Аравийский полуостров. Национализация кадров в экономике продолжается.

«Национализация» кадров в экономике продолжается»

В новое тысячелетие монархии Аравийского полуострова подошли с приличным багажом достижений. За последние 25-30 лет стремительного прогресса здесь произошли колоссальные изменения: из государств, где преимущественно преобладала безжизненная пустыня, они превратились в островки достатка и благополучия в арабском мире. Нефтедобывающие монархии к началу ХХI века смогли внедрить у себя новейшие технологии, создать собственные сферы производства и переработки сырья, построить современные города с небоскребами и крупными финансовыми центрами. И все же определенные трудности в этих странах на сегодняшний день присутствуют, и вызвано это, в первую очередь особенностями экономического развития стран региона в последние десятилетия.

В начале своего пути к экономическому процветанию аравийские монархии, в которых в то время не было нынешней инфраструктуры, предприятий, школ больниц и всего прочего, приглашали всех желающих трудиться на ее стройках и платили за их труд большие деньги. И тогда из стран Азии в регион Персидского Залива хлынул поток дешевой рабочей силы. По последним данным, на сегодняшний день в странах Персидского Залива работает около 8 млн. иммигрантов. Большая их часть задействована в экономике Саудовской Аравии, крупнейшем государстве этого региона.

В большинстве своем иммигранты — выходцы из стран Южной и Юго-Восточной Азии, решившие бросить родные дома в поисках достойного заработка и отправиться на работу в относительно благополучные монархии Персидского Залива. Они, как правило, выполняют дешевую работу, зарабатывают по местным меркам не очень большие деньги, но все же больше чем у себя дома. Кроме них, в странах Залива уже не одно десятилетие трудятся специалисты более высокой квалификации из соседних арабских стран, не нашедших достойное применение у себя на родине. В различных секторах экономики государств Персидского Залива число иностранных рабочих составляет до 70 процентов, а в некоторых — до 90 процентов.

Сперва взглянем на ситуацию в Саудовской Аравии. Присутствие «гастарбайтеров» уже не первый год создает проблемы для трудоустройства подданных короля и беспокоит власти. К тому же в Королевстве наблюдается один из самых высоких темпов роста числа населения в мире — около 3,7 процентов ежегодно, при этом более половины 22-миллионного населения моложе 20 лет. Если в 1984 году в королевстве коренное население составляло, по оценочным данным ООН, 5-6 млн человек, то сейчас оно насчитывает уже сейчас 16,2 млн саудовцев.

Серьезная проблема заключается в том, что ежегодно на рынок труда выходят 120 тысяч местных молодых специалистов, и половина из них не может найти вообще никакой работы, даже не по своей специальности. Это в свою очередь вызывает социальные проблемы, появляется целая прослойка незадействованной молодежи, вынужденной быть иждивенцами у своих родных. Кроме этого, безработица, явная и скрытая, проистекает еще и из-за того, что значительная часть саудовской молодежи стремится получить сразу престижные должности, не желая работать на трудоемких предприятиях частного сектора, и отдавая предпочтение государственным учреждениям.

Уже в первые годы «саудизации» правительство столкнулось с полным отсутствием интереса подданных к его затее. Безработные молодые люди не хотят с утра до вечера стоять за прилавком за несколько сотен долларов в месяц. Они предпочитают сидеть дома, получать государственную социальную помощь и мечтать о собственном магазине, для работы в котором наймут азиатов.

Опасность такого явления в том, что, будучи не в состоянии самим обеспечить себе достойное существование, часть такой молодежи, недовольная социальной несправедливостью, пополняет ряды исламистских организаций.

На сегодняшний день, пишут саудовские издания, в Эр-Рияде, например, где сосредоточено более трети зарегистрированных в стране предприятий, частные фирмы и компании почти полностью укомплектованы иностранными резидентами, преимущественно из Египта, Иордании, Сирии и азиатских неарабских стран.

Согласно данным министерства труда и социальных дел, иностранные рабочие ежегодно отправляют на родину около 19 млрд. долларов. Прекращение потока денежных переводов может ощутимо ударить по экономикам государств, в которые эти средства переправляются. В Египте, например, значительную часть всех валютных поступлений составляют деньги, присылаемые родственникам египтянами, работающими за рубежом.

