Засуха в Судане: о некоторых аспектах разворачивающейся катастрофы

События в Сирии и в Ираке традиционно доминируют в сегодня в новостных обзорах и аналитических материалах, и это понятно. Тем не менее, Ближний Восток это не весь арабский мир, есть еще Магриб, страны Северной Африки, где происходят свои процессы. На днях, международные организации и UNICEF выразили озабоченность развитием обстановки в Судане. Страна превращается в безлюдную зону из-за драматических климатических коллизий и ранее не виданного роста среднесуточной температуры – отмечают эксперты.  Суданская газеты «Ас-Сыха» в своем номере за 9 декабря сообщила о росте температуры в пределах от 1.1 до 3.1%, что автоматически означает: многие районы страны постепенно становятся непригодными к сельскому хозяйству из-за засушливости климата и крайне нерегулярного выпадения осадков. В статье отмечается, что подобные климатические изменения приведут к опустошению водных запасов, снижению плодородности почв, иссушению и превращению целых областей в пустыню. На первом этапе эти процессы затронут, по оценке экспертов, до 2 млн суданских семей, затем, это количество может возрасти, что приведет к массовой внутренней миграции населения, лишенного воды и продовольствия в другие районы и за пределы страны. Объем посевных площадей может сократиться на 50 000 гектар.

Немецкий климатолог из Института Макса Планка Д.Лильфельд так охарактеризовал происходящее в Судане: пылевые бури известные там как «губуб», представляют собой как бы гигантские движущиеся стены из песка и частиц грунта, пыли, проникающей в жилища. Подобно гигантскому скребку они разрушают верхний плодоносный слой почвы, а также, способствуют увеличению испарения воды. Текущие климатические изменения, по мнению ученого, могут сделать большую часть страны не пригодной для проживания.

Частично, причиной происходящего является глобальное потепление в мире. Средние температурные показатели сегодня примерно вдвое выше, чем двести лет тому назад.

Увеличение средней температуры земной поверхности, как ожидается, может составить 1,4 градуса Цельсия до 5,8 градусов в промежуток между 1990 и 2100 годами.

Применительно к Судану, являющемуся одной из беднейших арабских стран и испытывающей многочисленные политические и экономические трудности, перманентно пребывающим в состоянии войны внутри страны и в очень непростых отношениях с соседями, засуха может означать крах государства. И, естественно, что природа не знает границ, поэтому ухудшение климатических условий коснется и юга Египта, и Чада, и Южного Судана. К сожалению, ни о каком общем подходе к этой проблеме, речи не идет. Каждый — сам за себя.

Проблема рационального водопользования на Ближнем Востоке и в Северной Африке является без преувеличения глобальной. Единственной страной, которая ее решила, была Ливийская Джамахирия при Муаммаре Каддафи, воплотившем уникальный в современной гидротехнике проект Великой искусственной реки. Правда, Ливия не относилась к числу густонаселённых стран, и сама могла бы обойтись без подобного грандиозного сооружения. Остальные страны Машрика и Магриба, тот же Судан, не располагают ни ресурсами, сопоставимыми с теми, что выделил на проект М.Кадаффи, ни, хотя бы такими же амбициями и находятся в преддверии нового витка региональных войн, грозящих по ожесточенности превзойти все, с чем им доводилось сталкиваться ранее. Спорить о том, у каких потомков Пророка Мухаммеда больше прав и почему, или почему духовных авторитетов следует выбирать или назначать, можно вечно. А пить миллионам людей нужно каждый день. Так, река Нил, питающая многомилионный Египет, чей демографический бум не собирается останавливаться, проходит в своем верхнем течении через территорию Судана, Южного Судана и далее, через Эфиопию. Если в разрушенном войной и кризисами Судане планы развития гидротехнического хозяйства существуют сегодня лишь на бумаге, то, например, Эфиопия заявила о подготовке к реализации постройки плотин на Ниле. Это вызвало резкую и болезненную реакцию Египта, пригрозившего еще во времена президента А.Садата разбомбить эфиопские стройки. Вполне закономерно, что после этих угроз Эфиопия, чья экономика тоже не может похвастаться завидным состоянием, все же смогла найти средства на закупку в России современных систем ближней объектовой обороны: зенитно-ракетных пушечных комплексов «Панцирь С 1». Эти комплексы будут развернуты у гидротехнических строек и защитят, именно защитят, а не прикроют, — как любил говаривать академик А.Г.Шипунов, их от ударов с воздуха.

Сокращение дебета нильских вод для Судана в свете засухи, особо жестокой в этом году, но, в общем-то, типичной для этой страны, не сулит Хартуму ничего хорошего. К расходам, которые страна несет по закупкам продовольствия и лекарств, предметов первой необходимости для тысяч перемещенных из пораженных засухой районов жителей, могут добавиться расходы на военные нужды, если стка воды начнет не хватать.  На фоне этих событий, может резко возрасти число беженцев, потенциальных нелегальных мигрантов, желающих покинуть выжженные и мертвые земли Судана и перебраться в Европу. Хватит ли у Евросоюза средств, если к сотням тысяч беженцев из Сирии, Ирака и Афганистана, согнанных войной с насиженных мест, добавятся сотни тысяч голодных суданцев? Представитель миссии ООН в Судане заявил, что его сотрудники работают на пределе сил. Средств, транспорта, медикаментов и продовольствия не хватает. И это, к сожалению, только начало кризиса.

52.18MB | MySQL:103 | 0,456sec