Иран: консерваторы объединились против реформаторов

Исламская Республика Иран находится в преддверии предвыборной гонки за пост президента республики. Выборы в ИРИ состоятся 19-го мая  2017 года. Действующий президент Хасан Роухани уже официально выдвинул свою кандидатуру на второй срок в сентябре с.г.

Споры о том, какое крыло иранского политического истеблишмента представляет доктор Х.Роухани, продолжались на протяжении долгого времени.  Часть экспертов называла его реформатором или умеренным реформатором, часть умеренным консерватором, некоторые называли его «засланным казачком» консервативной высшей власти, т.е. верховного лидера Али Хаменеи, с целью завоевать доверие народа, уставшего от международной изоляции в результате правления консервативного правительства. Как бы то ни было, Х.Роухани выдвигается на пост президента от реформаторов. Кто из консерваторов составит ему конкуренцию, и смогут ли консервативные партии и фракции прийти к консенсусу вокруг единого кандидата?

Долгое время экспертное сообщество, как в Иране, так и за пределами предполагали, что попытки вернуться к власти предпримет бывший президент ИРИ консерватор Махмуд Ахмадинежад. Однако, после заявления Али Хаменеи о том, что он не считает целесообразным выдвижение кандидатуры М.Ахмадинежада, что, фактически, означает запрет, бывший президент официально опроверг предположения о своем возвращении в политику. М.Ахмадинежад даже предсказал, что следующие выборы будут самыми нечестными и «холодными», и он не собирается участвовать в них, чтобы сделать их «горячее». Несмотря на заявление о том, что М.Ахмадинежад не будет поддерживать ни одну из сторон, сторонники бывшего президента продолжили отстаивать его дело.

По сообщению газеты Shargh, консервативные партии «Коалиция», «Фронт стабильности», «Фронт последователей линии Имама и рахбара», «Общество ветеранов», «Фронт сопротивления», «Ассоциация борющегося духовенства», «Искатели пути исламской революции» и некоторые сторонники и бывшие члены правительства М.Ахмадинежада создали коалицию, под простым названием фронт «Единство» (جبهه یکتا — yeqta).

По словам одного из членов «Единства», бывшего министра науки ИРИ Мохаммада Мехди Захеди, у коалиции есть своя программа на президентские выборы. Коалиция имеет постоянный совещательный орган, который и занимается разработкой программы для двенадцатого правительства.

Коалиция «Единство» громко объявила о своем существовании около двух лет назад, однако этим объявлением все и ограничилось, т.к. в последующий период никаких эффективных действий коалицией предпринято не было, и об ее существовании все забыли, но она настаивает на том, что «Единство» — это не партия, а дискуссионная площадка, однако неизвестно, что является предметом дискурса, и как будет выражаться этот дискурс в сфере политики и власти.

Во время прошедших 26-го февраля парламентских выборов в ИРИ «Единство» предпринимало значительные  усилия, чтобы привлечь к себе и другие консервативные партии, и представила свой избирательный список. Однако процесс регистрации был настолько долог, и число кандидатов настолько велико, что члены коалиции так ничего и не добились.

На сегодняшний день коалиция говорит о своих планах и целях на будущее, как, например, М.Захеди на вопрос о том, действительно ли коалиция «Единство» представит общего кандидата от консервативного крыла, с упором на «Общество борющегося духовенства», отвечает: «Я не могу сейчас на все ответить, но скажу, что я сам и мои друзья являются членами «Единства», и я считаю, что наше течение настолько велико и сильно, что подобно целой армии. И мы не хотим ударять в грязь лицом».

По словам одного из членов «Единства», генерального секретаря Ассоциации иранских академиков Сейеда Мохаммада Хоссейни, в качестве одного из единых кандидатов от коалиции на предстоящие президентские выборы рассматривается Ростам Гасеми. М.Хосейни также отметил, что каждый из членов коалиции желает выдвинуть свою кандидатуру, однако большинство сошлось на том, что Р.Гасеми имеет большой опыт управления, приобретенный в период бытности министром нефти в 2011-2013 гг при М.Ахмадинежаде, а также главы инженерной компании «Хатам аль-Анбия»1 (Khatam al-Anbiya Construction Headquarter).

Согласно тому же источнику, рассматривается также кандидатура Хамида-Резы Гаджи Бабаи и еще нескольких членов «Единства», чьи имена не озвучены. Рассмотрим известных на сегодняшний день кандидатов.

Ростам Гасеми присоединился к Корпусу стражей исламской революции (КСИР) на острове Харк в 1979 г. Принимал участие в ирано-иракской войне. После войны он вступил в войска «Хатам аль-Анбия» в Бушере. В 1996 году он был назначен главой военно-морской базы КСИР. Р. Гасеми стал заместителем командующего войсками в 2001 году.

