Ситуация в Афганистане делает реализацию проекта газопровода ТАПИ маловероятной

По оценке ведущих аналитиков, перспективы строительства газопровода ТАПИ (Туркменистан-Афганистан-Пакистан-Индия) остаются весьма туманными. Напомним, что проект ТАПИ предусматривал протяженность газопровода в 1735 км с газового месторождения Галканыш в Туркменистане через Афганистан и Пакистан к морским портам Индии. Предполагалось, что по нему будет транспортироваться порядка 33 млрд куб. м газа ежегодно. Помимо того, что из этого объема Афганистан получал бы 5 млрд куб. м ежегодно, он приобрел бы очень серьезный шанс для улучшения своей экономической ситуации за счет арендой платы за транзит. Когда концепция ТАПИ начала разрабатываться в 1995 году, предполагалось, что он сможет в значительной части улучшить ситуацию с безопасностью в регионе, имея в виду, что старые региональные конкуренты смогут найти общие точки для политического компромисса за счет общей экономической заинтересованности. Но этот план не сработал. Пока даже не идет речь об улучшении взаимоотношений между Пакистаном и Индией, которые продолжают находиться в острой фазе кризиса двусторонних отношений. Основным моментом, который кардинальным образом подрывает все усилия по запуску реализации проекта ТАПИ, является ситуация с безопасностью в Афганистане и позиция по этому поводу талибов. Причем интересно, что международные аналитики, и американские прежде всего, рассматривают этот фактор, имея в виду, что движение «Талибан» является чем-то монолитным и подконтрольным одному внешнему игроку. Это уже давно не так, фрагментация талибов и их «распределение» между различными внешними и внутренними игроками на афганской площадке, а мы подразумеваем Пакистан, само правительство в Кабуле в альянсе с Вашингтоном, Катар и Иран, делает реализацию ТАПИ в среднесрочной перспективе невозможной. И это даже несмотря на то, что члены «Кветтской шуры» талибов (а газопровод должен по проекту проходить и через Кветту) выразили согласие дать гарантии безопасности для строителей и планировщиков в случае, если начнутся мирные переговоры между Кабулом и этой частью талибов. Остается еще очень много различных, автономных от Кветты, филиалов талибов, которые в состоянии самым серьезным образом нарушить ход строительства и дальнейшего функционирования газопровода. В частности, обратим внимание на то, что патронируемые Дохой афганские сторонники «Исламского государства» (ИГ, запрещено в России) активно действуют именно в районах прокладки будущего газопровода.

С момента подписания меморандума о начале реализации газопровода Туркмения — Пакистан в 2002 году никаких реальных шагов по его строительству проведено не было. Вход в этот проект Индии и превращения его в ТАПИ в 2008 году мало что изменил. Несмотря на это, участники проекта продолжают демонстрировать оптимизм. Представители всех четырех стран присутствовали на торжественной церемонии «запуска» проекта в Туркменистане в декабре с.г., на которой было объявлено о том, что ТАПИ начнет свое функционирование в 2022 году, что на четыре года позже первоначально заявленным планам. При этом Азиатский банк развития и Саудовский банк развития согласились выделить в рамках реализации строительства 1,5 млрд.долларов США. При этом 85% затрат на строительство ТАПИ должна компенсировать сама Туркмения в размере 10 млрд долларов США. Есть очень большие сомнения, что Ашхабад, который переживает не самые простые экономические времена (Россия отказалась закупать туркменский газ, КНР резко сократил импорт), сможет найти такую сумму. Это второй момент, который будет препятствовать реализации проекта. При этом частные инвесторы в ТАПИ, с учетом ситуации в Афганистане и полной неясности исхода вооруженного противостояния, входить не торопятся. По крайней мере, три громкие презентации ТАПИ, которые организовали совместно «Туркменгаз», «Афгангаз энтрепрайзис», «Пакистанские международные газовые системы» и индийская GAIL в Сингапуре, ОАЭ и Лондоне с целью привлечь дополнительные средства, весомого успеха пока не принесли. Газопровод должен пройти через два основных оплота талибов в Афганистане – Гильменд и Кандагар, и этот момент отпугивает потенциальных инвесторов. Интересно, что талибы после своего заявления в конце ноября с.г. в отношении готовности сотрудничать по вопросам безопасности ТАПИ подверглись активной обработке с воздуха как с афганских боевых вертолетов, так и с американских беспилотников, что вопрос о достижении консенсуса по этому вопросу с повестки дня сняло. Мотивы такой примирительной позиции части талибов кроются, как всегда, в финансовых аспектах. Долгое время основную часть доходов тогда еще цельного движения составляли статьи наркотрафика и рэкета, что давало движению около 200 млн долларов год. Но главную статью все-таки составляли финансовые дотации из Саудовской Аравии и Катара. Сейчас аравийские доноры резко сократили свою помощь, а Доха сосредоточилась на адресной поддержке исключительно афганских сторонников ИГ. Это, кстати, явилось одной из главных причин фрагментации талибов. Поиск цивилизованного способа получения денег и инкорпорации в мирный и прибыльный бизнес, безусловно, часть талибов привлекает. В общем-то, неслучайно часть из лидеров движения уже инвестирует деньги в республики Центральной Азии, а также крупные курортные проекты в Европе. Активно интересуются они и проектами в России. Разумеется, через подставные фирмы, так что переход части талибов в «законный сектор» экономики закономерен. Страна начинает надрываться от войны: экономика в упадке, поток беженцев увеличился в разы, а число погибших в боях в Афганистане в 2015 году (более 11 000) было максимальным за все время мониторинга этой темы со стороны ООН, начиная с 2009 года. Но в добрые намерения талибов Кабул верит с трудом в силу того, что прекрасно понимая афганские реалии и специфику, он отдает себе отчет в том, что договоры с талибами на эти темы являются «палкой с двумя концами». В случае возникновения какой-либо конфликтной ситуации охрана ТАПИ со стороны талибов очень быстро превратится в средство шантажа. И наконец, еще одно очень важное обстоятельство — это продолжающиеся стычки и противоречия между Индией и Пакистана по вопросам Кашмира, что совершенно не способствует совместным усилиям по реализации ТАПИ. Из всего сказанного можно сделать только один вывод: реализация ТАПИ в среднесрочной перспективе маловероятна, несмотря на все усилия членов консорциума по рекламе и реанимации этого проекта. Основным «камнем преткновения» в данной ситуации является вопрос безопасности в Афганистане, который на сегодняшний день далек от своего разрешения.

62.82MB | MySQL:102 | 0,570sec