Современное состояние нефтегазового комплекса ИРИ с точки зрения инвестиционной привлекательности

Исламская Республика Иран стоит накануне инвестиционного бума. Все хотят иметь бизнес с Ираном, который западные трейдеры уже назвали иронично «Шелл», подразумевая раковину, в которой спрятана чудо жемчужина (перл). Это видно даже по количеству (180 делегаций) и рангу иностранных гостей и торгово-экономических делегаций, побывавших там с момента начала действия в январе с.г. Совместного всеобъемлющего плана действий (СВПД). Восстанавливаются дипломатические отношения, открываются торговые офисы ведущих западных компаний, заключаются предварительные протоколы о сотрудничестве по выгодным проектам. Вот лишь небольшой их перечень: посольства ЕС, Канады, Австралии и т.д., компании «Рено», «Пежо», «Эйрбас», «Тоталь», «Боинг», «Шелл», «Сименс», «Дойче банк», ЗФ, «Самсунг», японцы, китайцы, турки, чехи и т.д., по линии ТПП коммерческие представительства испанской Каталонии, Швеции, немецкой Баварии, Голландии, Великобритании. «Раковина» открывается  — что очевидно и по восстановлению и росту полетов мировых авиаперевозчиков. Дело дошло даже до появившихся недавно сообщений о переговорах нефтяных гигантов США с Национальной нефтяной компанией Ирана в Европе. Недаром Совет Европы принимает 25 октября стратегическую резолюцию о нормализации и развитии отношений с Ираном, а Тегеран в ответном заявлении МИД готов даже «поступиться принципами» и  начать переговоры по приоритетной для себя проблеме — права человека. Активный штурм сдерживает пока только один фактор — дальнейшая позиция США по отношению к «ядерной сделке» (СВПД). Поэтому разворот Запада и других на Иран делается с оглядкой на Вашингтон, особенно после победы Д.Трампа на прошедших президентских выборах. Тем более, санкции за захват заложников в далеком 1979 г., за несоблюдение прав человека и ракетную программу пока никто не отменял.

Внутри Ирана все готовится к проведению рыночных реформ. Идет либерализация законодательства, расширяются права инвесторов, вносятся  поправки в конституцию, в частности в Ст. 44[i] или принимается новый нефтяной контракт с акцентом на гарантии инвесторам, изменяется налоговое законодательство, начинается подготовка перестройки банковского сектора, набирает обороты приватизация госсобственности в сфере энергетики, промышленности, выпускаются долговые гособлигации в т.ч. исламские (сукук), на фондовом рынке идет оживление за счет притока зарубежного капитала под гарантии правительства.

Следует отметить также следующую привлекательную особенность ИРИ. В 2012 г. в ответ на санкции руководством Ирана был взят курс на диверсификацию экономики и снижения зависимости от продажи нефти. И, как подчеркивает в сборнике ИВ РАН известный экономист-иранист Н.М.Мамедова: «Одним из факторов развития станет возвращение на иранский рынок иностранных инвестиций, особенно европейских компаний …, что, безусловно, станет импульсом для модернизации национальной экономики»[ii].

Выдвинувшись, с одобрения Верховного лидера ИРИ али Хаменеи, на предстоящие выборы 19 мая следующего года, президент Хасан Роухани очевидно является фаворитом и продолжит свой прагматичный курс на развитие отношений с ведущими экономическими державами. Показательно в этом контексте недавнее его заявление о готовности Наблюдательного совета утвердить поправку в Ст.44 Конституции, позволяющую государственным агентствам развития, в т.ч. таким как ИДРО, ИМИДРО или Мапна Групп и другим финансировать промышленные проекты на 100% за счет частного капитала. Или выступление председателя ЦБ ИРИ на первом инвестиционном форуме по Ирану в Сингапуре «Миллионер Эйша» 23 октября, в котором он говорил о низких налогах, гарантиях и льготах для инвесторов одним словом типичный набор. Но, какие отрасли экономики были выделены им в качестве приоритетных для инвесторов? Вот они: нефтегазовая, нефтехимическая, горнодобывающая, авиа- и автостроение. Поэтому рассмотрение отраслей в Иране можно было расставить именно в этом порядке, т.е. с точки зрения инвестиционной привлекательности, добавив сектор металлургии и сельского хозяйства, которые пока еще продолжают интересовать российский бизнес. В подтверждение именно такого подхода к рассмотрению заявленной темы говорит также выступление председателя ТПП Тегерана: «Иран не стал Венесуэлой с 500% инфляцией в результате падения цен на нефть только благодаря величине своей экономике и упреждающим мерам правительства. Привлечение иностранных инвестиций — единственное средство, которое способно поддержать рост иранской промышленности при условии продолжения правительством политики, направленной на уменьшение роли государства, введение единого курса валют и реформу банков, борьбу с контрабандой, прозрачность экономики, введение правил ВТО»[iii].