Был избран в качестве представителя Шираза в Меджлисе на парламентских выборах в 1988 году и переизбран в 1992 и 1996 годах. В 2007 был выбран председателем уже инженерно-строительной компании «Хатам аль-Анбия» и руководил компанией до 2011 года. В этом же году уволился из армии.

26 июля 2011 года Р.Гасеми был назначен министром нефти в правительстве М.Ахмадинежада. Он был президентом ОПЕК в 2011 году. Вскоре после ухода с должности в 2013 году Р.Гасеми был назначен советником министра обороны Хосейна Дегкана.

Занимаемые Р.Гасеми посты позволили ему изнутри изучить экономические реалии в стране, что позволяет ему правильно использовать достижения 11-го правительства для прокладывания предвыборного пути для себя и своих сторонников.

Гаджи Бабаи был министром образования 2009-2013 гг в период президентства М.Ахмадинежада. На прошедших в феврале парламентских выборах Г.Бабаи был избран в Меджлис в качестве представителя от Хамадана. Ранее он уже являлся депутатом Меджлиса от того же остана в 1996-2009 гг. до того, как стал министром и его кандидатура была утверждена Меджлисом. До министерского поста Г. Бабаи был главой Комиссии по образованию в парламенте.

По словам М.Хоссейни, члены коалиции, основываясь на своем опыте, накопленном в период разных президентов, а также в сотрудничестве с другими партиями и фракциями, стремятся к тому, чтобы воплотить в жизнь чаяния народа.

Он отметил, что действующая власть не имеет права голоса и не может требовать у правительства отчета за свои действия, в связи с этим целесообразно представить не одного кандидата, а целое общественное массовое движение и избавить страну от имеющейся нестабильности. Он также добавил, что имея многосторонний революционный план и оценку общих интересов, можно достичь на выборах большего успеха и избежать раскола, который произошел в 2013 году.

Дело в том, что именно раскол среди консерваторов на прошлых президентских выборах и наоборот, сплоченность реформаторского крыла позволили реформаторам успешно выступить во время президентской гонки и одержать победу. Так, например, свои кандидатуры сняли бывший президент ИРИ и лидер реформаторского движения Мохаммад Хатами и  его вице-президент Мохаммад-Реза Ареф, призывая отдать свои голоса за Х.Роухани.

С началом президентской гонки консерваторы используют рычаги воздействия на народ, и на данный момент – это будущее Совместного всеобъемлющего плана действий. Как заявил член «Единства» бывший министр культуры и исламской ориентации М.Хоссейни, единственным достижением 11-го правительства (правительство Х.Роухани) является ядерное соглашение, реализация которого с избранием в США Дональда Трампа президентом находится под угрозой срыва.

Ядерная сделка и отмена экономических санкций в отношении ИРИ в результате заключения этой сделки были главными пунктами в предвыборной кампании Х.Роухани. Новоизбранный президент США республиканец Д.Трамп, имея антииранскую позицию, грозится отменить ядерное соглашение, а санкции против ИРИ в США снова продлены на 10 лет. Однако члены коалиции не напоминают, что именно при правительстве М.Ахмадинежада был введен наиболее тяжелый пакет санкций, в результате его открыто агрессивных высказываний и деятельности в ядерной сфере.

Опубликованные в иранских СМИ материалы о коалиции преимущественно носят негативный характер, либо в них отсутствует оценка информации о «Единстве». Приводя факты, СМИ пытаются не придавать большого значения деятельности коалиции.

Очевидно, что консервативный лагерь учел ошибки прошедших выборов и предпринимает попытки выступать единым фронтом. Однако последствия правления М. Ахмадинежада и его сторонников, самоуправство КСИР, международная изоляция Ирана и удар по экономике оставили настолько тяжелый след на жизни обычных граждан, что абсолютное большинство поддержало кандидата от реформаторов на прошлых выборах. Учитывая, что правительство «благоразумия и надежды» Х.Роухани все же выполнило ключевые обещания, то доверие народа остается на стороне действующего президента, о чем свидетельствуют и парламентские выборы и выборы в Совет экспертов, где реформаторы так же получили внушающий вотум доверия от народа.

 

http://alef.ir/vdcgnt9tqak9qt4.rpra.html?414451

http://su0.ru/V4ZQ

http://su0.ru/LNqe

http://su0.ru/Qu0V

http://su0.ru/Xa0C

 

  1. «Хатам аль-Анбия» (قرارگاه سازندگی خاتم‌الانبیا — Печать пророков) крупная инженерная компания, контролируемая Корпусом стражей исламской революции. Компания известна также под названием Ghobr . Является главной инженерной компанией КСИР и одним из крупнейших подрядчиков Ирана промышленных и опытно-конструкторских работ. «Хатам аль-Анбия» был создан во время ирано-иракской войны 1980-88гг, чтобы помочь восстановлению страны, и на протяжении многих лет компания диверсифицировалась, занимаясь машиностроением, энергетикой, горнодобывающей и обороной промышленностью.
52.32MB | MySQL:103 | 0,484sec