Об усилиях китайских самолетостроителей в военно-техническом сотрудничестве с Пакистаном

По информации СМИ КНР, на авиастроительном предприятии в г.Чэнду начата сборка первого экземпляра двухместного истребителя JF-17, который будет поступать в учебные подразделения ВВС Пакистана.

Известно, что по состоянию на декабрь 2016 г. пакистанская сторона уже получила 70 истребителей, из которых 50 самолетов в модификации Block I и 20 в модификации Block II. Всего по контракту предусмотрена поставка 150 самолетов, из которых 50 машин будут выполнены в модификации Block III, предусматривающей применение новой оптико-электронной системы, соединенной с новым летным шлемом. Также планируется устанавливать новую РЛС с активной фазированной антенной решеткой KLJ-7A, которая позволяет обнаруживать воздушные цели на расстоянии 170 км, а сопровождает воздушные цели типа истребитель на расстоянии 75–90 км.

Вероятно, по желанию пакистанской стороны в комплект поставки будет включена контейнерная оптико-электронная система обнаружения, сопровождения и управления огнем YINGS-III, которая размещается на внешней подвеске и позволяет пилотам уверенно поражать стационарные и движущиеся цели даже в условиях тумана или песчаной бури.

Бортовая система управления выполнена полностью цифровой по стандарту шифрованной военной связи 1553/1760, которая позволяет пилотам истребителей JF-17 использовать данные о цели, поступающие от самолетов ДРЛОиУ ZDK-03 (созданы на базе китайского «Кунцзин-200»). Данный самолет также является примером китайско-пакистанского военно-технического сотрудничества. Антенна самолета создана китайскими  специалистами благодаря передаче технической информации о шведской РЛС ERIEYE пакистанской стороной.

По данным китайских источников, специалисты 14-ого НИИ Китайской электронной научно-промышленной группы компаний использовали информацию, полученную в ходе анализа российской станции N001M (устанавливается на истребители семейства Су) и американской РЛС управления огнем AN/APG-63(V)2, 3 при создании РЛС KLJ-7A (позволяет сопровождать 16 воздушных целей и обстреливать 2 одновременно). Подобный подход китайские конструкторы используют достаточно давно, что позволяет создавать технику приемлемого качества по доступной цене, это важно при продвижении продукции на рынок развивающихся стран.

Следует отметить, что данная станция входит в стандартный комплект оснащения новейшего истребителя ВВС НОАК пятого поколения «Цзянь-20», первый полк которых будет сформирован на АБ Динсинь (провинция Ганьсу). Согласно замыслу командования ВВС НОАК данное подразделение будет задействовано в регулярных двусторонних учениях истребительных подразделений. На случай вооруженного конфликта основная задача нового полка ВВС – воздушное прикрытие близлежащего космодрома, который является и базой Ракетных войск НОАК.

Двухместный JF-17 обладает увеличенными размерами по сравнению с одноместным вариантом, а именно: длина самолета 14,5 м (на 0,2 м больше), высота 4,6 м, размах крыла достигает 9,5 м.

Указанная выше РЛС позволит легкому однодвигательному истребителю применять большую номенклатуру ракетно-бомбового вооружения китайского, пакистанского, американского и южноафриканского производства. Благодаря семи точкам внешней подвески представляется возможным размещать следующие образцы вооружения пр-ва КНР:

– ракеты класса «воздух-воздух» различной дальности: «Гром» – 5II, 7, 8, 9, 12,14;

– противорадиолокационные ракеты (ПРР) СМ-102 и «Гром»-13;

– противокорабельные ракеты (ПКР) различной дальности: СМ-400AKG, C-802A, AK;

– оперенные планирующие бомбы типа LS-4 и 6 (или GB-6) в модификации 250 и 500 кг.;

– оперенные бомбы с лазерным наведением GB-1 в вариантах 500 и 1000 кг.

