Новый рецидив «еврейского» фактора в политической борьбе в Иране

Политические скандалы внутри иранской политической элиты – вещь достаточно рутинная. Вспомним навскидку несколько нашумевших сюжетов. У многих на памяти история с неповиновением  президента М.Ахмадинежада своему непосредственному шефу – духовному лидеру страны аятолле Али Хаменеи. Ее апогеем было прекращение выполнения президентом своих служебных функций и исчезновение на 11 дней из кабинета в своей канцелярии. В течение долгих  месяцев тянулся  конфликт между тем же президентом и фундаменталистским большинством в парламенте. Много шума наделала история с бывшим министром МВД Али Карданом. В октябре 2008 г. его обвиняли в подделке диплома докторской степени престижнейшего Оксфордского университета, а также в том, что ранее привлекался к уголовной ответственности из-за совершения развратных действий и был осужден, но скрыл этот факт от правосудия Исламской Республики. Многие соглашались с тем, что эта история — одна из самых позорных страниц иранской политической жизни, не имеющая аналогов в послереволюционный период. При всем при том А.Кардан устраивал президента, ибо предпринимал на своем посту все возможное, чтобы привести его на второй срок. Еще один пример – судебный процесса по делу Хамида Бакаи, одного из теперь уже бывших заместителей и близких соратников М.Ахмадинежада. Правосудие обвинило  его в серьезных злоупотреблениях  в служебной деятельности и многочисленных фактах коррупции на руководящем посту в Организации по культурному наследию и туризму.

С приходом к власти нового либерального президента Х.Роухани скандалов поубавилось, однако, как видно, они стали более громкими. Уже длительное время не затихает шум вокруг финансовых и имущественных злоупотреблений  известной в стране семьи Лариджани. 5 братьев Лариджани являются сыновьями популярного шиитского богослова аятоллы Амоли. Все они   – Фазел, Бакер, Мохаммад-Джавад, Али и Садек — занимали или занимают серьезные посты в иерархии власти Исламской Республики, но до самых высших постов дослужились Али и Садек. Али Лариджани  является действующим спикером парламента, Садек – главой  судебной  власти. Впрочем, заметной политической фигурой в стране является и Мохаммад-Джавад Лариджани, занимавший в прошлом пост заместителя министра иностранных дел ИРИ, избиравшийся в Меджлис. Лет восемь назад много шума в мировых СМИ наделало его интервью израильской газете The Jerusalem Post,  где он заявил, что в мире превратно толкуют позицию Ирана по отношению к Израилю и Холокосту. Он сказал: «Иранский режим не стремится уничтожить Израиль. Мы ждем, когда Израиль и палестинцы окончательно урегулируют свои отношения, и тогда Иран поддержит такой мир и установит с Израилем нормальные отношения».

Иранские СМИ не раз писали о различных злоупотреблениях, допускаемых кланом Лариджани. Так, популярный интернет-сайт IranPressNews еще в 2013 г. писал о том, что обнаружены документы, свидетельствующие о том, что  братья в той или иной мере имеют отношения к земельным массивам в районе Верамин в предместье Тегерана площадью  342 тысячи гектаров.  Однако впервые этот вопрос стал достоянием общественности еще годом раньше, и его муссировал, в частности, тогдашний глава президентской администрации  Эсфандияр Рахим Мошаи. Его самого обвиняли тогда в разного рода махинациях. Пытаясь выйти сухими из воды, Мошаи и другие приближенные президента М.Ахмадинежада предприняли все возможные действия, чтобы скомпрометировать своих политических оппонентов, в первую очередь – братьев Лариджани, занимавших и тогда посты глав законодательной и судебной власти. Сам президент, не называя имен, не раз в своих выступлениях намекал на принадлежность членов этого клана к имущественным правонарушениям. Так, в 2012 г, выступая в Кермане, он заявил, что те, кто прибрали к рукам более 300 тысяч га высокоурожайных земель рядом со столицей, пользуется тем, что даже глава аграрного ведомства ничего с ним сделать не может. «Разумеется, это вопиющая несправедливость, а парламент (под руководством А.Лариджани – В.М.) , никакого закона против этого не принимает». Впрочем, М.Ахмадинежад и напрямую атаковал высокопоставленных братьев, называя их партнерами по преступлениям, но никаких видимых последствий это не имело. В своей предвыборной кампании, пытаясь политически уничтожить оппонентов, он не раз также касался злоупотреблений со стороны Али и Садека Лариджани.

