Размышления накануне заседания специального комитета формата ОПЕК+. Часть 1

В начале следующей недели, 28 ноября с.г., в Вене планируется 2-е техническое заседание специального комитета[i], в котором примут участие эксперты Организации стран – экспортеров нефти (ОПЕК), а также государства, не входящие в картель.

 

Для справки: в ОПЕК входят Ирак, Иран, Саудовская Аравия, Кувейт, Катар, Объединенные Арабские Эмираты, Ливия, Алжир, Нигерия, Ангола, Венесуэла, Эквадор, Индонезия, Габон.

 

По информации российского министра энергетики А.В.Новака, в понедельник российская сторона примет участие в технических консультациях на уровне экспертов в австрийской столице.

«Да, мы 28 ноября примем участие в консультациях ОПЕК и не ОПЕК. Сейчас идут внутри ОПЕК на этой неделе, на следующей неделе будут экспертные консультации ОПЕК и не ОПЕК»[ii], – отметил А.В.Новак.

Что касается внутренних технических консультаций ОПЕК, то их итоги, как ожидал автор, оказались весьма неоднозначными.

Достоверный источник в ОПЕК сообщил, что предложения по ограничению объемов добычи «черного золота» подготовлены в ходе двухдневных консультаций экспертами технического комитета по подготовке саммита ОПЕК 30 ноября с.г. в Вене, на котором предполагается подписание соответствующего соглашения.

Теперь заключительный пакет предложений будет передан официальным представителям организации для его рассмотрения на саммите.

В частности, эксперты предлагают из-за сложности введения лимитов ограничить уровень добычи стран  ОПЕК не на год, как планировалось ранее, а  на полгода. Следить за соблюдением договора предлагается поручить специальной технической группе.

В ходе консультаций экспертам ОПЕК так и удалось прийти к единой точке зрения о расхождениях в данных по уровням добычи, которые приводятся самими странами картеля.

Кроме того, эксперты не смогли определиться с заявлением Иран относительно его твердого желания не участвовать в сделке по ограничению добычи и при этом наращивать собственное производство до того уровня, который был в стране до введения против нее западных санкций.

Примечательно, что, помимо Ирана, не желает сокращать свою добычу и Ирак.

Как заявил министр иностранных дел Ирака И.аль-Джаафари, мировое сообщество должно с пониманием отнестись к иракской позиции, так как страна ведет тяжелую борьбу с террористической группировкой «Исламское государство» (ИГ, запрещена в России).

Выходит, что Ирак будет и дальше наращивать нефтедобычу, несмотря на усилия стран ОПЕК заморозить объемы производства, чтобы стабилизировать цены на сырье.

«Международное сообщество должно понять, что в нынешней ситуации нам нужно наращивание объемов нефтедобычи, что можно объяснить увеличением военных расходов на борьбу с ИГ»[iii], – подчеркнул глава ведомства.

 

Для справки: в октябре с.г. при поддержке коалиции, возглавляемой США, Ирак начал антитеррористическую операцию по освобождению второго в стране по значимости города Мосул. Террористы ИГ захватили город еще в 2014 году, и с тех пор Мосул стал оплотом боевиков в стране.

17 ноября с.г. военнослужащие иракской армии заявили о взятии под контроль одной из ключевых точек – аэропорта поселения Талль-Афар на западной окраине Мосула, позже эта информация подтвердилась официально.

Изначально планировалось завершить операцию до конца года, но бои затянулись. Издание Daily Mail отмечало, что иракская армия вошла в город с востока и «завязла» в уличных боях с исламистами, наступление курдов с севера и шиитского ополчения с запада фактически остановилось.

По информации командира подразделения иракского МВД по охране нефтегазовых объектов генерал-лейтенанта С.аль-Махди, государство будет охранять свои нефтегазовые месторождения при помощи беспилотников и камер наблюдения с тепловизорами.

