О современных отношениях между Турцией и Ливаном

В Турции с интересом следят за ходом политического процесса в Ливане – где вслед за назначением Саада Харири на пост премьер-министра страны, до конца текущего года, ожидается формирование кабинета министров.

Делая отступление: нельзя сказать, чтобы Ливан в настоящее время или же потенциально являлся крупным рынком сбыта для турецкой продукции, однако Турция, следуя принципу диверсификации географии своего экспорта и реализации множества малых дел, за последние годы почти в два раза увеличила товарооборот между странами.

Так, если в 2007 году он составлял 509 млн долларов, то в 2011 году – уже пробивал отметку в 1 млрд долларов. 2015 год был закрыт с цифрой в 790 миллионов. В то же самое время, Ливан, в силу чисто географических причин, является важной страной Восточного Средиземноморья (где обнаружены значимые запасы энергоносителей – запасы газа оцениваются в 2,7 трлн куб. м), а также одними из ворот на Ближний Восток.

Отношения с Ливаном, основанные на сотрудничестве, Турция начала выстраивать с 2004 года в бытность премьер-министра Рафика Харири. Достаточно отметить, что холдинг семьи Харири (через Oger Telekom) в 2005 году приобрел акции телекоммуникационного гиганта страны Türk Telekom на сумму 6,5 млрд долларов.

В дальнейшем Турция активно участвовала в различных гуманитарных кампаниях в пользу Ливана. С 2010 года между странами действует взаимный безвизовой порядок въезда. В том же году между Турцией, Сирией, Иорданией и Ливаном был сформирован так называемый Высший совет сотрудничества четверки, одной из главных целей которого являлось подписание единого соглашения о свободной торговле (ССТ) товарами и услугами. Двустороннее турецко-ливанское соглашение о свободной торговле было подписано 24 ноября 2010 года и ратифицировано Турцией в 2013 году. Ратификация Ливаном (который при этом имеет ССТ с ЕС и арабскими странами) пока ещё не осуществлена.

Возвращаясь к текущей динамике отношений между Ливаном и Турцией, заметим, что одним из первых вопросов, которые ставит турецкое руководство перед новым премьер-министром Ливана –ратификация упомянутого выше соглашения о свободной торговле. Это стало одним из важных пунктов повестки дня делегации Турецкого делового совета, на прошлой неделе посетившей Бейрут и принятой Саадом Харири.

Ливанского премьера цитирует влиятельное турецкое издание Dunya — отмечая крепкие турецко-ливанские связи. Саад Харири, принявший турецкие деловые круги, заметил: «Однако, принимая во внимание существующий потенциал, я верю в то, что экономические и торговые отношения по сравнению с нынешним уровнем могут быть ещё лучше». Говоря о том, что в настоящее время Ливан является куда как более безопасной страной, чем ранее, Саад Харири пообещал, что свой первый зарубежный визит после формирования кабинета министров он совершит в Турцию и урегулирует вопрос с подвешенным соглашением о свободной торговле: «Мы рассматриваем в качестве важного вопрос о соглашении о свободной торговле. После формирования нового правительства подписание соглашения и вступление его в силу будет одним из приоритетных вопросов нашей повестки»,- сказал он.

В качестве главных направлений ливанский премьер назвал двустороннее сотрудничество в программе восстановления послевоенных Ирака и Сирии (разумеется, когда война будет закончена), строительно-подрядных работ в самом Ливане (где турки традиционно участвуют, однако, не в столь большом масштабе, чтобы быть выделенными в статистике из общей строчки «Другие страны»), развитие туристического сектора Ливана.

В своем ответном выступлении сопредседатель турецко-ливанского Делового совета Рона Йырджалы отметил, что предприниматели двух стран с нетерпением ждут ратификации соглашения о свободной торговле, которое «послужит на пользу обеим странам и внесет вклад в развитие отношений между ними». Его ливанский коллега Вагих Бизри, после слов поддержки, также подчеркнул потенциал будущей совместной работы по восстановлению Ирака и Сирии. Турецкая сторона отметила хорошие наработки и опыт работы ливанских компаний в африканских странах и выразила заинтересованность в совместной работе. В целом стороны сошлись на том, что существует потенциал сотрудничества на Ближнем Востоке, в странах Персидского залива, в России, а также в Африке.

Отдельных слов удостоились ливанские проекты в нефтегазовой сфере, к которым, по словам ливанской стороны, они заинтересованы привлекать турецкие компании.

Интересные высказывания прозвучали в плане оценки объема работ по послевоенному восстановлению стран региона: по словам помощника председателя турецко-ливанского Делового совета Мехмета Хаббаба он оценивается в размере около 70 млрд долларов. Не говоря уже о мегастройках самой Турции, суммарная оценочная стоимость которых превышает 50 млод долларов, к участию в которых ливанская сторона хотела бы быть привлеченной.

От себя отметим, что даже эта сумма является заниженной по сравнению с теми амбициозными проектами, которые намечает турецкое руководство в плане дальнейшего развития инфраструктуры страны, включая новые терминалы аэропортов, автодороги, мосты, электростанции и один из крупнейших и наиболее финансируемых в настоящее время проектов – развития сети скоростных железных дорог. Отдельных слов заслуживает и канал «Стамбул», торги на участие в котором турецкая сторона рассчитывает провести уже в следующем году. Об этом не так давно заявил президент Турции Р.Т.Эрдоган. Этот проект со всей сопутствующей инфраструктурой сам по себе является для всех потенциальных участников – инвесторов и подрядчиков – весьма лакомым куском.

Подводя черту: Ливан для Турции является одной из важных стран-партнеров как в политическом, так и экономическом смысле и можно ожидать и дальнейшее укрепление турецко-ливанского сотрудничества, возможно в треугольнике Ливан – Турция – Саудовская Аравия.

52.18MB | MySQL:103 | 0,457sec