Алжир внимательно следит за протестами в Марокко

Алжирское руководство продолжает внимательно отслеживать ситуацию в Марокко, в берберских районах которого с конца октября текущего года не прекращаются массовые акции протеста населения, собирающие одновременно десятки тысяч участников.

Подобные выступления были вызваны произошедшей на севере страны в области Риф при до конца невыясненных обстоятельствах смертью торговца рыбой Мохсина Фикри, в которой марокканские берберы напрямую обвиняют власти королевства и в том числе правоохранительные органы.

Особенно активные протесты отмечались в районе Эль-Хосейма, в котором родился и жил погибший.

Между тем, сами протестующие считают свои действия лишь продолжением акций «Движения 20 февраля 2011 года», попытавшегося после краха правящих режимов в Тунисе и Египте «раскачать» ситуацию и в Марокко в первую очередь под лозунгами устранения «социальной, национальной и религиозной несправедливости».

При этом наиболее радикальные и непримиримые протестующие считают свои действия началом «беспрецедентного восстания против узурпаторской власти, ущемляющей интересы как минимум половины населения страны».

Вместе с тем, пока, казалось бы, ничего тревожного для правящего короля Мохаммеда VI нет – несмотря на то, что каждый вечер десятки тысяч его подданных собираются на центральных площадях своих городов и деревень со свечами в знак скорби, чтобы высказывать в самых сильных выражениях действия режима, до сих пор они не покушались на захват власти.

Вместе с тем, пока протестующие держатся мирно и не вступают в стычки с представителями правопорядка, а также не допускают отдельные соответствующие попытки экстремистов.

Также они фактически отмежевались от исламистов, которые попытались облечь протесты в религиозную «оболочку». В частности, речь идет о сторонниках местной ветви «Братьев-мусульман».

Протестующие требовали гарантий привлечения к ответственности «виновных в смерти Мохсина Фикри» и «социальной справедливости», а также превращения Марокко в «действительно демократическую страну».

Кроме того, пока ситуация находится под контролем властей.

Между тем, в начале ноября отмечалась тенденция к усилению протестов и увеличению численности их участников. В частности, только в области Риф на митинги и демонстрации выходили не менее 50 000 человек.

Однако очень неприятным моментом для властей Марокко служит то, что все это происходит не только под национальными берберскими флагами, но и под вынутыми из схронов боевыми знаменами республики грозного вождя рифов Абделькерима аль Хеттаби, под которыми их деды и прадеды сражались не только против испанских и французских колонизаторов, но и центральной марокканской власти.

Кроме того, в течение ноября среди протестующих стали появляться и усиливаться лозунги, направленные против королевской власти, хоть их носители и остались в меньшинстве.

Следует напомнить, что регион Риф являлся исторически фрондирующим, мятежным и враждебным правящему в стране режиму.

Важно, что у местных берберов имеется традиция (пусть и недолгая) существования собственной государственности (1921-1926 годы), глубоко оставшаяся в их исторической памяти.

По мнению целого ряда авторитетных берберских активистов, республику Абделькерима марокканскому султану удалось уничтожить с огромным трудом лишь при помощи двух крупных колониальных держав – Испании и Франции и сейчас этот тезис они пытаются донести до максимального числа представителей населения области Риф.

Кроме того, на протяжении ноября отмечалась и тенденция к расширению протестных действий на все населенные берберами территории страны, а также к постепенной радикализации их участников. Так, сами организаторы подобных акций заявляют о проведении митингов и демонстраций в 50 городах Марокко.

Сами берберские активисты, описывая происходящее, указывают на «мобилизацию своих собратьев по всей стране, которая начинает касаться зарубежной диаспоры».

Последнее обстоятельство является особенно тревожным для марокканских властей, поскольку массовые протесты берберов в Канаде, США и европейских странах способны заметно подпортить там Его Величеству образ «одного из самых просвещенных правителей» региона.

Что же касается реакции на это властей, то до сих пор она была очень мягкой, что представляется правильным, поскольку любая силовая акция способна привести к гораздо более серьезному протестному всплеску, чреватому переходу обострения в стадию реального конфликта.

Учитывая же наводненность берберских районов оружием (в основном стрелковым периода Первой и Второй мировых войн), мягкость марокканских правоохранителей в отношении выступлений выглядит взвешенной.

И эти опасения вполне реальны, учитывая наличие конкретных сил как внутри страны, так и за ее пределами, нацеленных на активизацию берберского национального движения по всему Магрибу. Необходимо напомнить, что в начале текущего года марокканские берберы уже проводили массовые акции протеста по всей стране, связанные с гибелью одного из их активистов, также произошедшей при невыясненных до конца обстоятельствах.

Тем более, что населенные берберами горные районы действительно имеют куда больше проблем, чем крупные города и в целом прибрежная зона страны. Не случайно, например, что область Риф в настоящее время является одним из мировых центров производства марихуаны.

И от того, как власти страны будут перераспределять в будущем ресурсы в подобные регионы и развивать там инфраструктурные проекты, будет во многом зависеть там обстановка.

Впрочем, как заявляют сами протестующие, «ни обещания министра внутренних дел Мохаммеда Хассада разобраться с выяснением обстоятельств драмы, ни замалчивание произошедшего властей и в том числе абсолютного большинства политических партий относительно их идеологических симпатий, как и попытки осуществления кампании дезинформации не смогли принести спокойствие. Помня уроки событий 20 Февраля, когда представителям правящего режима удалось уговорить обещаниями прекратить свои действия, сегодня участники выступлений клянутся не «отступить».

Что же касается алжирских властей, то они внимательно отслеживают ситуацию, поскольку от ее развития напрямую зависит и ситуация на контролируемой ими территории.

Речь идет не только о неурегулированной берберской проблеме в АНДР, но и сохранения исламистского вызова, обострение которых вкупе с усилением социальных протестов способно вызвать очередной всплеск «арабской весны».

52.32MB | MySQL:103 | 0,499sec