Оценки китайских специалистов БМП «Тульпар С» производства турецкой компании Otokar

В июне 2016 г. на выставке вооружений и военной техники «Евросатори» во Франции крупнейшая частная оборонно-промышленная компания Турции Otokar представила свою новейшую разработку в области легкобронированной техники – гусеничную плавающую бронемашину пехоты под обозначением «Тульпар С».  Данная компания является разработчиком и производителем таких известных образцов ВВТ, как основной боевой танк «Алтай», бронетранспортер АРМА с колесной формулой 8х8, а также боевых бронированных машин «Кобра» и «Кобра 2». Китайские специалисты отмечают, что компания Otokar за время своего существования изготовила и поставила в 30 стран более 29 000 бронемашин различных типов и модификаций, регулярно выполняет заказы более 20 частных военных компаний, которые оказывают услуги по охране персонала и объектов инфраструктуры. Большое количество клиентов и постоянные поставки обусловлены политикой компании, которая ориентирована на следование требованиям клиентов и оперативное выполнение заказов.

Специалисты компании Otokar создавали БМП «Тульпар С» из расчета участия в тендере на поставку основной БМП для ВС Турции, в котором принимала участие другая турецкая компания FNSS со своей машиной ACV. В результате сравнительных испытаний двух БМП победу в тендере одержала Otokar и основная причина в том, что устаревшая концепция БМП М113 американского производства, положенная в основу ACV, не позволила создать современную бронемашину, которая могла бы стать частью сетевого поля боя, на котором основную роль играет основной боевой танк «Алтай». С учетом того, что в распоряжении СВ ВС Турции находятся около 2000 устаревших М113, а всего в 50 странах мира замены ожидают около 75 000 устаревши БМП американского производства, у компании Otokar есть все шансы получить серьезную долю на рынке бронетехники в ближайшей перспективе.

По данным издания «Танки и бронемашины» (официальный печатный орган корпорации НОРИНКО) известны следующие тактико-технические характеристики БМП «Тульпар С»: длина корпуса – 5,7, высота – 2 м, ширина – 2,9 м, боевая масса – 15 тонн. В корпусе машины предусмотрены места для механика-водителя, стрелка (командира) и восьми военнослужащих десанта. Указанные размеры позволяют выполнять энергичные маневры в небольшом пространстве. В бронированном корпусе машины не предусмотрены прорези для личного стрелкового оружия десанта, что, с одной стороны, повышает целостность корпуса, но, с другой, снижает огневое воздействие на противника. Второй момент можно отнести к незначительным недостаткам, поскольку в современном вооруженном конфликте мотострелковые подразделения нуждаются в бронемашине с надежной изоляцией на случай действия в районе применения биологического, химического или бактериологического оружия.

По мнению китайских специалистов, уровень бронезащиты БМП «Тульпар С» можно достаточно оперативно повысить при помощи дополнительных броневых блоков с болтовым креплением, поскольку места крепления на корпусе предусмотрены производителем. Внутри корпуса конструкторы имеется противоосколочный «подбой» из кевларового волокна, который предназначен для улавливания осколков и других поражающих элементов при подрыве бронемашины на мине или самодельном взрывном устройстве.

Силовая установка

В качестве силовой установки для БМП «Тульпар С» в компании-производителе выбрали шестицилиндровый дизельный двигатель производства американской компании «Камминс», который через автоматическую коробку переключения передач от компании «Эллисон» (4 передачи вперед и 2 передачи назад) передает крутящий момент на бортовые фрикционы. Известно, что конструкторы компании Otokar самостоятельно спроектировали систему охлаждения двигателя, которая предназначена для действий в условиях жаркого и сухого климата Ближнего Востока.

Ходовая часть БМП построена с использованием двойных обрезиненных катков, по пять на каждую сторону. Известно, что первый, второй и пятый катки оснащены гидравлическими балансирами. По желанию заказчика компания оснащает БМП как резиновыми гусеничными траками, так и металлическими. К положительным моментам резиновых траков следует отнести меньший вес, низкий уровень шума и больший комфорт управления, что важно для механика-водителя.