Следует отметить, что ПРР СМ-102 была впервые представлена на выставке в Чжухае в ноябре 2016 г.  Данная ракета предназначена для борьбы с корабельными  РЛС управления огнем, работающими в диапазоне от 2 до 18 ГГц. Фактически основная цель этих ракет –  корабли ВМС США, оснащенные системой ПВО/ПРО «Эгида».

Кроме вооружения на внешних точках подвески будут размещать дополнительные топливные баки (ДТБ) различной емкости (800 и 1100 литров), которые необходимы для увеличения радиуса боевого патрулирования и при выполнении дальних перелетов. Подобные ДТБ используются пакистанскими летчиками в ходе ежегодных двусторонних учений ВВС Пакистана и ВВС НОАК «Шахиин», а также для перелетов на авиашоу и выставки в КНР.

Следует отметить, что именно пакистанским пилотам было доверено продемонстрировать возможности JF-17 в рамках международной выставки авиационной техники и вооружения, проходившей в г.Чжухай в период с 1 по 6 ноября 2016 г. Пакистанские летчики разделили право продемонстрировать свои навыки, умения и возможности техники наравне с  российскими «Русскими витязями» и «Стрижами», «Красными стрелами» (пилотажная группа ВВС Великобритании) и китайскими пилотами из группы «Первое августа». Следует отметить, что британские летчики выступают на самых легких машинах, тогда как китайские и пакистанские истребители демонстрируют пилотаж на самолетах средней весовой категории, самые тяжелые боевые машины находятся в распоряжении российских ВКС.

Как известно, истребитель JF-17 серийно оснащается двигателями российского производства РД-93, которые обладают высокой надежностью и достаточной тягой для выполнения полетов с разным составом вооружения и оснащения. Так, «традиционный набор» вооружения включает: две корректируемые оперенные крылатые авиабомбы LS-6 500 (вес 500 кг), две или четыре ракеты класса «воздух-воздух» «Гром» -5II или их аналоги SD-10 и один ДТБ вместительностью 800 литров. Примечательно, что четыре ракеты для воздушного боя можно разместить только при наличии  специального кронштейна.

Конечно, китайские специалисты понимают, что нельзя зависеть от поставок комплектующих извне при реализации оружейного контракта, особенно в случае с Пакистаном, и по этой причине китайские производители авиационных турбореактивных двигателей провели поиск альтернативы для российской продукции.

В период с 2013 по 2015 гг. китайские специалисты проводили тесты с французскими двигателями М88-2 и М88-3 производства компании Snecma и EJ-200 от компании Eurojet с целью установления потенциала по увеличению мощности. Причина того, что китайские инженеры потратили время на анализ возможностей продукции французского двигателестроения, очевидна: надежные и легкие двигатели от Snecma, а именно М-88-4Е,  устанавливаются на самые современные истребители «Рафаль», предназначенные для поставки в Индию. Китайским специалистам необходимо было понять, на что способен этот двигатель.

В ходе тестов было установлено, что более легкие французские двигатели (легче российского РД-93 на 100 кг) практически не возможно форсировать. В этой связи китайские самолетостроители решили продолжить сотрудничество с РФ, поскольку китайские WS-13 также не отличаются надежностью и ресурсом.

Следует отметить, что вторым покупателем истребителя JF-17 стала Нигерия, кроме того, есть большая вероятность того, что ВВС Мьянмы также приобретут 16 самолетов данной модели. Известно, что даже представители Саудовской Аравии проявляют интерес к этому самолету, поскольку его стоимость (от 5 до 8 млн долл. США за единицу в зависимости от комплектации) полностью совпадает с финансовыми возможностями.  Примечательно, что именно на базе JF-17 китайские и пакистанские специалисты будут разрабатывать легкий многоцелевой истребитель четвертого поколения в противовес программам, реализуемым в Индии.

52.34MB | MySQL:106 | 0,672sec