Ситуация в Египте: ноябрь 2016 г.

Ноябрь в Египте начался с неприятной для Каира темы об итальянском исследователе  Джулио Регени, обнаруженном мертвым в январе с.г. в египетской столице. Эту тему 1 ноября пришлось обсуждать генеральному прокурору АРЕ Набилю Садеку с прибывшим в Каир заместителем прокурора Рима Серджио Колайочо.

28-летний итальянский докторант Кэмбриджского университета исчез в центре Каира 25 января. 9 дней спустя его тело со следами пыток было обнаружено в окрестностях столицы. Несмотря на неоднократные опровержения египетских властей, итальянская пресса и западные дипломаты подозревают, что за похищением и пытками итальянца стояла одна из египетских спецслужб.

Д.Регени собирал в Египте материалы для диссертации о рабочем движении Египта – очень чувствительной для египетских властей теме.

24 марта египетские полицейские уничтожили банду из 4 человек, которая, по их данным, специализировалась на похищениях иностранцев. У одного из них были обнаружены документы итальянца. Рим со скепсисом отнесся к версии о причастности этой банды к похищению Д.Регени. Позднее египетская прокуратура подтвердила «слабость свидетельств» того, что эта банда имела отношение к похищению. В сентябре прокуратура также признала, что спецслужбы занимались итальянцем, но затем якобы потерял и к нему интерес, посчитав, что его работа не представляет угрозы.

По данным вскрытия тела Д.Регени, произведенного в Италии, его жестоко пытали и избивали.

В апреле Рим отозвал своего посла из Каира в знак протеста против отсутствия прогресса в расследовании дела Д.Регени.

3 ноября египетские власти были вынуждены отправить в свободное плавание египетский фунт, что немедленно повлекло 50-процентную потерю его стоимости. Если до этого дня официальный курс составлял 8,8 фунта за доллар, 3 ноября за него уже давали 14 фунтов, что приблизило официальный курс к курсу «черного рынка» (18 фунтов за доллар).

Решение египетского Центрального банка (ЦБ) вписывается в серию мер, которые необходимо предпринять Египту с тем, чтобы выполнить условия получения кредита от МВФ в объеме 12 млрд долларов, рассчитанного на 3 года и призванного обеспечить макроэкономическую стабильность.

С 2011 года валютные резервы Египта сократились в два раза. В  сентябре 2016 года они составляли 19,6 млрд долларов. Значительная часть этих потраченных средств пошла на поддержание курса египетского фунта. Из-за нехватки «зеленой» денежной массы за последние месяцы в Египте стали ощущаться нехватка сахара, риса, растительного масла, молока, а также медикаментов. По  мнению экспертов, у Египта впереди два очень сложных года в финансовом отношении.

10 ноября египетский ЦБ объявил о получении 2 млрд долларов от консорциума международных банков. Египет должен будет вернуть эту сумму через год.

11 ноября МВФ одобрил выделение Египту кредита в 12 млрд долларов, которые Каир получит в течение трех лет. Из них 2,7 млрд должны поступить немедленно. Согласно внутренним правилам МВФ, остальные средства начнут поступать после того, как эксперты Фонда проверят выполнение Египтом предложенных ему условий.

11 ноября египетская полиция пресекла несколько немногочисленных манифестаций, участники которых протестовали против роста стоимости жизни. Всего по стране были арестованы 130 участников этих манифестаций, которые пытались организовать, в частности, в Каире и Суэце.

Как и экономические проблемы, в ноябре никуда не делись проблемы в сфере безопасности. 4 ноября было совершено покушение с использованием заминированной автомашины на одного из судей, работавшего на одном из процессов над бывшим президентом — исламистом Мухаммедом Мурси. Бомба взорвалась в квартале Наср-Сити, когда мимо заминированной автомашины проезжал автомобиль, за рулем которого был судья Ахмед Абуль Футух. По счастливой случайности, никто в результате взрыва не пострадал.

В тот же день в Эль-Арише (Северный Синай) после пятничной молитвы на пороге собственного дома трое террористов расстреляли бригадного генерала Хишама Мухаммеда Махмуда, представленного в сообщениях СМИ как «одного из героев египетской армии».

20 ноября перед военным трибуналом предстали 292 сторонника «Исламского государства» (ИГ, запрещено в России), обвиненных либо в причастности к совершению терактов, либо в планировании нападений. Среди целей последних значились, в частности, президент АРЕ А.Ф.ас-Сиси и наследный принц Саудовской Аравии. Из 292 подсудимых 151 находится в заключении. Они являлись участниками 22 террористических ячеек, действовавших в составе египетской ветви ИГ – «Вилаета Синай». На их счету 17 совершенных или спланированных терактов, в том числе два – готовившихся против А.Ф.ас-Сиси в Мекке и Каире. Второе из них готовил бывший офицер полиции, ставший адептом джихадизма. Согласно прокуратуре, в ходе следствия, продолжавшегося более года, 66 человек дали признательные показания. В поле зрения боевиков среди прочих были посольства России, Франции, Бельгии и Бирмы.