За рамками заявленной темы исследования пока остаются такие привлекательные для международного капитала сектора, как пищевая и рыбная промышленность, фармацевтика и  судостроение, инфраструктурные проекты и транспорт, банки и, возможно, энергетика. Но, несмотря на достигнутые успехи в росте ненефтяного экспорта нефтедоллары играют главную роль в экономике страны. В марте 2013 г. на нефть приходилось 71% экспорта[iv]. По данным ОПЕК, в 2015 г. доля нефтяного экспорта составляла 35%[v]. В этой связи изложение традиционно начнем с нефтегазовой промышленности Ирана.

 

 

 

 

Нефтегазовая промышленность, нефтепереработка и нефтехимия

 

Нефтяная отрасль

Иран входит в пятерку ведущих нефтедобывающих государств мира. По данным «Статистического обзора мировой энергетики – 2015» (Statistical Review of World Energy 2015), по состоянию на 2014 г. запасы «черного золота» страны составили 21,7 млрд тонн  — около 10% мировых запасов.

В 2016 году нефтяная промышленность Ирана продолжала испытывать значительные трудности, вызванные последствиями санкций  в предыдущие годы и износом основных фондов. Свою роль также сыграло двукратное падение цен на «черное золото» на мировом рынке. По иранским оценкам он потерял 1/3 доходов от продажи нефти. Однако, несмотря на это, Иран смог нарастить добычу нефти к сентябрю с.г. до 3,85 млн баррелей в сутки (б/с), а экспорт достиг 2,2 млн б/с. Для сравнения в благополучном с точки зрения коньюктуры, но в санкционном 2013 г. уровень добычи был равен 2,5-2,8 млн б/с, общий объем поставок сырой нефти из ИРИ  колебался в пределах 0,7-1,0 млн б/с. В самом продуктивном с точки зрения добычи 2005 году в сутки  добывалось около 4 млн баррелей. На экспорт отправлялось приблизительно 2,5 млн б/с, поскольку 1,51 млн баррелей из этого объема потреблялось внутри страны.

Таким образом, Иран сегодня практически вернулся к досанкционному уровню 2011 года – 2,2 млн б/с.

Нельзя не отметить также добычу газового конденсата, которая в октябре была равна 0,5 млн б/с, но к марту 2017 г. вырастет до 3 млн б/с.[vi]

По итогам 2013 года уровень нефтяных доходов в ИРИ составил 41 млрд долл. США, что на 7 % меньше, чем в 2012 году. А в текущем году, несмотря на указанное увеличение добычи при заложенной в бюджет цене в 40 долл. США за баррель, Иран получит только 33-35 млрд долл. США. В результате недостаточного финансирования иранское руководство приостановило геологоразведочные работы, а также разработку нефтяных месторождений, а сконцентрировало основные усилия на увеличении нефтедобычи на совместных (трансграничных) с третьими странами (Ираком, Катаром, КСА)  месторождениях «Северный и Южный Азадеган», «Ядаваран», «Южный» и «Северный Парс», «Марун», «Купал».

