США: антииранские санкции продлеваются на очередной срок

В середине уходящей недели Палата представителей  американского Конгресса  419 голосами при одном «против»  приняла решение об  очередном продлении на антииранских санкций. Судя по всему, таким же будет и решение другой палаты – Сената, также готового продлить применение  санкций еще на 10 лет. Ожидается, что в оставшиеся нынешнему президенту Б.Обаме 2 месяца нахождения в Белом доме он подпишет соответствующий документ. В конце этой же недели та же Палата представителей одобрила  законопроект о запрете продажи пассажирских самолетов Ирану.  Этот документ также ждет утверждения в верхней палате Конгресса США. Отметим, что договоренность с компанией «Боинг»  о продаже ИРИ 100 пассажирских самолетов на общую сумму в 25 миллиардов долларов  датируется июнем текущего года.  Таким образом, эта сделка попадает под действие санкций.

Сделаем небольшой экскурс в новейшую историю ирано-американских отношений. Начало введения санкций США против Исламской Республики Иран восходит к событиям 37-летней давности, когда в ноябре 1979 г. иранские студенты, последователи  Р.Хомейни, захватили американское посольство в Тегеране и удерживали его в течение 444 дней. В ответ на эту акцию, одобренную и спровоцированную  властями молодой Исламской Республики, на основании Закона об экономических полномочиях на случай чрезвычайной международной ситуации от 28 октября 1977 г., тогдашний президент США Дж.Картер 14 ноября 1979 г. ввел в действие чрезвычайное положение в отношениях с Ираном. С тех пор  и до настоящего времени это положение ежегодно продлевается. Американские президенты могут налагать ограничения или запрещать практически любые внешнеэкономические сделки между гражданами США и Ирана, регулировать экономическую деятельность физических лиц, пребывающих на иранской территории, взаимодействие американских некоммерческих организаций с представителями ИРИ, а также отношения с фирмами третьих стран, сотрудничающих с Ираном. Что касается причин санкций, то здесь обычно называют поддержку  Ираном террористических организаций, многочисленные нарушения в сфере соблюдения прав человека, и проблемы, связанные с реализацией иранской ядерной программы, в которой Запад  подозревает военный компонент. Американские законы запрещают гражданам страны импортировать  любые товары иранского производства непосредственно в США или через третьи страны. В свою очередь, запрещен экспорт американских товаров и услуг в Иран, а граждане США не вправе вести торгово-экономические операции с правительством ИРИ. Между странами практически запрещена финансовая деятельность, причем, более всего это касается нефтегазовой и нефтехимической отрасли, проектов по развитию экономической инфраструктуры.

По положению на октябрь 2015 г. санкционный «груз» на Иран включает 4 санкционные резолюции Совета Безопасности ООН, 18 указов президента США о введении тех или иных санкций, 4 санкционных документа ЕС и 10 законов, принятых Конгрессом США. Санкции, связанные с ядерной программой Ирана, составляют примерно половину этого санкционного пакета, другая половины наложена на Иран по прочим причинам. По наблюдениям аналитиков, санкции США регулярно вводились весь послереволюционный период, Европа же вводила их временами и эпизодически. Если в первые десятилетия исламского режима санкции, как со стороны США, так и Европы, налагались преимущественно по политическим причинам, то начиная с 2000 гг. причиной санкционного давления стала реализация Ираном национальной ядерной программы в части ее предполагаемого военного компонента. С 2006 г., после принятия четырех резолюций Совета Безопасности ООН, санкции приобрели международный характер. Санкции ООН направлялись в основном против компаний,  принимавших то или иное участие в реализации иранской ядерной программы. Кроме того, учитывая до сих пор не преодоленную Ираном зависимость от экспорта энергоносителей, США в течение последних двух десятилетий последовательно ужесточают санкционную политику в этой сфере. Она касается и иностранных компаний, связанных тем или иным образом с иранской энергетической отраслью, в том числе и в инвестиционной сфере.