Сейчас дело братьев Лариджани приобретает новую окраску. В последние недели в СМИ замелькали утверждения о том, что клан Лариджани, на самом деле, имеет еврейские корни, но когда-то они перешли в ислам, «для того, чтобы изнутри подорвать основы исламского режима и в конце концов обрушить его». Как сообщалось,  еще 100 лет назад дедушка или прадедушка нынешних политиков Лариджани были евреями, затем они перешли в ислам, но в душе остались евреями. Трудно поверить, что семья, ведущая свое происхождение от религиозных авторитетов таких шиитских святых городов как Кербела и Наджаф, является «скрытыми евреями», пестующими в душе идею развала исламского режима. Разумеется, широкая пропаганда «еврейства» семьи Лариджани в иранских СМИ, рассчитанных на внутреннюю аудиторию, способствуют дальнейшему нагнетанию антисемитских настроений в иранском обществе.

Случай с кланом Лариджани – не первый за последние годы, когда радикалы в иранской политической элите пытаются приписать еврейство как унижающую характеристику некоторым руководителям исламского режима для их дискредитации. С этой целью даже пущен в обиход термин «скрытые евреи». Напомним, что в октябре 2009 г. в мировых  и иранских СМИ появились статьи, указывающие на еврейские корни тогдашнего президента ИРИ М.Ахмадинежада. Как утверждала тогда лондонская газета Daily Telegraph, «непрекращающиеся и не утихающие по своей остроте нападки президента Ирана на евреев представляют собой не более чем прикрытие его еврейского происхождения». Как писала газета, «его семья имеет еврейские корни и …прежде носила сугубо еврейскую фамилию Сабурджиян (в приблизительном переводе с персидского языка на русский – Ткачевы…Подобно многим евреям, порвавшим с иудаизмом и перешедшим в другие религии, Ахмадинеджад усиленно нападает на мировое еврейство, чтобы скрыть свое происхождение».

Однако на самом деле перманентный антиизраилизм  как одна из ипостасей антисемитизма  бывшего иранского президента отнюдь не обусловлен его «еврейскими корнями», а последовательно вытекает из концепции исламской революции в Иране. Нам уже приходилось писать на этом сайте (По поводу «еврейства» президента М.Ахмадинежада.- 8 октября, 2009 г.), что многие доводы в пользу его еврейства лишены какого бы то ни было основания. Дело в том, что  фамилия Сабурджиян, которую носила семья будущего президента Ирана Махмуда Ахмадинежада, редка даже в среде мусульманского населения Ирана и уже никак не может считаться еврейской. Многие еврейские фамилии Ирана имели и имеют ивритские корни, хотя в первой половине 20 в. большинство евреев этой страны сменили свои фамилии на более «благозвучные», имеющие иранское или арабское происхождение. В фамилии Сабурджиян не прослеживаются ивритские корни, хотя имеется довольно четкая этимология в персидском языке. В нем есть слово «сопур», предположительно пришедшее из тюркских языков, которое означает «метла», «уборка». В этом значении слово употребляется и в современном узбекском языке, где есть слово «супурги» – «метла». Суффикс «-джи»(вариант»-чи») образует в фарси наименования носителей профессии, а окончание «-ан», являющееся суффиксом множественного числа, в этом контексте означает потомственность этого занятия для предков будущего президента Ирана. Таким образом, сама фамилия Сабурджиян переводится на русский как «из семьи уборщиков». Можно предположить, что при переезде семьи в Тегеран родители постарались избавиться от унижающей их достоинство фамилии, благо иранские законы позволяют сменить ее без особых хлопот.

Добавим, что приписывание еврейства как ход «черного пиара» по отношению к тем или иным государственным деятелям в Иране отнюдь не оригинален. Подобный ход многократно использовал аятолла Хомейни, желая опорочить своего заклятого врага – последнего иранского шаха Мохаммада-Резу Пехлеви. Много лет он величал его не иначе как агент сионизма. Разумеется, все это увеличивало антисемитские настроения в иранском обществе. Будущий вождь исламской революции, возглавивший в начале 1960-х гг. антишахское движение в стране, при каждом удобном случае ставил в вину шаху его связи с Израилем и евреями. Говоря по поводу начавшейся в Иране в 1963 г серии реформ, получивших известность как «Белая революция», Хомейни отмечал: «Мы считаем, что программы наших реформ на самом деле разработаны Израилем, и это к Израилю вы [то есть шахские власти] обращаетесь за помощью и советом, когда надо составить план». В конечном счете, не без помощи еврейского и израильского  фактора как одного из слагаемых антишахской борьбы,  исламистам в Иране удалось смести монархию и взять власть.

62.84MB | MySQL:102 | 0,425sec