Оценки китайских специалистов продукции ОПК Израиля

По информации китайского специализированного издания «Танки и бронемашины» (официальный печатный орган корпорации НОРИНКО), в Израиле завершены испытания нового колесного БТР «Эйтан» с колесной формулой 8х8. Данная бронемашина разработана специалистами Управления по развитию танков (МАНТАК) под руководством бригадного генерала Баруха Мацлиаха. По мнению высокопоставленного израильского военного, БТР «Эйтан» разработан по причине того, что гусеничная БМП М113 полностью исчерпала свой потенциал модернизации, а, кроме того, американскую бронемашину невозможно использовать в подразделениях быстрого развертывания в силу необходимости ее доставки на танковом трале к месту развертывания.

При конструировании БТР «Эйтан» израильские конструкторы использовали распространенные компоненты (двигатель, трансмиссия, элементы ходовой части и подвески), выпускаемые предприятиями ОПК стран-членов ЕС. Компоновка корпуса БТР – классическая для ВС Израиля, а именно двигатель и трансмиссия расположены впереди справа, что повышает защищенность экипажа и десанта. За силовым отсеком по левой стороне корпуса расположены места водителя-механика, стрелка и командира, который управляет дистанционным модулем вооружения. За спиной стрелка расположен отсек для десанта, которой спроектирован с учетом выполнения маневренных операций в отдалении от основных пунктов базирования в течение одного месяца.

В отсеке десанта предусмотрены комфортабельные кресла с многоточечными ремнями безопасности и независимой системой амортизации для девяти военнослужащих. Кресла десанта складные, что позволяет увеличить внутренний объем бронированного корпуса. Кроме того, в БТР установлены отсеки для хранения пайков и воды, а также складная полевая кухня, что серьезно улучшает условия действия военнослужащих.

Выход/заход десанта внутрь корпуса осуществляется через крупноразмерную дверь с гидравлическим приводом, которая расположена в кормовой части машины. По обе стороны от двери на корпусе БТР закреплены специальные бронированные элементы, которые защищают десант от обстрела в момент покидания машины.

Корпус БТР выполнен цельносварным из высокопрочной броневой стали без бойниц для десанта. Подобное конструктивное решение обусловлено необходимостью обеспечить защиту экипажа и десанта как от огня противника из стрелкового вооружения, так и в случае применения химического, биологического оружия или радиоактивных материалов. На случай применения противником боевых отравляющих веществ БТР оснащен мощной системой вентиляции с многоуровневой фильтрацией и кондиционирования. Кроме того, в отсеках десанта и экипажа выполнена шумоизоляция, что серьезно отличает израильскую бронемашину от аналогов, выпускаемых в Европе, США, Австралии и Сингапуре.

В отношении бронезащиты известно, что навесные пластины композитной (металл+керамика) брони крепятся к основному корпусу при помощи болтовых соединений и благодаря подобному модульному подходу уровень защиты можно варьировать. Наклонные поверхности верхней части корпуса, а также специальная окраска призваны снизить радиолокационную и инфракрасную заметность машины на поле боя. Для удобства десанта при перемещении на броне верхняя часть корпуса окрашена с использованием противоскользящего материала.

Нижняя часть корпуса выполнена в форме латинской буквы V, что сделано с целью снизить взрывное действие фугасов, которые могут быть установлены на маршруте движения БТР. Взрывостойкие колеса БТР позволяют передвигаться со скоростью от 16 до 50 км/ч после подрыва на мине/фугасе в зависимости от мощности взрывного устройства.

В дополнении к композитной броне «Эйтана» защиту машины от противотанковых боеприпасов, выстрелов из гранатометов и других снарядов обеспечивает система активной защиты (САЗ) «Трофи», спроектированная специалистами Rafael Advances Defense Systems и IAI Elta устанавливаемая на верхнем срезе корпуса БТР. Данная САЗ состоит из четырех радиолокационных станций F/G-диапазона (обеспечивают круговой обзор обстановки вокруг машины), баллистического вычислителя и двух пусковых устройств перехватчиков, уничтожающих боеприпасы на подлете к БТР. ПУ перехватчиков обеспечивают уничтожение противотанковых боеприпасов в диапазоне 210 градусов по горизонтали. Следует отметить, что САЗ «Трофи» неоднократно доказала свою эффективность в обеспечении защиты от противотанковых управляемых ракет (ПТУР) российского производства «Конкурс» и «Корнет», а также гранатометов РПГ-7.

Известно, что двигатель, автоматическая трансмиссия и система охлаждения/вентиляции объединены в единый блок, что повышает скорость замены узлов и ремонта боевой машины в целом. По данным китайских источников мощность дизельного двигателя БТР «Эйтан» составляет 750 л.с., что позволяет боевой машине развивать максимальную скорость 90 км/ч при движении по автомобильным дорогам общего пользования. Именно колесная база позволяет перемещать БТР «Эйтан» своим ходом, что серьезно повышает мобильность мотострелковых подразделений Армии обороны Израиля. Вес бронемашины может варьироваться от 18 до 35 тонн.

