвует в региональных энергетических проектах, чему в предыдущие годы стремились препятствовать Азербайджан и Турция[ix].

В свою очередь, руководитель Центра региональных исследований (Ереван) Р.Киракосян расценил ирано-грузинское соглашение о поставках газа как «золотую возможность» Армении укрепить собственную энергетическую безопасность.

«Будущее грузино-иранского энергетического сотрудничества сейчас зависит от Армении. Из-за блокады уже длительное время Армения зависит от Грузии, но в этом контексте растет стратегическое значение Армении, и армяно-грузинские отношения станут более сбалансированными»[x], – заявил он.

Поступила свежая информация о том, что главы Национальной иранской компании по экспорту газа и Международной энергетической корпорации Грузии (GIEC) обсудили исполнение контракта на экспорт иранского газа в Грузию.

Напомним, в августе с.г. GIEC подписала соглашение с иранской стороной на приобретение в течение 4 месяцев 40 млн куб. м газа из Ирана[xi].

В экспертной среде совершенно справедливо отмечено: то обстоятельство, что газопровод «Иран – Армения» нагружен всего лишь на 1/5, резко уменьшает прибыль оператора и доходы, позволяющие покрыть затраты на строительство и вернуть вложенные инвестиции[xii].

В свою очередь, Иран намерен обратить пристальное внимание на проблемы электрообеспечения своей экономики. В рамках этой задачи государство активизирует и ускоряет реализацию совместной с Арменией программы «газ в обмен на электричество».

 

Для справки: в августе 2015 года Иран и Армения заключили соглашение о строительстве третьей ЛЭП, которая соединит энергосистемы двух стран.

Контракт, оценивающийся в 107 млн евро, предусматривает возведение в течение двух лет ЛЭП протяженностью 275 км. Это позволит втрое увеличить объемы взаимных поставок электроэнергии.

Иран рассчитывает с помощью данного проекта подключиться к энергосистемам Грузии и России.

Третья ЛЭП, в 400 кВт, облегчит поставки армянской электроэнергии взамен иранского газа, поступающего на Ереванскую ТЭЦ.

 

Стоит отметить, что в декабре 2015 года после состоявшихся в Ереване четырехсторонних переговоров было объявлено о том, что Армения, Иран, Грузия и Россия договорились о создании координационной группы, которая будет работать в направлении создания энергетического коридора, который свяжет энергосистемы четырех стран.

Тогда заместитель министра энергетики и природных ресурсов Армении А.Галстян пояснил, что речь идет лишь о крупномасштабном обмене электроэнергией[xiii].

 

Для справки: в конце прошлого года Ереване  прошла четырехсторонняя встреча министров энергетики Армении, Ирана, Грузии и России. По ее итогам стороны подписали меморандум о повышении уровня управления потоками энергии, эффективности работы энергосистем, их безопасности и надежности.

В разработке находится ряд четырехсторонних инвестиционных программ. До 2018 года планируется ввести в эксплуатацию линию электропередачи «Армения – Грузия» и подстанцию постоянного тока. Также планируется ввести в эксплуатацию линию электропередачи «Иран – Армения».

 

Иран финансирует строительство армянского участка третьей линии высоковольтной ЛЭП. Введения ее в эксплуатацию позволит полностью загрузить мощность Ереванской теплоэлектростанции, которая уже переоборудована с учетом того, что сжигая иранский газ, будет вырабатывать заранее оговоренный объем электричества, поставляемого Ирану.

На языке цифр это выглядит так. Газопровод «Иран – Армения» рассчитан на перекачку порядка 2,3 млрд куб. м газа в год, тогда как пока через трубу поступает всего лишь 300–400 млн куб. м иранского газа. Полная нагрузка газопровода будет достигнута только тогда, когда будет задействована третья линия ЛЭП и Армения начнет поставлять Ирану ежегодно порядка 5–7  млрд кВт электроэнергии[xiv].

Собственно, только тогда и можно будет говорить о том, что армяно-иранский программа «газ в обмен на электричество» наконец-то достигла своей изначально предусмотренной проектной цели.

Именно об этом говорил А.Камели в своем заявлении о существенном увеличении экспорта иранского газа в Армению: «Даже на основании совместного соглашения (между Ираном и Арменией) существует возможность увеличить поставки газа до 5 млн куб. м в сутки»[xv].

Ожидается, что в скором будущем Армения может получить статус транзитного государства для поставок газа из Ирана.

Как пишут армянские средства массовой информации, это будет не просто договор обмена энергоносителями между Арменией и Ираном, поскольку оба государства перейдут к чисто торговым отношениям, создав таким образом возможность Армении непосредственно покупать иранское «голубое топливо», чтобы затем перепродавать его другим странам[xvi].

Пока же иранский газ транспортируется в Армению, являясь топливом для местных гидроэлектростанций, а затем, как было отмечено выше, один объем полученной электроэнергия поставляется в Иран, а другая его часть идет для нужд местных потребителей.

Справедливости ради стоит подчеркнуть, что ирано-армянские газовые отношения уже имеют под собой определенную почву.

Так, Исламская Республика опосредованно уже давно поддерживает обеспечение потребностей Армении в природном газе, если возникает острая необходимость. Например, в связи с авариями газопровода, проходящего через Грузию, в результате чего ранее прекращались поставки российского газа в Армению[xvii].