Основными импортерами иранского углеводородного сырья продолжали оставаться такие страны как КНР, Индия, Южная Корея, Япония и Турция, поставки в которые в октябре с.г. составили 1,43 млн б/с из 2,23  млн б/с., а в страны Европы 0,8 млн. б/с.

Главным органом в нефтегазовой сфере является Верховный Совет по вопросам энергетики во главе с президентом Ирана. В Совет входят министры нефти, экономики, сельского хозяйства, промышленности и  торговли. Под руководством Министерства нефти Ирана государственные компании осуществляют деятельность в секторах upstream (разведка, добыча) и downstream (переработка, транспортировка), а также в нефтехимическом. Тремя ключевыми госпредприятиями здесь являются Национальная иранская рефтяная компания (NIOC), Национальная иранская газовая компания (NIGC) и Национальная иранская нефтехимическая компания (NPC). NIOC состоит из 17 добывающих компаний, 8 технических сервисных, 7 управленческих, 6 административных и 5 организационных управлений. NIOC управляет всеми проектами в области разведки, добычи, продажи, транспортировки нефти и газа.

На Национальную иранскую южную нефтяную компанию (NISOC), «дочку» NIOC, приходится 80% нефтедобычи. Номинально NIOC также контролирует переработку и распределительные сети страны через свою «дочку» — Иранскую национальную нефтеперерабатывающую и распределительную компанию (NIORDC).

Как известно, Конституция Ирана запрещает иностранное или частное владение природными ресурсами. Правительство позволяет иностранным компаниям входить в проекты по разведке и разработке через дочерние предприятия иранских госкомпаний с последующим выкупом нефти у оператора (контракты Buy-back — обратного выкупа).

В августе 2013 года на должность министра нефти ИРИ был назначен Б.Н.Зангане, под руководством которого в национальном энергетическом секторе начали происходить значительные преобразования, направленные на привлечение в нефтегазовый сектор иностранных инвесторов. Так, Тегеран стал рассматривать возможность отхода от разработки нефтегазовых месторождений на условиях Buy-back. Данная схема работы не отвечает интересам иностранных инвесторов, предпочитающих вести свою деятельность на условиях соглашений о разделе продукции (СРП). В этой связи, иранцы уже 3 года разрабатывают так называемый модернизированный Buy-back или его другие названия: новый нефтяной контракт — интегрированный нефтяной контракт (IPC). Этот контракт будет содержать условия, сходные с СРП, который подразумевает долговременную добычу углеводородов (до 25 лет) в рамках СП, и доходы инвесторов будут компенсироваться непосредственно продукцией. Недавно министр нефти назвал новый нефтяной контракт «золотой» возможностью для перевооружения нефтяной промышленности и создания  рабочих мест. 70% от суммы контрактов будет передано иранским компаниям, которые будут основными их исполнителями. Правительство планирует поднять экспорт нефти к 2021 до 4 млн бар/с, для чего в отрасль необходимо инвестировать 200 млрд долл. США, из которых 120 млрд составляют вложения в разведку, бурение и добычу. Через 5-6 лет указанные инвестиции принесут многократную прибыль. Кроме этого, НПЗ страны уже сейчас испытывают недостаток в сырой нефти.

В сентябре Министерство нефти Ирана провело квалификационный отбор и определило 11 иранских нефтяных компаний, которые могут заключать контракты на условиях нового соглашения. Сейчас завершается отбор иностранных компаний для последующего проведения тендеров по проектам в ноябре-декабре с.г. В преддверии этого, для окончания работ по разведке месторождений Национальная нефтяная компания подписала с 6-ю зарубежными компаниями соглашения о конфиденциальности (Total Франция, Petromina Индонезия, «Лукойл» и «Зарубежнефть» Россия, OMV Австрия, Wintershell Германия)[vii].

 

Газовая отрасль

Иран обладает одними из крупнейших в мире доказанных запасов этого природного ресурса (в месторождении «Южный Парс» находится около 5 % общемирового запаса газа). По ним он находится на втором месте в мире после России. Доказанные запасы этого природного ресурса оцениваются в 26,62 трлн куб. м. С другой стороны – для монетизирования газа понадобятся колоссальные инвестиции в разработку новых месторождений, а также для строительства дорогостоящей инфраструктуры.

