О новых фигурах в высшем военном командовании Пакистана

11 декабря 2016 г. объявлено о масштабных перестановках в высших эшелонах пакистанской армии: новые назначения получили более десятка генералов. Событие во многом ожидаемое – буквально пару недель назад, 29 ноября вступил в должность новый начальник Штаба сухопутных войск (НШСВ) Пакистана К.Дж.Баджва. Согласно сложившейся практике, именно НШСВ, по сути, является главнокомандующим пакистанскими вооруженными силами. Формально в отдельные рода войск в ИРП выделены ВВС и ВМФ, но одна из их основных задач – обеспечивать поддержку проводимых сухопутными силами операций с воздуха и моря. Соответственно, начальники штабов ВВС и ВМФ изначально поставлены в подчиненное положение, не могут тягаться с НШСВ по объему полномочий и влиянию. Введенный же в 1976 г. пост председателя Объединенного комитета начальников штабов (ОКНШ) так и не смог приобрести серьезного самостоятельного значения и носит в большей степени церемониальный характер.

Таким образом, осуществленные перестановки среди генералитета следует рассматривать, прежде всего, в контексте стремления нового НШСВ сформировать свою команду единомышленников в руководстве пакистанской армии. Произведенные К.Дж.Баджвой назначения могут также дать некоторое представление о его задачах и приоритетах на ближайшие годы.

Итак, место начальника общей части Штаба сухопутных войск  (фактически – «номер два» в армейской иерархии и заместитель НШСВ) получил Б.Акбар, повышенный в воинском звании до генерал-лейтенанта. По должности ему предстоит непосредственно курировать деятельность Военной разведки (одна из спецслужб) и Главного управления по планированию военных операций. Его предшественник на этом посту З.Хайят в конце ноября 2016 г. произведен в генералы армии и переведен руководить ОКНШ.

В целом, в пакистанских общественно-политических кругах приветствуют назначение Б.Акбара на высокую штабную должность, характеризуют его как опытного командира и профессионала в своем деле. За плечами у новоиспеченного генерал-лейтенанта командование 11-й пехотной дивизией, дислоцированной в провинции Пенджаб, и армейской бригадой в округе Сват (провинция Хайбер-Пахтунхва). Впрочем, наибольшую известность он приобрел в последние два года, на посту генерального директора синдского корпуса рейнджеров – военизированного формирования, ответственного, главным образом, за обеспечение охраны участка государственной границы с Индией в провинции Синд.

В 2014-2016 гг. под командованием Б.Акбара синдские рейнджеры развернули в южной провинции ИРП беспрецедентную кампанию по борьбе с бандитизмом и террористическими элементами. Наделение пограничников правоохранительными функциями – явление для Пакистана не столь уж и редкое. Рейнджеры приходят на помощь полиции при решении задач обеспечения безопасности массовых мероприятий, проведения точечных контртеррористических операций. Такая возможность предусмотрена национальным законодательством, хотя для ее задействования требуется  принятие специального акта правительства. Другое дело, что в таких случаях речь обычно идет о разовых акциях, осуществляемых к тому же под контролем гражданских властей.

В Синде же рейнджеры, напротив, с подачи армейского командования в последние годы фактически превратились в неподконтрольную государственным органам провинции силу, действующую независимо от местной полиции. Более того, их деятельность распространилась далеко за пределы борьбы с терроризмом и уличным криминалом. Рейнджеры фактически стали заниматься и политическими «зачистками», вмешиваться в межклановую и межпартийную борьбу.

Так, неоднократно проводились обыски в штаб-квартире одной из ведущих в Синде партий – Объединенного национального движения (ОНД). По обвинениям в провоцировании беспорядков и антигосударственной деятельности задерживались десятки активистов ОНД, изымалось автоматическое оружие и боеприпасы.

В середине августа 2016 г. по подозрению в коррупции было арестовано более 20 сотрудников районной администрации округа Ларкана, которые представляли интересы другой крупной политической силы – Пакистанской народной партии (ПНП). В рамках проведения оперативных мероприятий по их задержанию рейнджеры даже блокировали резиденцию министра внутренних дел провинции Синд С.А.Сиала, обвинив его брата в укрывательстве преступников.

