Муктада ас-Садр о новом законе о слиянии Народного ополчения и иракских силовых структур

В воскресенье 27 ноября лидер политического движения «Ас Садри» видный иракский политик и богослов, шейх Муктада ас-Садр прокомментировал закон об вхождении Народного ополчения в силовые структуры страны. Выдвинув ряд значимых, по его мнению, условий такого слияния, он особо указал на недопустимость того, чтобы к этому важному мероприятию оказались допущены те политические силы и персоналии, которые ранее скомпрометировали себя фракционной деятельностью, расколом и «оказались причастны к продаже двух третьих страны». Считая неприемлемой маргинализацию всех внутренних участников будущего слияния ополчения и силовиков, он подчеркнул важность и актуальность этого события для Ирака, заявив о необходимости тщательного учета всех обстоятельств и предложений по сути этого процесса, особенно с учетом того, что закон имеет «парламентское происхождение». М.ас-Садр выразил сожаление по поводу отказа участвовать в голосовании за проект закона большинства депутатов от блока «Союза сил», подчеркнув, что «значимость и важность роли ополчения, героизм его членов, их репутация, стоят превыше всего, поэтому не может быть и речи о каком либо внешнем, стороннем влиянии на то, как будет происходить слияние ополчения и силовых структур Ирака».

Итак, что, по мнению Муктады ас-Садра, следует внести в перечень обязательных процедур грядущей инкорпорации бойцов Народногополчения в МО Ирака, полицию и другие официальные силовые органы и учреждения:

По общим условиям:

Во-первых, необходимо будет определить сроки этой процедуры.

Во-вторых, ее участники  должны быть приведены к присяге.

В третьих, кандидат должен иметь за плечами срок службы ополченцем не менее 2-х лет. При этом он должен положительно характеризоваться, и следует учитывать его военную специальность. Кандидаты должны быть не судимыми, или находящимися под следствием. Следует обращать внимание на их политическую характеристику, отзывы о настроениях, повседневном поведении и дисциплине. Они должны иметь опыт именно боевой, действительной службы в ополчении, а не числиться в нем на каких ни будь синекуральных должностях, например, по связям с общественностью. Они должны давать обязательство о неучастии в политической деятельности. По мнению политика, необходимо учитывать и то, что кандидаты должны уметь носить и в прошлом, и в будущем единую форму одежды, не состоять на государственной, законодательной или исполнительной службе, не быть причастными к прежним политическим партиям (БААС), или к террористическим группировкам. Естественно, не иметь заболеваний, препятствующих выполнению служебных обязанностей. Приоритет при инкорпорировании кандидатов должны иметь люди, поступающие в силовые структуры по рекомендации и с характеристиками советов племен, местных органов власти, религиозных организаций, но не от партий.

Само слияние, по мнению М.ас-Садра, должно произойти не на «фракционной платформе»,  на принципах равенства и с учетом опыта и специализации, а не на основании какого либо расчета, или умысла в действиях. Принимать в силовые структуры следует тех командиров и бойцов ополчения, у которых есть опыт и знания достаточного высокого уровня. Должны четко соблюдаться принцип единоначалия и нормы, принятые для силовых структур. Все штабы должны находиться под управлением одного, Центрального или Генерального штаба, исключается самовольное развязывание каких либо боевых действий на территории страны и за ее пределами без приказа вышестоящего командования. Командный состав ополчения обязуется не отдавать приказы, противоречащие приказам армейского командования, должна быть создана система дисциплинарной ответственности для новых военнослужащих.  Рассуждая о механизме инкорпорирования, политик считает, что бойцы ополчения должны направляться в определённые подразделения с документом-направлением, где будет указан срок службы в ополчении, военно-учетная специальность и другие важные сведения. Все оружие должно выдаваться и сдаваться под централизованным контролем командиров. Бойцы должны давать письменное обязательство о соблюдении дисциплины и выполнении приказов. Кандидаты должны аттестоваться и, зачисленные, направляться на учебно-подготовительные курсы. У всех них должны быть удостоверения установленного образца. Вливаемые в силовые структуры отряды ополчения не должны иметь своих собственных наименований, кроме тех, что принадлежат тем частям, в которые они вступают. Все эти мероприятия должны проходить открыто, гласно и освещаться в СМИ Ирака. Всех, кто по тем или иным причинам не подойдет под эти требования следует переводить в резерв, либо отправлять на вспомогательные должности, культурно-просветительского плана, или выражаясь нашим армейским языком, на замполитов и начальников клубов.

По нашему мнению, комментарии М.ас-Садра преследуют несколько целей.  Он является одной из влиятельнейших политических и силовых фигур в стране. Его сторонники были  и остаются весьма активно инкорпорированы во власть. Так, из 328 мест в иракском парламенте 43 принадлежали членам его движения Три министерских портфеля – торговли, муниципалитетов и строительства – находились в  их руках. Так или иначе, деятели, связанные с М.ас-Садром, не раз оказывались в центре коррупционных скандалов. Вот таким специфичным образом шиитский лидер, будучи составной частью ныне действующего режима, не раз выступал его же критиком. Подобные действия позволили ему избежать репутационных рисков и дистанцироваться от многих неприятных моментов. В массовом сознании он обрел еще большую популярность, причем не только среди шиитов, но и среди суннитов, а также некоторых светских политиков. Эти, а также предшествующие им  события из жизни шиитского лидера в Неджефе, его роль в весеннем кризисе власти в Ираке демонстрируют конформизм его политических взглядов. Первоначально он позиционировал себя в качестве религиозного лидера, требующего создание теократического государства. Сегодня он поддерживает правительство технократов, которые не принадлежали бы ни к одной из иракских партий. Что будет завтра — неизвестно. Являясь вдохновителем и организатором «Армии Махди», из которой вышли большинство нынешних отрядов Народного ополчения, одним из его «отцов-основателей», он прекрасно представляет себе все нюансы и подводные камни, имеющиеся в новом законе. Не будет преувеличением сказать, что он, как никто другой, не заинтересован в том, чтобы такое объединение произошло в принципе.  И вновь, вроде бы высказываясь «за», он заведомо декларирует те постулаты, которые трудно или вовсе нереализуемы. Выражаясь эзоповым языком, это даже не «поставить коня и трепетную лань в одну упряжку», но примерно проделать тоже самое с лебедем и щукой. Оттенки такого видения политиком вопроса сквозят в его комментариях, но, формально, придраться не к чему. В этом смысле Муктада ас-Садр снова подтверждает репутация самого непредсказуемого политика Ирака и, оставляя за собой полную свободу маневра, в зависимости от того, как пойдет реализация закона, заставляет своих противников  ждать от него новых «сюрпризов».

52.09MB | MySQL:103 | 0,463sec