Острая необходимость в покупке и продаже иранского газа появилась после того, как была достигнута договоренность о поставке определенных объемов сырья грузинским потребителям.

В ближайшей перспективе планируется, что армянская государственная компания «Энергоимпекс» и Национальная иранская компания по экспорту газа подпишут соглашение, обеспечивающее правовую базу купли-продажи иранского газа Арменией.

Хотя пока стороны заявляют, что речь идет о покупке иранского газа не столько для нужд армянских потребителей, сколько для транзитных поставок. Однако «Энергоимпекс» имеет шансы получить право продавать топливо и на внутреннем рынке страны.

Что касается конкурентоспособности поставок газа из России на армянском рынке, то она превосходит иранское топливо, поскольку оно несколько дороже российского.

Так, сегодня Армения получает российский газ по цене 150 долларов за 1 тыс. куб. м, но надеется на снижение цены до 130–135 долларов[xviii].

Поэтому на нынешнем этапе формирование правовой базы купли-продажи иранского газа больше рассчитано на транзит, в чем сильно заинтересована Грузия, которая уже давно хочет получать иранский газ через территорию Армении.

Таким образом, возможный армяно-иранский договор станет первым шагом Армении на пути превращения ее в транзитную газовую страну (пуская пока и совсем с небольшими транзитными возможностями).

Что касается Исламской Республики, то в ее долгосрочных планах значится превращение Армении в одно из основных транзитных государств для поставки иранского «голубого топлива» европейским клиентам.

 

***

Проведенный анализ позволяет прийти к важным выводам.

Первое. После отмены западных санкций в начале этого года Иран постепенно пытается усилить свои позиции не только на европейском рынке нефти, но и на международных рынках природного газа.

Второе. Вопрос поставок «голубого топлива» в Армению и Грузию давно был среди первостепенных для Исламской Республики. В нынешних реалиях, когда потребности в электроэнергии на иранском рынке выросли и продолжают расти, ирано-армянская программа «газ в обмен на электричество» приобрела особую актуальность.

Третье. «Газпрому» не стоит опасаться появления иранских углеводородов в Армении, поскольку эти объемы никоим образом не понизят конкурентоспособность российских энергоносителей на армянском рынке. Напротив, более объемная загрузка газотранспортной магистрали «Иран – Армения» позволит «Газпрому», некогда вложившему солидные финансовые ресурсы в строительство этой трубы, получить прибыль от ее эксплуатации.

[i]
Министерство энергетики и природных ресурсов Армении, 02.11.2016. Интернет-ресурс. URL: http://www.minenergy.am/article/686

[ii]           BP Statistical Review of World Energy June 2016, P. 28.

[iii]    Замминистра энергетики: В ближайшем будущем армянские потребители смогут использовать иранский газ // Радио Азатутюн, 04.11.2016. Интернет-ресурс. URL: http://rus.azatutyun.am/a/28097397.html

[iv]          Там же.

[v]      Иран будет экспортировать газ в Грузию через территорию Армении // Радио Азатутюн, 11.01.2016. Интернет-ресурс. URL: http://rus.azatutyun.am/a/27481386.html

[vi]     Ванескегян А. Газопровод Иран – Армения, электричество в обмен на газ // Sputnik (Армения), 08.02.2016. Интернет-ресурс. URL: http://ru.armeniasputnik.am/armenia/20160208/1882219.html

[vii]          Иран будет экспортировать газ в Грузию через территорию Армении // Радио Азатутюн, 11.01.2016. Интернет-ресурс. URL: http://rus.azatutyun.am/a/27481386.html

[viii]         Там же.

[ix]          Там же.

[x]           Там же.

[xi]     Iran Gas to Be Destined to Georgia // Shana, 06.11.2016. Интернет-ресурс. URL: http://www.shana.ir/en/newsagency/272436/Iran-Gas-to-Be-Destined-to-Georgia

[xii]          Ванескегян А. Газопровод Иран – Армения, электричество в обмен на газ // Sputnik (Армения), 08.02.2016. Интернет-ресурс. URL: http://ru.armeniasputnik.am/armenia/20160208/1882219.html

[xiii]         Иран будет экспортировать газ в Грузию через территорию Армении // Радио Азатутюн, 11.01.2016. Интернет-ресурс. URL: http://rus.azatutyun.am/a/27481386.html

[xiv]         Ванескегян А. Газопровод Иран – Армения, электричество в обмен на газ // Sputnik (Армения), 08.02.2016. Интернет-ресурс. URL: http://ru.armeniasputnik.am/armenia/20160208/1882219.html

[xv]      Preconditions set for increasing gas exports to Armenia // Mehr, 07.02.2016. Интернет-ресурс. URL: http://en.mehrnews.com/news/114227/Preconditions-set-for-increasing-gas-exports-to-Armenia

[xvi]         Сагрсян Н. Армения превращается в транзитную страну // ИноСМИ. ru, 02.11.2016 со ссылкой на Armworld (Армения). Интернет-ресурс. URL: http://inosmi.ru/economic/20161102/238126647.html

[xvii]         Там же.

[xviii]        Там же.

62.95MB | MySQL:105 | 0,602sec