В конце 2002 года власти Королевства Саудовская Аравия сообщили о том, что в стране создается Комитет по борьбе с бедностью, основной задачей которого станет решение проблем остро нуждающихся саудовцев. Планируется, что в состав комитета войдут как представители правительства, так и частные благотворительные организации, меценаты, предприниматели. Подобная решительная мера в одной самых богатых стран арабского региона вызвана тем, что на сегодняшний день, согласно данным, которые привел министр труда и социальных дел Королевства Саудовская Аравия Али ибн Ибрагим ан-Намла, почти каждый третий из почти 10 млн. трудоспособных коренных жителей является безработным. Причины роста безработицы в этой богатой нефтедобывающей стране Персидского залива в постоянном росте численности населения и в непрекращающемся наплыве дешевой иностранной рабочей силы, что в итоге приводит к снижению доходов подданных короля.

Есть и другая немаловажная проблема, вызванная высоким ростом иммиграции в аравийских странах — это проблема роста преступности. Согласно сводкам полицейских крупнейших городов стран Залива, противозаконными действиями занимаются приезжие гасторбайтеры, те, кто не в силах найти работу на законных основаниях, а таких в странах Персидского залива немало.

Учитывая все вышеперечисленные причины, с 90-х годов власти страны взяли твердый курс на «саудизацию» практически всех отраслей экономики. Согласно планам правительства, до 2030 года предполагается сократить численность иностранной рабочей силы с нынешних почти 7 млн. человек до 1 млн. Как подсчитали саудовские специалисты, для этого необходимо ежегодно отправлять из королевства на родину около 250 тысяч человек. Задача не из простых, учитывая то, что, несмотря на многочисленные препятствия, гасторбайтеры пытаются всевозможными способами проникнуть на заветный Аравийский полуостров. К тому же дополнительная нагрузка ложится на государство — депортация нелегалов происходит за счет бюджета Королевства. Согласно официальной статистике МВД, ежегодно за счет государственной казны из Саудовской Аравии депортируются 700 тысяч человек.

С другой стороны настораживают прогнозы социологов. Их расчеты показывают, что если власти не изменят ситуацию, к 2030 году население королевства достигнет 39 млн. человек, 10 млн. из которых придется на долю иностранцев. С целью не допустить этого власти Саудовской Аравии предпринимают целый комплекс мер, как юридических, так и экономических, препятствующих дальнейшему закреплению иностранцев в экономике страны.

В феврале 2003 года Министерство внутренних дел Саудовской Аравии обнародовало 10-летний план сокращения численности иностранной рабочей силы. В соответствии с ним, число иностранцев в королевстве, включая работающих иммигрантов и их семьи, к 2013 году не должно превышать 20 процентов от числа коренных саудовцев. Таким образом, по прогнозам специалистов, с учетом роста численности населения королевства, иностранная колония за десятилетие должна быть сокращена примерно вдвое.

Также новый план предусматривает введение квот для государств, откуда идет значительная масса рабочих — не более 10 процентов на страну от общего числа иммигрантов. Это, прежде всего, коснется выходцев из Индии, Пакистана, Бангладеш, Египта и Сирии, чьи «кадровые доли» в экономике королевства уже сейчас значительно превышают десятипроцентный барьер.

Кроме этого, министерство труда и социальных дел королевства периодически публикует список, согласно которому запрещается наем иностранцев по тем или иным специальностям. Летом 2002 года было издано постановление властей Королевства, согласно которому вводился запрет по найму иностранцев еще по 22 специальностям. К таковым, например, отнесли административный менеджмент, службу секретарей и пресс-секретарей государственных и частных компаний, и даже продавцов автомобилей. Иностранцам также запрещено занимать любые посты, связанные с обслуживание паломников, прибывающих в Мекку и Медину.