25 ноября 8 солдат погибли в результате подрыва заминированной автомашины у армейского блок-поста на севере Синайского полуострова и последовавшей затем атаки на него. В ходе завязавшегося боя были уничтожены 3 террориста. Точное место нахождения блок-поста не сообщалось.

В ноябре продолжился кризис в отношениях между Египтом и Саудовской Аравией,  вызванный разными подходами Каира и Эр-Рияда к ряду международных проблем, и в частности, к войне в Сирии. 7 ноября в Каире было объявлено, что Египет второй месяц подряд в ноябре не получит нефть от саудовской компании Aramco, и будет вынужден вновь, как и в октябре, закупать «черное золото» на мировом рынке.

Кризис в отношениях между Каиром и Эр-Риядом развивался на фоне вялотекущего диспута между египетской Фемидой и властями по поводу сделанной ранее последними уступки Саудовской Аравии двух необитаемых островов Тиран и Санафир в Красном море. 8 ноября египетская юстиция ответила отказом на требование правительства приостановить вынесенный  ранее вердикт, который аннулировал противоречивое решение о передаче островов, вызвавшее волну критики в адрес властей и массовые манифестации протеста.

Ранее сообщалось, что в июне административный суд аннулировал соглашение о демаркации морской границы, заключенное в апреле в ходе визита в Каир короля Саудовской Аравии Сальмана. Это соглашение, в частности, предусматривало передачу двух островов, уступка которых рассматривалась некоторыми наблюдателями как фактическая плата за оказанную Эр-Риядом Каиру финансовую помощь.

Однако очевидно, что самое главное, из-за чего разошлись дороги Каира и Эр-Рияда – это отношение к событиям в Сирии. 23 ноября А.Ф.ас-Сиси в интервью португальскому телевидению в очередной раз обозначил позицию Египта на этот счет – он высказался в поддержку сирийской армии. «Наш приоритет – поддержка национальных армий, например, в Ливии (там Египет поддерживает формирования генерала Халифы Хафтара – авт.), с тем, чтобы армия могла усилить контроль над территорией и удержать продвижение экстремистских элементов. То же относится к Сирии и Ираку», — сказал он. Отвечая на вопрос журналиста – относится ли это к сирийской армии – он ответил: «Да». При этом он в очередной раз высказался за политическое урегулирование сирийского кризиса.

Несмотря на подобное заявление, 27 ноября Каир опроверг сообщения СМИ об якобы имеющем место присутствии египетских военных в Сирии.

9 ноября в Каире отреагировали на проведенные в США президентские выборы, на которых победил Дональд Трамп. В тот день президент Египта Абдель Фатах ас-Сиси выразил надежду на придание «нового дыхания» отношениям между США и Египтом с приходом нового американского президента. Египетский лидер одним из первых среди своих арабских коллег поздравил Трампа с избранием.

Через 10 дней в интервью португальским СМИ президент АРЕ заявил, что ожидает от Д.Трампа большей вовлеченности в дела Ближнего Востока, нежели от его предшественника.

Отношения между Каиром и Вашингтоном резко охладели после того, как египетские военные в 2013 году отстранили от власти президента-исламиста М.Мурси. После резкой критики со стороны США по вопросам соблюдения прав человека в АРЕ Каир пошел на быстрое сближение с Москвой.

Вновь правозащитная тематика зазвучала 19 ноября, когда по 2 года тюрьмы каждый получили генеральный секретарь профсоюза египетской прессы Гамаль Абдеррахман и два его ближайших сподвижника. Их обвинили в том, что они пытались укрыть в штаб-квартире синдиката двух коллег, которых разыскивала полиция. Последние обвинялись в том, что в своих публикациях «подстрекали к манифестациям», проведение которых запрещено в Египте с ноября 2013г.

В целом, Египет стал четвертой по счету страной после Ирака, Сирии и Ливии, где проявилось ИГ. В результате действий формирований этой организации погибли несколько сотен военных и полицейских. Однако джихадистам так и не удалось занять какие-либо обитаемые территории. Единственная попытка такого рода – атака на маленький город Шейх Зувейд в июле 2015 года – была отбита египетской армией. В таких условиях можно понять египетские власти и их действия, включая определенные ограничения свобод – любая их слабость может повлечь непредсказуемые последствия. В любом случае успехом египетских силовиков можно считать то, что им в целом удалось ограничить район действий формирований ИГ Северным Синаем. Но там идут настоящие боевые действия, и говорить о возможном возвращении российских туристов в Египет, как представляется, более чем преждевременно, несмотря на очевидную политизированность этого вопроса.

52.12MB | MySQL:103 | 0,543sec