Помимо этих средств, иракские власти также хотят привлечь компании, разрабатывающие месторождения, к проектам по усилению безопасности на энергетических объектах. Такие меры хотят ввести в провинциях Басра, Ди-Кар и Майсан.

Как отметил С.аль-Махди, региональная администрация является основным источником финансирования для закупки оборудования.

Стоит отметить, что террористы не раз устраивали взрывы на иракских нефтегазовых месторождениях.

Например, в августе с.г. в провинции Киркук, где находится около половины всех нефтяных запасов страны, произошла очередная атака боевиков группировки ИГ. В плен были взяты четыре сотрудника иракской нефтяной компании North Oil Company. Правда, позже их освободили. Однако в результате нападений было повреждено нефтегазовое оборудование.

Ажиотаж по поводу возможной заморозки нефтедобычи полностью отвлек взор международного сообщества от куда более эффективного метода сокращения производства «черного золота». Речь идет о военном вмешательстве. Судя по всему, этот способ уже используется некими заинтересованными силами.

В частности, в первом полугодии в нефтедобывающих странах произошли две «акции», совершенно незамеченные в условиях глобального информационного фона, но при этом сократившие мировое производство на 900 тыс. баррелей в сутки. Неизвестные военизированные группировки нанесли удары в Нигерии и Ираке.

Сначала в феврале с.г. террористы взорвали подводный трубопровод в Нигерии, прекратив таким образом транспортировку на экспорт 300 тыс. баррелей нефти в сутки.

Теракт характеризовался как сложный и высококвалифицированный, поскольку был исполнен водолазами на глубине 6–7 м. Как заявил один информированный источник, эти люди прекрасно знали, что делали, и они хотели нанести максимальные повреждения.

Данную акцию очень быстро списали на месть за осуждение одного из нигерийских мятежников. При этом стоит заметить, что изощренность атаки очень сильно отличается от обычной тактики местных мятежников, которые предпочитают нападать на месторождения на надувных лодках.

Спустя два месяца ответственность за нападение внезапно взяла никому не известная террористическая группа, именующая себя «Мстители дельты Нигера».

Затем произошло непонятное отключение электроэнергии, приведшее к прекращению поставок 600 тыс. баррелей в день из северной территории Ирака.

Казалось бы, случившееся вполне можно списать на общую нестабильность в регионе, где продолжается война с террористической группировкой ИГ. Однако точная причина этого происшествия так и не была выявлена. Более того, ответственность за возможный теракт никто на себя не взял.

Складывается впечатление, что нападения в Нигерии и  Ираке были тайным саботажем, призванным поднять нефтяные котировки.

Даже если это не так, то совершенно очевидно, что атаки на нефтяную инфраструктуру будут продолжаться, ведь война с ИГ в Ираке и Сирии продолжается.

Кроме того, есть и другие производители нефти, обстановка в которых дает основания прогнозировать террористические акции на объектах добычи и транспортировки. Это Ливия, Алжир и Египет, интерес к которым ИГ продемонстрировало уже довольно явно.

Правда, Ливия и Алжир сейчас экспортируют незначительные объемы сырья (особенно Ливия). В свою очередь, Египет не поставляет «черное золото» (напротив, остро нуждается в нефти и нефтепродуктах[iv]), но через Суэцкий канал идет постоянный поток танкеров.

Таким образом, военное вмешательство постепенно становится серьезным фактором глобального нефтяного рынка. Провал же мирных методов ценовой поддержки может остановить рост рынка, наметившийся в последнее время. Это означает, что глобальная нефтяная инфраструктура в скором времени может  стать целью масштабных атак террористов и не только.

Как отметил И.аль-Джаафари, Ирак хотя и богатое государство, однако снижение нефтяных цен привело к образованию «огромной дыры в бюджете» и «немалым проблемам», поэтому, по мнению иракских властей, замораживать нефтедобычу в настоящий момент не самый разумный ход[v].

Тем не менее Ирак подготовил к предстоящей 30 ноября с.г. в Вене встрече ОПЕК, на которой будет решаться вопрос о снижении объемов добычи нефти, альтернативные предложения.

