Алжир намеревается расширить свое присутствие в Африке

Девизом прошедшего 3 – 5 декабря в АНДР Форума «инвестиции и бизнес», организованного МИД страны и предпринимательскими кругами, стали слова алжирского представителя Хаммади Атмана: «Алжир должен получить прибыль от своего капитала, направленного на помощь Африке».

На данном мероприятии, в котором участвовали порядка 1000 человек, присутствовали около 800 бизнесменов из практически всех африканских стран. О степени его важности говорит тот факт, что в его работе принимали участие очень заметные представители алжирских политики и бизнеса, включая премьер-министра Абдельмалека Селлаля и претендующего на второе по значимости место в АНДР олигарха Али Хаддада, главы влиятельного Форума лидеров бизнеса (FCE).

Этот влиятельный бизнесмен призвал «наладить партнерские отношения и найти механизмы консультаций и обменов между предприятиями всех африканских стран, чтобы запустить жизнеспособные проекты и привлечь к ним больше капитала».

По его словам, в первую очередь интерес Алжира представляют сферы энергетики, продуктов питания, индустриализация и улучшение условий жизни населения Африки. Согласно его заявлению, АНДР намерена уделять повышенное внимание в развитии экономических отношений со странами континента продовольственной безопасности, сельскому хозяйству и развитию человеческого капитала.

Следует заметить, что в настоящее время Алжир уже реализует целый ряд крупных инфраструктурных проектов в африканских странах, которые, согласно заявлениям алжирских лидеров на данном форуме, «направлены на улучшение их экономики».

В частности, Алжир в рамках пятилетнего плана инвестирует в строительство там транспортных объектов (железных и шоссейных дорог, портов и аэропортов), а также плотин, разработку месторождений природного газа и др.

Пожалуй, самым крупным проектом является строительство транссахарской автомобильной дороги Алжир-Лагос в Нигерию и запуск в африканских странах оптико-волоконных сетей.

В свою очередь, это отражается и на положении дел в самом Алжире. Так, власти АНДР не скрывают, что начавшаяся модернизация порта Шершель осуществляется в рамках его африканской стратегии, нацеленной на перенаправление грузов (и в том числе сырья) из государств Черного континента через алжирскую территорию.

И это неслучайно: в будущем алжирское руководство рассчитывает использовать эти объекты для того, чтобы стать крупным перевалочным пунктом товаров из Африки в европейские страны. Это не только даст Алжиру серьезные валютные поступления, но и повысит его экономическую и политическую значимость в глазах Запада, особенно Евросоюза.

В первую очередь алжирская сторона рассчитывает использовать сотрудничество со странами Африки для развития своих южных проблемных регионов, где отмечается наивысший уровень безработицы.

При этом для обработки и дальнейшей транспортировки африканских ресурсов намечается создание на путях транзита двух промышленных зон национального значения в вилайях Бешар и Уаргла.

Примечательно, что в настоящий момент Алжир занимает весьма скромное место в товарообороте государств Африки – всего лишь 1.5 процента от его общего объема. Но теперь он намеревается пересмотреть существующее положение дел.

Вопрос – откуда он намерен привлекать средства с учетом собственной непростой ситуации. Вероятно, какие-то деньги выделит Африканский банк развития, к которому на Форуме уже обращался Али Хаддад. Однако всерьез полагать, что он вдруг профинансирует алжирские проекты, не приходится.

По неофициальным данным за спиной Алжира сейчас стоит Катар, предложивший его руководству разделить прибыли от реального выхода на рынки африканских стран и конвертировать имеющееся там влияние АНДР в деньги.

Между тем, такой поворот, продемонстрированный на данном мероприятии, может вызвать недовольство в западных столицах и в Китае. Так, председатель правительства АНДР Абдельмалек Селлаль в своем вступительном слове на Форуме заявил: «Алжир готов поддержать конкретные проекты», «не являющиеся проявлением политики, а скорее собранием инвесторов и предпринимателей, которые хотят создать богатство для африканцев».

При этом, по его словам, «эта цель не может быть достигнута без консолидации сами африканцев, которые в настоящее время контролируют лишь 12 процентов всей торговли стран Африки с остальным миром».

Поэтому «сегодня с помощью дипломатии необходимо исправить этот экономический дисбаланс, чтобы укрепить позиции континента через более заметное экономическое присутствие. Рост в странах континента не может полагаться исключительно на природные богатства африканской земли, а непременно должен проходить через взаимовыгодное партнерство и развитие бизнеса, которое африканцы могут найти на более близких к ним рынках».

Однако на пути реализации этих амбициозных планов стоит главный алжирский враг – его собственная бюрократия, сильно препятствующая внедрению тех или иных решений и заметно затрудняющая их успешное завершение, а также недостаточная гибкость, надежность и эффективность банковского сектора.

Негативно влияет на их воплощение в жизнь и имеющиеся препоны в отношении иностранных инвесторов (африканские партнеры Алжира также желают получить определенную долю в совместных с ним проектах), созданные в период правления президента Абдельазиза Бутефлики, касающиеся возможности самостоятельно распоряжаться дополнительными прибылями и ограничивающие их участие в Алжире необходимостью работать строго совместно с государственными структурами, которые при этом должны иметь в этих проектах контрольный пакет не менее 51 процента акций.

И, наконец, очень негативно на настроение иностранцев в данном случае повлияли выплеснувшиеся на поверхность разногласия между предпринимателями и государством. Так, например, в ходе Форума произошел следующий инцидент: премьер-министр АНДР и его команда демонстративно покинули конференц-зал, когда президент FCE, Али Хаддад, готовился произнести свою речь для участников данного мероприятия.

Несмотря на то, что последний попытался минимизировать последствия происшедшего, это не рассеяло сомнений иностранцев относительно истинного положения дел во взаимоотношениях в Алжире между бизнесом и государством.

Это впечатление еще больше усилилось тем, что крупнейший бизнесмен страны, глава самой влиятельной частной компании Cevital Исаад Ребраб проигнорировал данный Форум, несмотря на заблаговременно присланное ему приглашение.

Примечательно, что если его поведение можно объяснить имеющимися трениями с официальными представителями властей, то у Али Хаддада отмечались куда более теплые отношения с правящим в стране режимом. Во всяком случае, он не был замечен в демонстративной оппозиционности, которую периодически демонстрирует Исаад Ребраб.

В этой связи нельзя исключать, что часть потенциальных алжирских партнеров и инвесторов может занять выжидательную позицию относительно дальнейшей реализации совместных проектов. Причем срок ожидания может составить до двух лет, пока в Алжире не пройдут запланированные на этот период парламентские и президентские выборы и не сменятся нынешние фигуры во власти, ответственные за процесс принятия решений.

52.29MB | MySQL:103 | 0,587sec