Основное вооружение БТР «Эйтан» – это компактный дистанционный управляемый модуль (ДУМ) «Самсон Мк1», спроектированный и изготавливаемый компанией Rafael Advances Defense Systems. Указанный модуль позволяет стрелку или командиру машины применять любое автоматическое стрелковое вооружение, а именно пулеметы калибра 12,7 мм и более, автоматические гранатометы калибра 40 мм, а также ПТУР. В ходе тестов ДУМ «Самсон Мк1» израильские оружейники убедились, что сила боеприпаса калибра 12,7 мм вполне достаточна для нанесения ущерба неукрепленным строениям и живой силе противника на малой и средней дистанции.

Оптико-электронная система (ОЭС) наблюдения/прицеливания установлена справа от оси «Самсона Мк1» и состоит из телевизионных камер дневного и ночного видения с высоким разрешением, тепловизионного прицела и лазерного дальномера. Данная ОЭС позволяет оператору рассмотреть на многофункциональном жидкокристаллическом экране объект/цель до мельчайших деталей (10-ти кратное оптическое увеличение), а баллистическая вычислительная система (БВС) автоматически опознавать и сопровождать любую движущуюся цель. Следует отметить, что ОЭС дополнительно стабилизирована с целью обеспечить высокую точность наведения при ведении стрельбы в движении. Кроме того, тепловизионный прицел позволяет обнаруживать скрытые входы в подземные тоннели, которыми пользуются террористы и исламисты.

Китайские специалисты отмечают, что израильские конструкторы и инженеры постоянно модернизируют ДУМ «Самсон Мк1», уже проведены испытания модели второго поколения, на который устанавливается более мощный лазерный дальномер, позволяющий выполнять стрельбу на дальность более 4000 м из автоматического вооружения, а именно пушек калибра 30 или 40 мм со спаренным пулеметом калибра 7,62 мм (М240, пр-во США). Снаряженный вес подобного модуля с боеприпасами достигает уже 1500 кг, когда чистый вес «Самсона» Мк1» всего 140–160 кг. Боекомплект ДУМ составляет 200 выстрелов для автоматической пушки (140 фугасных и 60 бронебойных), 420 патронов калибра 7,62 мм. и два ПТУР. При установке автоматического гранатомета возможно размещение боекомплекта из 48 выстрелов. Для повышения защиты машины на ДУМ размещаются шесть установок дымовой завесы.

По данным сотрудников корпорации НОРИНКО ДУМ «Самсон Мк.2» стабилизирован в двух плоскостях при помощи специальных торсионных устройств, кроме того, каждый из элементов обновленной ОЭС дополнительно отдельно стабилизирован, а платформа оснащена гасителями вибрации. Электрические приводы ДУМ позволяют вращать модуль на 360 градусов, а углы наведения находятся в пределах от -20 до +60.

Подобные параметры обусловлены постановленной перед израильскими конструкторами задачей – создать ДУМ, который позволит применять автоматическое вооружение для борьбы с высокоскоростными целями на средней и большой дистанции при движении БТР «Эйтан». Следует обратить внимание, что БВС «Самсона Мк.2» действует в режиме «охотник-стрелок», т.е. компьютер самостоятельно обнаруживает и опознает цель, а затем предлагает стрелку/командиру принять решение на открытие огня, что серьезно повышает эффективность боевой машины при действии на поле боя. Также на месте командира установлена система навигации GPS.

Известно, что кроме автоматических пушек в состав вооружения БТР «Эйтан» будет входить ПТУР Spike (самостоятельная израильская разработка), выпускаются в трех модификациях Spike MR, LA и ER с дальностью пуска 2 500, 4 000 и 8 000 м соответственно. По информации китайских специалистов, в Израиле проведены успешные испытания новой боевой части (БЧ) проникающего бронебойного действия  PBF для данного ПТУР. Внедрение новой БЧ обусловлено тем, что традиционные тандемные бронебойные боеприпасы типа HEAT обладают недостаточным проникающим, осколочным и взрывным воздействием при нанесении ударов по стационарным укрепленным объектам исламистов.

Основная задача БЧ PBF – проникнуть внутрь строения и при помощи большого количества осколков нанести поражение живой силой противника, которая укрыта внутри или находится за обстреливаемой преградой. Кроме того, новая БЧ позволяет снизить косвенные потери при применении в населенном пункте и плотной жилой застройке. Примечательно, что сам боеприпас ПТУР Spike оснащен двойной оптико-электронной/оптико-волоконной ГЧ наведения, которая позволяет надежно поражать бронеобъекты (танки, БМП, БТР) и низколетящие низкоскоростные воздушные цели, оснащенные системами динамической защиты и/или тепловыми завесами, инфракрасными ловушками.

Представляется возможным согласиться с китайскими специалистами в высоких оценках возможностей БТР «Эйтан», на базе которого возможно создание целой серии бронемашин – платформа для миномета, штурмовое орудие, пусковая установка для ракет, медико-санитарная и командно-штабная машина.  Ожидается, что первая партия БТР «Эйтан» поступит на вооружение в 2018 г., а к 2020 производственная линия Rafael Advances Defense Systems выйдет на полную мощность и позволит полностью заменить 1100 БМП М113, стоящих на вооружении Армии обороны Израиля. Китайские специалисты высоко оценивают и экспортный потенциал «Эйтана», который вполне сможет удовлетворить требования ВС разных государств.

52.32MB | MySQL:103 | 0,476sec