О некоторых особенностях бюджета Ирака на 2017 год.

7 декабря с.г. иракский парламент принял новый бюджет на 2017 год. Основной упор при этом делается на развитие и восстановление районов и городов, которые будут освобождены от «Исламского государства» (ИГ, запрещено в России). При этом Багдад рассчитывает также и на финансовую помощь различных международных фондов и организаций. Интересно, что под «восстановлением» имеется в виду и откровенный подкуп местных суннитских племенных шейхов, что будет обозначаться как «развитие инфраструктурных проектов». Но именно от реализации этой схемы и будут зависеть спокойствие в «суннитском треугольнике». В основе требований суннитской элиты Ирака лежат, прежде всего, те тезисы, которые были поставлены во главу угла идеологии ИГ. Это автономия регионов в социальной и экономической сферах, инкорпорация суннитов в органы исполнительной власти, а также «справедливое» распределение доходов от экспорта нефти. Именно последний аспект является ключевым с точки зрения наполнения бюджета и, соответственно, сохранения некого уровня стабильности в стране. Ирак является полностью ориентированным на нефть государством, вторым в ОПЕК после КСА по уровню добычи. 85 процентов бюджета 2015 года Багдад получал как раз за счет экспорта углеводородов. Несмотря на недавнее  решение ОПЕК по сокращению уровня добычи нефти, эксперты ожидают медленное восстановление цен на нефть на мировых рынках. Иракские парламентарии в своих бюджетных оценках исходили из цены на нефть в 42 доллара за баррель. Это должно принести в казну примерно 85 млрд долларов США (107 триллионов иракских динар), что однако на шесть процентов меньше от аналогического показателя за прошлый год. Из этой суммы 12 триллионов иракских динар должно быть затрачено на борьбу с ИГ и реконструкцию и восстановление освобожденных районов. Другими словами, иракскому правительству в рамках политики по удержанию суннитских районов (Найнава, Анбар, Салахеддин, Дияла) под относительным контролем центра за счет вливаний бюджетных денег в развитие социальных и инфраструктурных проектов придется потратить почти десятую часть бюджета. При этом отметим, что Всемирный банк оценивает численность населения в «суннитском треугольнике», который живет за чертой бедности, в 43,2 процента при общеиракской аналогичной цифре в 14,5. При этом для того, чтобы продолжать получение помощи от иностранных доноров, например, МВФ и Всемирного банка, Багдад должен продолжить политику сокращения государственных расходов. В этой связи зарплаты и пенсии государственных служащих будут сокращены на 3,8 процента. Предусмотрен отказ от государственных субсидий на воду и электричество, что однозначно приведет к их подорожанию. Последняя мера чревата массовыми социальными протестами как шиитов, так и суннитов. При этом лозунг правительства по оправданию жестких мер экономии интересами борьбы с ИГ, уже перестает срабатывать в той мере, как это было в последние два года. Повышение объемов выделяемых средств статей бюджета на оборону, образование и медицину, по оценке экспертов, будет нивелировано общим повышением цен на продовольствие и услуги, которые последуют после отмены субсидий на воду и электричество.

Продолжится торговая и экономическая война с Иракским Курдистаном. Багдад обычно тратил 17 процентов своего бюджета на дотации Эрбилю. Они шли в основном на выплату зарплат раздутому госсектору курдской автономии и пешмерге. Последнее по времени соглашение между Багдадом и Эрбилем подразумевает, что центр выплачивает зарплату для 650 000 госслужащих автономии в обмен на экспорт через Иракскую государственную организацию маркетинга нефти 550 000 баррелей в день с курдских месторождений. Новый бюджет предусматривает выделение 17 процентов на транши Эрбилю, но только при условии, что он будет полностью покрывать предусмотренную соглашением квоту экспорта углеводородов. Принятый проект бюджета приветствовали все оппозиционные курдские партии, которые обвинили правящую Демократическую партию Курдистана (ДПК) в неспособности соблюдать условия достигнутого соглашения с Багдадом. Сама же ДПК проект нового бюджета не одобрила, полагая, что автономии будет сложно выдержать предлагаемую соглашением квоту продажи нефти через госкомпанию Ирака. Если говорить еще проще — курдские власти не прочь, как и прежде, приторговывать нефтью «налево», но вот уровень квоты делает этот процесс крайне затруднительным. В этой связи эксперты предполагают, что в новом году при условии стабилизации цены на нефть Эрбиль снова начнет продавать нефть в обход Багдада в ту же Турцию. При этом согласно недавнему соглашению ОПЕК Ирак должен сократить добычу на 210 тыс. баррелей в день, и непонятно, в какой пропорции Багдад и Эрбиль собираются делить этот объем между собой. Эрбиль пока категорически противится своему участию в этом картельном соглашении.

С учетом принятия закона о государственном финансировании шиитской милиции (110 тысяч человек) пропорционально уменьшаются суммы, которые выделяются бюджетом на финансирование пешмерги. Президент курдской автономии М.Барзани уже жалуется на дефицит средств. Новый бюджет подразумевает выделение средств на финансирование пешмерги с учетом списочного состава, который предоставляет Эрбиль, причем после проведения новой переписи и ее ревизии. В последние месяцы цифры количества бойцов значительно подросли, что курдское командование объясняет началом битвы за Мосул. В этой связи Эрбиль требует платить зарплату всем участников боев, несмотря на их официальную принадлежность к пешмерге. Но вот как раз с этим есть проблемы, поскольку курдские подразделения ведут себя очень пассивно. В любом случае Багдад не сможет возместить из бюджета все суммы, которые требует Эрбиль на содержание своих формирований. Вашингтон, который обещал заплатить Эрбилю 415 млн долларов за участие курдов в штурме Мосула, оговорил сейчас эту поддержку условием выхода пешмерги из захваченных ею районов, которые Багдад считает под  своей юрисдикцией. Именно этот нюанс пытался сгладить министр обороны Э.Картер во время своего неожиданного визита в Иракский Курдистан на этой неделе. По данным экспертов, в соответствии с прогрессом в операции по штурму Мосула будет падать и уровень прямой военной поддержки Эрбиля со стороны США и их союзников. И это еще больше усугубит ситуацию с финансированием пешмерги.

52.29MB | MySQL:103 | 0,568sec