Вернемся в середину ноября 2016 г. Естественно, в Иране весть о решении американских законодателей продлить санкции комментируется в резко отрицательном ключе. Министр обороны Хосейн Дехкан посчитал это прямым нарушением и пригрозил Вашингтону тем, что он заплатит за это высокую цену. «Любой подобный невежественный шаг США лишь плодит их ошибки». Глава парламентской Комиссии по вопросам безопасности и внешней политике Алаотдин Боруджерди  выразил мнение о том, что этот шаг США вполне увязывается с его политикой противодействия выполнению венских договоренностей, но нужно понимать, что не следует сводить дело к внутренним проблемам и усиливать расслоение общества. На пятничном намазе 18 ноября в иранской столице  очень резко о решении американских конгрессменов высказался аятолла Мохаммад Эмами-Кашани, назвав его пределом цинизма и рецидивом «буйности мирового высокомерия». Эмами-Кашани сказал, что подобные шаги США «делают нас еще сильнее и учат не уставать в верности заветам мама Хомейни». Касаясь вопроса о новом американском президенте, аятолла Эмами-Кашани, вслед за духовным лидером страны аятоллой Али Хаменеи,  отметил: «Мы не хотим углубляться в  проблему американских выборов, нам все равно, кто будет там президентом, они все для нас на одно лицо».

Международное сообщество в связи с продлеваемыми  санкциями комментирует возможное отношение избранного президента США Д.Трампа к иранской ядерной сделке. Президент Франции Ф.Олланд сказал на днях, что он не думает, что новый глава Белого дома решится аннулировать венские договоренности. В интервью одному из местных телеканалов он сказал, что подписанный в Вене Совместный всеобъемлющий план  действий  (СВПД) создал настолько всеобъемлющий режим безопасности, о котором ранее и говорить не приходилось. В нем имеются такие гарантии, разрушение которых отнюдь не в интересах глобальной стабильности. Однако, пишут западные СМИ,  в окружении Д.Трампа уже сегодня говорят, что такое возможно, учитывая, что американский Сенат до сих пор не одобрил СВПД. При этом в США отдают себе отчет в том, что Америка не в одиночку подписывала венские договоренности, там стоят подписи и других стран, в частности – России и Китая, которые вряд ли пойдут на аннулирование столь важного документа.  Как пишут в эти дни западные СМИ, несколько высокопоставленных российских дипломатов, работающих на Ближнем Востоке, сделали в последние дни заявления о том, что даже отказ США от выполнения СВПД не означает дезавуирования этого документа, поскольку он, кроме Ирана, подписывался еще шестью странами, и США – лишь один из участников договорного процесса. Кроме того, нужно помнить, что венские договоренности одобрены Советом Безопасности ООН.

Хотя хорошо известно высказывание Д.Трампа о том, что СВПД – худшее из соглашений, которое ему приходилось видеть в своей жизни, на Западе выражают глубокое сомнение в том, что он готов от него отказаться. Вряд ли он может игнорировать тот факт, что свою приверженность венским документам в эти дни подтвердили Франция и Германия, готовые содействовать как можно более полному и адекватному выполнению СВПД. Так, во время последнего ноябрьского визита уходящего американского президента в Европу, в частности, в ходе его встреч с канцлером ФРГ А.Меркель отмечалась верность атомному соглашению с Ираном, хотя одновременно с сожалением отмечалось медленное продвижение реализации договоренностей от 14 июля 2015 г.  Б.Обама при этом охарактеризовал СВПД  как наиболее важную внешнеполитическую акцию своей президентской каденции. Однако Д.Трамп, как известно, употребляет по отношению к этому документу лишь отрицательные определения. Западные СМИ в последние недели все чаще пишут об Иране в отрицательном ключе, а число аналитиков, продолжающих выражать тревогу относительно иранской политики на региональном уровне, все возрастает. На таком фоне можно прогнозировать те или иные, в том числе – достаточно жесткие,  коррективы  на иранском направлении внешней  политики  новой администрации США, но в оставшиеся два месяца каденции Б.Обамы резких движений ожидать не приходится.

62.83MB | MySQL:102 | 0,514sec