С приходом к власти правительства Х.Роухани в 2012 г. было принято решение начать поэтапную проработку программы развития национальной газовой промышленности, реализация которой в долгосрочной перспективе позволит  Тегерану  существенно повысить свой газовый экспортный потенциал и тем самым частично компенсировать финансовые потери от снижения объемов экспорта нефти.

По сведениям из NIGC, ответственной за проработку данного вопроса, уже к середине 2014 г. добыча газа поднялась с 505 млн куб. м/с до 535-540 млн куб. м/с. В 2015 г. объемы добычи «голубого топлива» составили уже 835 млн куб. м/с., а к концу иранского 1395 г. (20 марта 2017 г.) запланировано 900 млн куб. м/с. Для сравнения: суточная добыча «Газпрома» в 2015 г. была 1,15 млрд куб. м/с.

Начавшееся широкое использование природного газа в основных промышленных отраслях (тяжелая и легкая промышленность, химическое производство, энергетика, нефтеперерабатывающий сектор, металлургия и т.д.), и увеличение потребления газа населением за счет газификации и в силу его низкой стоимости привело к тому, что газа стало не хватать. Поэтому на сегодняшний день Иран практически не экспортирует газ (11 млрд куб. м в год в Турцию (в т.ч. через Азербайджан)), 2 млрд куб. м. в год – в Армению (используется в настоящее время только на 15%)[viii]. Одновременно государство осуществляет импорт газа из Туркменистана для своих северных регионов.

Компания Газовый комплекс Южного Парса (Петропарс) на 62% обеспечивает внутренние потребности в газе. Поэтому его развитие (в июле с.г. начался монтаж 21-й очереди) является приоритетным направлением.

Особое внимание в прорабатываемой программе развития газовой отрасли уделяется созданию крупнотоннажного/малотоннажного СПГ и модернизации/расширению действующей газотранспортной системы (ГТС), которая, по планам Министерства нефти ИРИ, в среднесрочной перспективе должна в полной мере обеспечить бесперебойную прокачку необходимых объемов природного газа с добывающих месторождений в направлении потенциальных стран импортеров (Пакистан, Ирак, Оман, Турция, Армения, Грузия, Украина, ЕС). На данном этапе в Иране функционируют следующие магистральные газопроводы: IGAT-1 от газоперерабатывающего завода «Бейд Боланд» (провинция Хузестан) до г. Астара, IGAT-2 от  газоперерабатывающего завода «Канган» (пр. Бушер) до г. Казвин, IGAT-3 от газоперерабатывающего завода в г. Ассулуе (пр. Бушер) до г. Решт, IGAT-4, от г. Ассулуе до г. Исфахан, IGAT-5 от г. Ассулуе до газоперерабатывающего завода «Бейд Боланд», IGAT-6 –г. Ассалуе до г. Ираншахр (пр. Систан и Белуджистан), IGAT-7 –от г. Ассалуе до газоперерабатывающего завода «Сар Хун» (пр. Хормозган), IGAT-8 –г. Канган до г. Кум, North-North East Pipeline до г. Серахс (на границе с Туркменистаном),  IGAT-9 г. Ассалуе (пр. Бушер) до границы с Турцией.

Для дальнейшего развития этого сектора Иран ищет иностранных инвесторов и ведет переговоры с такими крупными игроками как Shell, Petronas, «Газпром», Total, E-On.

 

Нефтепереработка

Иранская Национальная нефтяная компания (NPC), владеет 10-ю НПЗ. В 2015 году их общая мощность по сырой нефти была 1,781 млн б/с.[ix] Имелись следующие НПЗ: Абадан (500 тыс. б/с), Керманшах (30 тыс. б/с), Тегеран (220 тыс. б/с), Лаван (20 тыс. б/с), Шираз (45 тыс. б/с), Тебриз (110 тыс. б/с), Исфахан (255 тыс. б/с), Арак (170 тыс. б/с), Бандар-Аббас (230 тыс. б/с), Джульфа (50 тыс. б/с).

