Резкий рост числа друзов Голанских высот, обращающихся с просьбами о получении израильского гражданства

В ходе Шестидневной войны 1967 года Голанские высоты, находившиеся до тех пор в составе Сирии, были с боя захвачены ЦАХАЛом. В ходе боев этот район покинула все мусульманское население. Остались только друзы, населяющие четыре крупных села на севере Голанского плато, у подножья г.Хермон – Мадждаль-Шамс, Масада, Буката и Эйн-Киния, а также единоверцы президента Хафеза Асада, алавиты, населяющее, расположенное несколько западнее село Раджар. В 1981 году израильский Кнессет принял Закон о Голанских высотах, согласно которому юрисдикция еврейского государства распространилась на данный район. Друзам и алавитам была предоставлена возможность выбора: получение полноценного израильского гражданства или получения статуса постоянных резидентов Израиля при сохранении сирийского гражданства. Алавиты предпочли тогда израильское гражданство, а подавляющее большинство друзов сохранили сирийское.

С тех пор на протяжении почте четырех десятилетий традиционное религиозное руководство друзкой общины на Голанских высотах считало своим долгом сохранять лояльность по отношению к Сирии, поддерживая при этом добрососедские отношения с израильтянами (В настоящее время все население юга и центра Голанских высот составляют израильтяне. На севере же Голанских высот численно преобладают друзы). В отличие от своих единоверцев из Галилеи, которые в обязательно порядке служат в ЦАХАЛе (процент призывающихся среди израильских друзов превосходит аналогичный показатель среди евреев), друзы Голанских высот призываются только в качестве добровольцев и после строгой проверки (как и арабы-мусульмане). До сравнительно недавнего времени лишь немногие друзы с Голанских высот шли на службу в ЦАХАЛ и в другие силовые структуры Израиля. Слишком сильным было общественное давление со стороны противников израилизации. Говорят, что двадцать лет назад друз, который пошел служить в ЦАХАЛ, вынужден был снимать военную форму перед тем, как возвращался в свое село на Голанских высотах из опасения нападок со стороны односельчан.

Однако гражданская война в Сирии, в ходе которой от преследований со стороны суннитов-исламистов сильно пострадали друзы, живущие в этом арабском государстве, оказала большое влияние на настроения друзов на Голанах. Они отчетливо представили себе, что было бы с ними, если бы их села не оказались в составе Израиля. И если прежде подавляющее их большинство заявляло о своей верности Сирии, то в последние два года наблюдается резкий рост числа местных жителей, которые обращаются в МВД с просьбами о получении полноценного израильского гражданства и получают его. Значительно возросло и число идущих на службу в ЦАХАЛ и другие силовые структуры. Так за последние несколько недель 14 жителей друзских сел на Голанах пошли добровольцами служить в израильскую пограничную стражу (МАГАВ). Они будут служить в непосредственной близости от своих сел. При этом поток добровольцев продолжает нарастать. К этому следует добавить, что за последние 4 года множество друзов (прежде всего, друзских девушек) с Голанских высот пошли на альтернативную гражданскую службу.

В настоящее время друзское население Голанских высот составляет около 20 тысяч человек. Лишь порядка 5% из них имеют в настоящее время полноценное израильское гражданство, поскольку до начала гражданской войны в Сирии число обращающихся за получением гражданства ежегодно выражалась в однозначных цифрах. Например, в 2010 году только два друза с Голанских высот получили израильское гражданство. В последние два года ситуация резко поменялась. Так с января по ноябрь 2015 года гражданство получили 80 жителей друзских сел на Голанах. А в 2016 году это число почти удвоилось. С января по 12 ноября текущего года гражданство получил 141 друз из сел на Голанских высотах. Значительно большее число подало в МВД прошения о предоставлении им гражданства, и эти прошения сейчас рассматриваются. Одним из существенных факторов, способствующих этому процессу, является то обстоятельство, что молодое поколение друзов Голанских высот, родившееся и выросшее в Израиле, в отличие от своих отцов и дедов крайне слабо идентифицирует себя с Сирией

«90% молодых людей хотят получить израильское гражданство и многие говорят мне: «Да Бог, чтобы и я, как ты, призывался в боевые части», — сказал по этому поводу корреспонденту израильского интернет-сайта «Валла» Давид Хасон, 25-летний житель села Масада, который призвался два года назад в израильскую элитную пехотную бригаду «Голани», — «Я знаю по меньше мере еще пятерых молодых друзов (с Голанских высот – В.Ч.), которые были в военкомате и сейчас ждут утверждения их кандидатур спецлужбами, что пойти в армию».