С одной стороны, такие решительные действия пограничников под руководством Б.Акбара играли на руку премьер-министру ИРП Н.Шарифу, поскольку ослабляли позиции его политических оппонентов, управляющих южной провинцией (очевидно, именно поэтому он не возражал против привлечения военизированных формирований к выполнению правоохранительных задач в Синде, неоднократно продляя сроки одобренного федеральным правительством мандата). С другой, это способствовало укреплению авторитета рейнджеров и лично Б.Акбара, добившихся значительно больших успехов в области охраны правопорядка, чем гражданские власти. Число убийств в провинции сократилось на 44%, ограблений – на 53%, похищений с целью выкупа – на 77%.

Не менее важно и другое кадровое решение нового НШСВ – назначение генерал-лейтенанта Н.Мухтара на должность генерального директора Объединенного разведывательного управления (ОРУ). Эта крупнейшая спецслужба Пакистана традиционно оказывает немалое влияние на внутриполитическую жизнь страны.

Военные эксперты характеризуют Н.Мухтара как высококвалифицированного командира, уже имеющего к тому же опыт работы в разведке. До сентября 2014 г. он был заместителем гендиректора ОРУ, непосредственно курировал вопросы борьбы  с терроризмом. В последние два года – командовал армейским корпусом, дислоцированным в Карачи.

Пакистанские политологи обратили внимание и на то, что сообщение о смене руководства ОРУ опубликовала именно армейская пресс-служба, а не аппарат премьер-министра ИРП (формально гендиректор назначается главой правительства по представлению НШСВ). Это может косвенно свидетельствовать, что Н.Мухтар является «человеком» именно К.Дж.Баджвы, а не ставленником премьер-министра Н.Шарифа.

Среди других заметных назначений: перевод ректора Национального университета обороны Н.Батта на должность командира армейского корпуса, дислоцированного в Пешаваре, главы Белуджистанского погранкорпуса Ш.Афгана – командиром армейского корпуса в Бахавалпуре, генерал-лейтенанта Х.ур-Рехмана – начальником Управления боевой подготовки Штаба сухопутных войск. Кроме того, в Штаб сухопутных войск также переведены генерал-лейтенанты А.С.Баджва, К.Икрам и Х.Азиз – главным инспектором по контролю за оборотом оружия, начальником службы логистики и главным инспектором по информационно-технологическому обеспечению соответственно.

В целом, команду нового НШСВ можно считать сформированной, хотя нельзя исключать, что в ближайшие дни последуют и другие перестановки в высшем командном составе. Из числа наиболее заметных должностей, остающихся вакантными, пожалуй, выделяется пост главы армейской пресс-службы.

Армейскому руководству предстоит решать многие важные задачи: как в сфере борьбы с по-прежнему острой в Пакистане террористической угрозой, так и в обеспечении безопасности на границах с соседями ИРП – прежде всего, с Индией и Афганистаном. Обстановка там в последние месяцы весьма непростая.

Предстоит генералитету определиться и с внутриполитическим курсом. Пока остается неясным, сосредоточится ли армия на выполнении своих сугубо профессиональных военных задач или будет активно вмешиваться в компетенцию федерального правительства. Исторически гражданскому руководству ИРП не всегда удавалось сделать «правильный» выбор при назначении НШСВ; главкомы четырежды совершали военные перевороты.

Впрочем, как считают некоторые эксперты,  К.Дж.Баджва, скорее всего, последует примеру двух своих предшественников – Р.Шарифа и А.П.Кайани, стремившихся сохранить за армией определяющее слово в решении ключевых вопросов национальной безопасности и внешней политики Пакистана. Для этого использовался весьма широкий инструментарий давления на гражданские власти: манипулирование маргинальными политическими партиями с целью организации массовых антиправительственных выступлений, использование судебных органов власти для возбуждения антикоррупционных дел против представителей правящей элиты и средств массовой информации для дискредитации органов государственной власти и отдельных политических деятелей, непрямые угрозы осуществления военного переворота в случае отказа от учета интересов военного командования.

Следует признать, что необходимым опытом для  продолжения такой линии команда К.Дж.Баджвы вполне обладает.

62.83MB | MySQL:102 | 0,414sec