Большинство указанных заводов имеют изношенные основные фонды и часть из них в настоящее время реконструируется/расширяется при сотрудничестве с фирмами Южной Кореи (НПЗ Тебриз, Исфахан), Японии (Бандар-Аббас), Китай (Абадан)[x].

Параллельно в настоящее время ведется строительство НПЗ «Анахита» в Керманшахре 300 т. б/с, «Бахман Гану» в Джаске 300 т. б/с и комплекса Ибн Сина (Авицена), по участию в котором ведутся переговоры с англо-голландской Shell. Кроме НПЗ Абадана и Бандар-Аббаса, скоро запускаются линии для получения низко сернистого высокооктанового компонента для производства бензина класса «Евро-4». В конце иранского года ожидается запуск 1-й очереди НПЗ по переработке газового конденсата «Звезда Персидского залива», а к концу 2017 г. — 2-й очереди. После запуска его первой очереди в ИРИ будет производиться 36 млн л/с бензина стандарта «Евро-4» в сутки, что достаточно для обеспечения внутреннего потребления. За половину 2016 г. ИРИ импортировал бензина в объеме 12 млн л/с.

Иран скоро достигнет самодостаточности в этом принципиальном для себя вопросе.  С 2012 по 2015 гг. санкции не разрешали ему импорт высокооктанового бензина. Согласно 6-му плану национального развития он станет одним из крупнейших в мире переработчиков нефти с мощностью своих НПЗ в 3,1 млн б/с. Уже сейчас страна перешла на экспорт дизельного топлива (низкого сорта) в размере 0,5 млн т/г.[xi]

 

Нефтехимия

Развитием современных нефтехимических производств, как и глубокой нефтепереработкой, правительство Х.Роухани пытается преодолеть нефтяную зависимость и выйти на экспорт продукции с высокой добавленной стоимостью. Как отметил 30.10.2016 г. директор 2-го по величине завода «Джам» в Ассалуе, Камбиз Миркарими: «ИРИ необходимо развитие нефтехимической промышленности, т.к. экспортная выручка двух комплексов равноценна всему урожаю пшеницы. При этом не требуется такого количества воды»[xii].

3 ноября 2016 г. заместитель министра нефти и гендиректор Национальной нефтехимической компании (NPC) Марзие Шахдаеи сообщила, что мощности нефтехимической отрасли страны составляют 64 млн т. продукции, в операционном выражении 46 млн т.[xiii] За 6 мес. с начала текущего года производство нефтехимической продукции выросло на 7% по сравнению с тем же периодом прошлого года  и составило 23 млн т. Кроме того, по 29 наименованиям отрасли прирост составил 62%.[xiv]

Нефтехимический сектор требует высоких технологий и инвестиций, которые в настоящее время разрабатываются иранцами, в т.ч. при сотрудничестве с иностранными компаниями.

В октябре с.г. датская компания Haldor Topsoe Сompany выразила готовность принять участие в новых проектах по производству мочевины, аммиака и метанола[xv]. До конца года будет подписан контракт об инвестировании французской Total 2 млрд долл. США в совместный проект по производству олефинов в Иране. К этому сроку готовится еще один контракт в области нефтехимии с другим зарубежным партнером[xvi]. Идут также консультации с англо-голландской Shell, немецким Bayer, в т. ч. по передаче технологий. Рядом с портом Чабахар индийские компании изучают возможность строительства установок по производству карбамида аммиака и метанола[xvii].

До конца иранского года должна быть запущена вторая очередь завода компании «Марварид» по производству метил этиленгликоля (MEG) и других химических веществ в Кавиан (пр.Хорасан Резави). Первая очередь производит 0,5 млн MEG/год, 50 тыс. т. диэтиленгликоля (DEG) . Закончено расширение комплексов в Каруне (Курдистан), завода «Тахте Джамшид» в Ассулуе (пр.Бушер) и запущена в эксплуатацию 3-я очередь по производству полистирола «Пардис» из подведенного газопровода с этиленом. К весне     2017 года будут созданы мощности нефтехимических производств в размере 7,5 млн т.