Любопытно, что министр нефти Ирака Д.аль-Луэйби не стал уточнять подробности этих предложений, однако заявил, что законные требования его страны не должны стать препятствием для подписания договоренностей.

«Наши альтернативы основаны на других переменных, и мы сделаем принятие решения ОПЕК проще»[vi], – уверил иракский министр.

Он добавил, что итоги министерской встречи ОПЕК должны положить конец переизбытку предложения на нефтяном рынке. В то же время, по его словам, необходимо, чтобы эти решения были справедливыми и учитывали интересы всех государств-производителей[vii].

Несмотря на то, что заявления иракского министра противоречивы, участники нефтяного рынка восприняли его с оптимизмом, что, в свою очередь, поддержало рост цен на нефть.

Напомним, Ирак – вторая по объему добычи «черного золота» страна ОПЕК после Саудовской Аравии.

Согласно последним данным, в среднем в октябре с.г. Ирак добывал порядка 4,56 млн баррелей нефти в сутки.

При этом на неформальной встрече в конце сентября с.г. в Алжире[viii] страны картеля достигли предварительной договоренности о сокращении добычи нефти в диапазоне 32,5–33 млн баррелей нефти в сутки на всех участников организации.

Таким образом, на этой неделе участники ОПЕК вновь так и не пришли к консенсусу по поводу участия Ирака и Ирана в соглашении по ограничению нефтедобычи. Было решено отложить этот вопрос до начала проведения заседания картеля, который состоится в заключительный день осени в Австрии.

Однако, по глубокому убеждению автора, и к этому времени сторонам вряд ли получится договориться по существу вопроса, поскольку и Иран, и Ирак продолжат «гнуть свою линию» и не уступят остальным членам картеля.

[i]О 1-ом заседании комитета см.: Касаев Э.О. Размышления по итогам 1-го заседания специального комитета ОПЕК // Институт Ближнего Востока. Интернет-ресурс, 30.10.2016. URL: http://www.iimes.ru/?p=30551

[ii]Россия пока не получила приглашение на встречу ОПЕК в Вене // ТАСС, 23.11.2016. Интернет-ресурс. URL: http://tass.ru/ekonomika/3805845

[iii]Iraq has to up oil output because of ‘budget hole’: FM // France 24, 22.11.2016 (со ссылкой на AFP). Интернет-ресурс.

URL: http://www.france24.com/en/20161122-iraq-has-oil-output-because-budget-hole-fm

[iv]См. об этом подробнее: Касаев Э.О. Саудовская Аравия и Египет: политико-дипломатические проблемы отразились на поставках нефтепродуктов // Институт Ближнего Востока. Интернет-ресурс, 10.11.2016.

URL: http://www.iimes.ru/?p=30697

[v]Ibid.

[vi]Al Ansary K. Iraq Will Offer Proposals to Help OPEC Reach Oil Freeze Deal // Bloomberg, 21.11.2016. Интернет-ресурс.

URL: https://www.bloomberg.com/news/articles/2016-11-21/iraq-will-offer-proposals-to-help-opec-reach-oil-freeze-deal

[vii] Ibid.

[viii]См. об этом подробнее: Касаев Э.О. Размышления после неформального совещания ОПЕК в Алжире. Часть 1 // Институт Ближнего Востока. Интернет-ресурс, 01.10.2016. URL: http://www.iimes.ru/?p=30133 ; Касаев Э.О. Размышления после неформального совещания ОПЕК в Алжире. Часть 2 // Институт Ближнего Востока. Интернет-ресурс, 04.10.2016. URL: http://www.iimes.ru/?p=30170 ; Касаев Э.О. Размышления после неформального совещания ОПЕК в Алжире. Часть 3 // Институт Ближнего Востока. Интернет-ресурс, 04.10.2016. URL: http://www.iimes.ru/?p=30183

52.21MB | MySQL:103 | 0,554sec