Существует правило, согласно которому во всех секторах экономики на предприятиях, где численность персонала составляет 20 человек и выше, как минимум треть сотрудников должны составлять подданные короля. Подводя сегодня промежуточные итоги «саудизации» экономики Королевства, можно сказать, что успешно замена иностранцев на своих подданных проходит главным образом в госсекторе, где за последние годы государство наняло на работу свыше 700 тысяч саудовцев. Но есть в этом и своя «ложка дегтя». Желая трудоустроить большое количество выпускников вузов, правительство /это касается практически всех арабских стран/ выделяет им рабочие места в многочисленных государственных учреждениях, увеличивая количество чиновников. Поэтому нет ничего удивительного в том, что бюрократическая машина, действующая по принципу «принеси справку, что тебе нужна справка» стала для арабских стран уже привычным делом.

Несколько сложнее с «саудизацией» экономики дела обстоят в частном секторе, где задействована основная масса иностранных рабочих /по некоторым оценкам почти 5 млн./. В нем предпочитают принимать иностранцев за их меньшие требования к заработной плате и, главное, возможность легко уволить их в случае конфликта с работодателем. Осознавая это, государство предлагает частному сектору начать замену иностранцев на саудовцев в обмен на налоговые льготы и финансовые вливания.

Есть и отрасли, где процесс саудизации может затянуться на годы — это в первую очередь, нефтегазовый и ювелирный секторы, где квалифицированная саудовская смена ушедшим «гасторбайтерам» вырастет через 5-10 лет, когда подданные короля смогут обрести все необходимые для этих сложных профессий навыки.

Для создания новых рабочих мест правительство прибегает к различного рода поощрениям и субсидиям. В 2001 году оно выделило 200 млн. риалов /около 53 млн. долларов США/. Эти деньги предназначены для тех, кто хотел бы купить автомобиль и работать таксистом. Еще раньше властями выделяли деньги на закупку населением рыболовных судов.

Ежегодно власти выделяют значительные средства на создание новых рабочих мест и подготовку саудовских специалистов. Чтобы заинтересовать частников в найме сограждан, правительство решило создать Фонд развития людских ресурсов. Задача фонда заключается в оказании помощи частным фирмам, предоставляющим работу саудовцам. Фонд берет на себя расходы по обучению саудовцев трудовым навыкам, участвует в организации учебно-производственного процесса, берет на себя компенсацию возможного ущерба. Бизнесменам, которые пойдут навстречу правительственным мерам, обещана государственная помощь и займы.

Однако, несмотря на политику «саудизации» собственной экономики, необходимость в рабочей силе из зарубежных стран по-прежнему сохраняется. В ежегодно издаваемом в Египте министерством труда и занятости справочнике для желающих найти работу, в этой своеобразной «бирже труда» на бумаге предлагается список вакантных мест в частном и государственном секторе экономики не только Египта, но и за рубежом. Среди зарубежных стран, главным образом, фигурируют КСА и Кувейт. Если зарплата на должностях в Египте составляет около 150-800 египетских фунтов, то в странах Залива она в несколько раз выше.

Среди наиболее востребованных в странах Персидского Залива — врачи, инженеры, бухгалтеры, учителя и строители — одним словом, представители тех самых «стержневых» профессий, на которых держится экономика любой страны. В последние годы, предпочтение отдается специалистам из таких арабских стран как Египет, Иордания, Ливан, Сирия.

Несмотря на растущую безработицу власти в последние годы все чаще прибегают к использованию женского труда, что для такой консервативной страны как Саудовская Аравия не характерно. Уже сейчас в королевстве женщины трудятся в таких важнейших сферах, как, например, система образования и здравоохранения, в научных учреждениях, культурных и религиозных заведениях, на почте и таможне. Почти 90 из каждых 100 работающих саудовских женщин преподают в школах. В частном же секторе в целом, включая коренных граждан и иммигрантов, женщинам принадлежит только один процент занятых.

Всего же численность занятых женщин приближается к 200 тысячам человек. Потенциал женских трудовых ресурсов королевства постоянно растет: в 4,5 тысячах школ для девочек на сегодняшний день обучаются 1 млн. человек. При этом успеваемость представительниц прекрасного пола, а также уровень знаний, демонстрируемый ими на сдаче выпускных экзаменов в вузах зачастую выше, чем у молодых людей.