Благодаря особенностям конструкции корпуса и мощности двигателя БМП «Тульпар С» позволяет совершать въезд по углом 60% и съезд под углом 40%. Максимальная ширина преодолеваемого рва составляет 1,9 м, а максимальная высота препятствия – 0,75 м.

Для повышения устойчивости на воде БМП «Тульпар С» укомплектована откидным водяным экраном, который предохраняет от попадания воды в носовую часть машины и место расположения воздушного фильтра. Кроме того, в корпусе экрана выполнены специальные прорези, которые улучшают обзорность для механика-водителя, а по сторонам экрана выполнены зеркала заднего вида, что необходимо при маневрах на воде при движении в строю.

При полном запасе топлива БМП способна преодолеть 500 км, максимальная скорость достигает 70 км/ч, при преодолении водных преград скорость машины не превышает 5–6 км/ч, поскольку движение обеспечено только за счет вращения гусеничных траков.

По требованию заказчика машина может быть укомплектована вспомогательной силовой установкой или предпусковым подогревателем двигателя.

Вооружение

По данным специалистов корпорации НОРИНКО в качестве системы вооружения в базовой комплектации БМП «Тульпар» используется необитаемый дистанционный модуль BASOK, в котором могут быть установлены пулеметы калибра 7,62 мм или 12,7 мм. В состав модуля также включены дневные камеры высокой четкости типа CCD, камеры ночного видения и тепловизионные системы, которые позволяют стрелку уверенно идентифицировать объекты и цели. Возможности прицельных систем позволяют выполнять боевые задачи практически в любых погодных условиях. В случае если модуль потеряет электропитание, у стрелка есть возможность перевести управление в ручной режим и использовать его как орудийную башню с механическим приводом.

Следует отметить, что компания Аселсан предлагает свой вариант дистанционного модуля, в составе которого пулемет калибра 7,62 мм и четыре пусковых установки противотанковых управляемых ракет (ПТУР) «Корнет-Э» (пр-во РФ). По замыслу турецких конструкторов ПТУР размещаются с левой стороны модуля, а оптико-электронная станция (ОЭС) наблюдения и прицеливания марки EOS с правой стороны от пулемета. Турецкие конструкторы включили в свою ОЭС как камеры и прицелы дневного/ночного режима, так и лазерный дальномер/прицел, который необходим при стрельбе из ПТУР «Корнет-Э».

По мнению китайских конструкторов, наличие мощных ПТУР российского производства серьезно увеличивает боевую эффективность машины, которая оснащена 16 пусковыми устройствами для поставки маскирующих помех. Как отмечают сотрудники специализированного китайского издания «Танки и бронемашины», современные ПТУР позволяют бороться как с танками и бронемашинами противника на поле боя, так и выступают в качестве легкой артиллерии и позволяют оказывать оперативную поддержку действиям мотострелковых подразделений и на открытой местности, и в условиях боя в городской застройке.

По данным китайских специалистов российский ПТУР «Корнет-Э» оснащен тандемной боевой частью, что позволяет поражать танки, оснащенные динамической защитой при суммарной толщине брони 1200 мм. Российский боеприпас пробивает бетонные стены с земляной насыпью толщиной от 3 до 3,5 метров.

Кроме того, полуактивная лазерная система наведения «Корнета-Э» позволяет поражать цели как днем на дальностях от 100 до 5000 м., так и в ночное время суток на дальности до 3500 м. Также отмечается, что российская лазерная система устойчиво сопровождает движущиеся объекты. Китайские специалисты отмечают, что полуактивные лазерные системы более устойчивы к помехам в сравнении с радиолокационными, тепловизионными или GPS модулями наведения. К положительным сторонам российского боеприпаса также относят и доступную стоимость, она значительно ниже, чем у продукции европейского ОПК.

Подводя итог вышесказанному, следует отметить, что китайские специалисты высоко оценивают запас модернизации БМП «Тульпар С», которая после небольших доработок ходовой части и трансмиссии может выступать как: носитель артиллерийских систем более крупного калибра, инженерная машина разграждения, ремонтно-эвакуационная машина и т.д.

52.3MB | MySQL:103 | 0,564sec