Пример Давида Хасона демонстрирует, насколько нетипичными были еще недавно друзы Голанских высот, демонстрировавшие  свою солидарность с еврейским государством. Он сын бывшего бойца личной гвардии покойного сирийского президента Хафеза Асада. До 1983 году его отец жил со своими родителями, братьями и сестрами в друзском селе Хадер в сирийское части Голанских высот, в паре километров от Мадждаль-Шамса, оказавшегося под контролем Израиля в 1967 году По какой-то причине он дезертировал из элитного сирийского подразделения и пересек границу с Израилем. В Сирии его приговорили к смертной казни, а его родственники, оставшиеся в Хадере заплатили за его дезертирство высокую цену. Дед Давида Хасона, служивший в сирийской разведке, был брошен в тюрьму и провел там 16 лет, пока не было доказано, что он не сотрудничал со своим сыном. Другие родственники, служившие в сирийской армии, были сняты со своих постов. Отец Давида попал в Израиль через год после того, как израильтяне аннексировали Голанские высоты. В то время местные друзские шейхи Голанских высот угрожали бойкотом каждому местному друзу, который примет израильское гражданство. Однако отец Давида пошел на этот шаг. Потом он женился и всем пятерым своим детям дал еврейские имена.

«Каждый, кто входил в наш дом, видел израильский флаг, но это было тяжелое время, — сказал корреспонденту Давид Хасон, — Каждого, у кого было израильское гражданство, бойкотировали и не приглашали на свадьбы и религиозные церемонии, Только в последние годы, после того, как началась в война в Сирии, общество начало быть более открытым, к тем, у кого есть гражданство, а шейхи отменили бойкот или, по крайней мере, стали закрывать глаза на то, что обладатели израильского гражданства принимают участие в религиозных церемониях». «Большинство молодых людей, с которыми я знаком, — хотят получить израильское гражданство, — добавил он, — но, несмотря на ситуацию в Сирии, многие пожилые все еще демонстрируют свою верность сирийской нации, они не хотят становиться израильскими гражданами и препятствуют своим детям в подаче прошений о получении израильского гражданства. Однако нет сомнения, что сейчас здесь гораздо легче, слава Богу. Теперь я начал приезжать в село в форме и с оружием. А на моей машине есть наклейки бригады «Голани» с израильским флагом». Есть и другие примеры подобного рода.

Следует отметить, что основная масса израильских друзов не считает себя арабами. В отличие от них, их единоверцы в Сирии и Ливане считают себя частью арабской нации. Сходная идентичность доминирует и у друзов Голанских высот. Поэтому уместно сравнивать друзское общество Голанских высот не столько с израильскими друзами, сколько с израильскими арабами. В этом отношении показательны приведенные ниже слова доктора Юсари Хизрана из Еврейского университета в Иерусалиме, уроженца галилейского друзского села Ярка, специализирующегося на изучении Сирии и Ливана. По его мнению, сходное с друзскими селами Голанских высот явление развивается в арабском обществе в Израиле в целом: «Это началось после разочарования в «арабской весне», и Сирия стала точкой перелома. Развал Сирии и усиление джихадистских организаций заставили меньшинства понять, что их существование на Ближнем Востоке не подразумевается само собой. Опросы и обследования общественного мнения относительно отношений евреев и арабов показывают, что, вопреки доминирующему тону, среди арабского населения есть все большее понимание ситуации и готовность смириться со своим положением в Израиле. Я не думаю, что друзы на Голанах отличаются от остального арабского населения. В последние годы имеет место драматический рост числа арабских граждан (прежде всего, среди христиан, что согласовывается со словами Ю.Хизрана относительно судеб меньшинств на нынешнем Ближнем Востоке – В.Ч.), идущих служить в ЦАХАЛ. Всего несколько дней назад по ВВС на арабском языке показали фильм об израильских солдатах-арабах, в котором есть кадр, в котором рядом с израильским оружием лежит Коран».

52.31MB | MySQL:103 | 0,496sec