Схожая ситуация с присутствием иностранцев в секторах экономики сложилась и в других странах Персидского Залива. В Омане, население которого составляет 2 млн. человек, работают около 500 тысяч иностранцев, преимущественно из Ирана, Афганистана, Пакистана и Индии. В процессе проводимой в стране «оманизации» национальной экономики власти активно сокращают армию иностранных наемных работников. В 2003 году планируется полностью укомплектовать национальными кадрами госаппарат. Допуск в султанат рабочих из азиатских стран строго ограничен, и основная масса иммигрантов, всеми правдами и неправдами проникающая в Оман, прибывает в страну нелегально.

Наконец, еще одно развитое государство Персидского Залива, не первый год «страдающее» от переизбытка иностранной рабочей силы — Объединенные Арабские Эмираты. В последние несколько лет началась «чистка» иностранной колонии. Здесь также как и в Саудовской Аравии, власти создают юридическую базу для сокращения численности иностранных рабочих. В некоторых случаях правительство умышленно повышает требования к рабочим, грозя непродлением виз неграмотным рабочим, ужесточаются условия труда, сокращаются льготы, чтобы избавляться от нового потока «гасторбайтеров». А также периодически прибегают к депортации иммигрантов, у которых закончился вид на жительство.

С января 2003 года правительство Объединенных Арабских Эмиратов начало широкую «эмиратизацию» экономики. Она предусматривает укомплектование национальными кадрами на 90 процентов правительственных учреждений, на 80 процентов — экономических и финансовых организаций, на 60 процентов — органов правосудия. На втором этапе на 75 и 60 процентов должны быть «эмиратизированы» соответственно система образования и медицина. Реформы затронут также и такую важную сферу жизни эмиратцев, как религия. Отныне как минимум 60 процентов священников в мечетях также должны быть гражданами ОАЭ.

Власти ОАЭ отметили, что не пожалеют средств на столь нужную реформу, хотя и признают, что в условиях, когда иностранные рабочие буквально «вросли» в экономику не только ОАЭ, но и всех стран Персидского залива, процесс «национализации» кадров будет проходить отнюдь не безболезненно.

Население ОАЭ сегодня составляет около 3,5 млн. человек, из которых две трети — иностранные рабочие, преимущественно выходцы из Южной Азии. Численность одной только индийской колонии достигла 1,2 млн. человек, пакистанской — вдвое меньше.

Впрочем, при имеющихся проблемах монархии Персидского Залива столкнулись с проблемой безработицы в значительно меньшей степени, нежели другие страны Арабского мира. Согласно данным Всемирного Банка, опубликованным в конце 2002 года, хуже всего в этом смысле обстоят дела в Ираке, где уровень безработицы составляет 50 процентов от числа трудоспособного населения. Лишь немногим лучше ситуация на территориях управляемых Палестинской национальной администрацией /ПНА/, где этот показатель равен 40 процентов. В Алжире, Йемене, Ливии и Сирии около 20 процентов населения не могут трудоустроиться. В Египте и Иордании уровень безработицы достигает 15 процентов, в богатых нефтедобывающих монархиях Персидского залива — в среднем 10 процентов. По данным все того же Всемирного Банка, на ближайшее десятилетие Ближний Восток нуждается в создании 50 млн. рабочих мест.

Абсолютно успешными шаги правительств стран Аравийского полуострова по решению проблемы трудоустройства местного населения и засилья иностранцев назвать нельзя. Ликвидации безработицы и созданию собственного конкурентоспособного фонда рабочей силы мешает целый комплекс социально-экономических проблем, среди которых главными являются отсутствие трудового воспитания, иждивенчество общества, наличие дешевой иностранной рабочей силы, существование на практике двух трудовых рынков — национального и иностранного, преобладание мелких предприятий, использующих неквалифицированный труд. Особо стоит вопрос о повышенных материальных запросах местного населения при отсутствии должной квалификации в связи с ориентацией национального образования на изучение религии и гуманитарных наук, чем занимается подавляющее большинство молодежи.

В процессе развития аравийских нефтедобывающих государств, роста образованности их граждан и подданных, тенденция к сокращению числа работающих там иностранцев будет неизменно сохранятся. Таким образом, одной из важнейших задач для богатых нефтеэкспортирующих стран Персидского залива в начале нынешнего века остается создание собственного национального фонда рабочей силы, и желательно во всех отраслях экономики. Но процесс этот займет не 3-5 лет, а значительно больше.

62.97MB | MySQL:105 | 0,983sec