На будущий год запланирован пуск первой очереди комплекса «Метанол Каве» (пр.Бушер) компании ПДСИД, а также комплексов компании «Петрохимие Дамаванд» и компании «Петрохимие Марджан» под Бушером и установки по выработке этилена  «Петрохимие Элам».

Программа по производству стирола из этилбензола, выполняемая компанией «Парс Петрохимие» и «Петрохимие Киан», также близка к завершению и позволит Ирану выйти на экспорт этого продукта.

За счет наличия таких преимуществ как запасы нефти, газа, обученных кадров и воды правительство ставит задачу утроить установленную мощность нефтехимической промышленности за ближайшие десять лет. В настоящее время реализуется 25 проектов с объемом финансирования 50 млрд долл. США. Основной акцент, согласно 6-ой пятилетки (2016-2021 гг.), делается на нефтехимические комплексы на островах в ПЗ (Кешм, Лаван) и его побережье от Чабахара до Ассулуе, в т.ч. в силу близости к морскому транспорту.

В то же время специалисты отмечают некоторую непоследовательность политики Министерства нефти по отношению к нефтехимическому комплексу. Так, недавно было отменено распоряжение министра о повышении цены на газ и переходе на свободный курс обмена валюты, что автоматически привело бы к удорожанию этана и других исходных продуктов нефтехимии примерно на 9% и, в конечном счете, привело бы к сокращению ее производств в ИРИ из-за неконкурентоспособности[xviii].

[i] Статья 44. Экономическая система Исламской Республики Иран основана на трех секторах – государственном, кооперативном и частном при регулярном и пра­вильном планировании. Государственный сектор включает в себя все крупную промышленность, основные отрасли промышленности, внешнюю торговлю, крупные горноруд­ные предприятия, банковское дело, страхование, обеспечение электроэнергией, плотины и крупные водопроводы, радио и телевидение, почту, телеграф и теле­фон, гражданскую авиацию, судоходство, дороги, в частности железные, и т.п. Все это в виде общественной собственности находится в ведении государства. http://www.studfiles.ru/preview/6225661/page:12/

[ii] Мамедова Н.М. Сборник ИВ РАН август 2016 «ИРАН во втором десятилетии XXI века: вызовы и перспективы» с.212

[iii] 1.11.16 газета «Эктэсаде Донья»

[iv] Обухова А.Н. Сборник ИВ РАН август 2016 «ИРАН во втором десятилетии XXI века: вызовы и перспективы» с.222

[v] OPEC Annual Statistical Bulletin 2016, pp.8, asb.opec.org

[vi] 1.11.16, из заявления Миннефти ИРНА

[vii] 2.10.16 со ссылкой на Исна, э.агентство бартаринха

[viii] 25.09 из интервью посла Армении, э.агенство бартаринха

[ix] http://www.opec.org/opec_web/en/about_us/163.htm

[x] http://www.presstv.com/Detail/2016/09/07/483574/Iran-refining-expansion-Asian-firms

[xi] http://www.presstv.com/Detail/2016/09/07/483574/Iran-refining-expansion-Asian-firms

[xii] http://donya-e-eqtesad.com/news/1077879

[xiii]http://www.iran.ru/news/economics/103235/Iran_planiruet_utroit_moshchnost_neftehimicheskoy_promyshlennosti_za_10_let

[xiv] 12.09.16 по сообщению аг-ва Шала, газета Эктесаде Донья

[xv] http://www.iran.ru/news/economics/102998/Datskiy_neftehimicheskiy_gigant_vozvrashchaetsya_v_Iran

[xvi] из интервью руководителя PGPIC

[xvii] 2.11.16 из миннефти, со ссылкой на Мехр, э.агентство бартаринха

[xviii] 30.10.16 из интервью с директором нац.компания по НПЗ , э.агентство бартаринха

52.28MB | MySQL:103 | 0,549sec