Кто и как занимается в Ираке демографической и социальной статистикой

В воскресенье, 18 декабря Министерство планирования Ирака объявило об увеличении числе жителей страны до 40 млн человек  к концу 2017 года, таким образом, прирост составляет полмиллиона человек ежегодно. Согласно заявлению представителя министерства Абд аз-Захры адь-Гиндави на конец текущего года число жителей составит 38 млн человек, что дало показатель пророста от 850 тыс. до миллиона человек. Выполнение требования закона об ограничении рождаемости  сталкивается с препятствиями: как религиозного, так и традиционного свойства. Причем, количество мужчин составляет 51% от общего числа жителей.

Данные Министерства планирования, однако, не подтверждает иракский Минздрав, по данным которого число рождаемых детей не выросло, а, наоборот, снизилось, ввиду известных трудностей, которые переживает страна. Кроме того, на демографии сказались потери иракской молодежи во время ирано-иракской войны, затем тринадцатилетние санкции, наложенные после аннексии Кувейта, плюс потери от примененных во время первой войны в Заливе средств поражения, в том числе, содержавших уран.

Статистические разногласия между ведомствами, однако, не умаляют факта роста нищеты и безработицы, нехватки жилья и работы. За чертой бедности, согласно данным международных и местных гуманитарных организаций находится около 33% населения страны, а практическая нехватка жилья для нуждающихся в нем, составляет порядка 4 млн жилых единиц.

Вместе с тем, отмечается рост законной и незаконной иммиграции из страны, снижение числа зарегистрированных браков, рост числа  определенных заболеваний. В Ираке наблюдается рост стоимости медицинских услуг по вынашиванию и рождению детей, не дешевеют сопутствующие товары для семейных и детских нужд, включая и товары для брака, неблагоприятно обстоят дела с детской смертностью, количеством происшествий с детьми на улицах из-за ДТП.

Своего рода сверкой между данными министерств планирования и здравоохранения могла бы послужить всеобщая перепись населения, не проводившаяся в Ираке по различным обстоятельствам с 1997(!) года.

Оказывается, что при формировании данных статистики, ведомства оперируют приближенными данными, такими как заявки на включение в список лиц, получающих продовольственную карточную помощь, так называемую в Ираке, «обеспечительную или потребительскую карту», либо исходя из данных по лицам, получающим различные льготы, либо по любым другим доступным и, явно, косвенным признакам и критериям. Достаточно сложно разобраться в реальном положении дел и в тех оценках, которые используются, например, при составлении планов на строительство того же жилья. Значительны противоречия в цифрах, приводимых ООН и другими международными организациями. Например, в них утверждается, что количество недоедающих в Ираке составляет 14 млн человек, а число беженцев из страны – 6 миллионов. Кто их столько насчитал и почему? В ряде случаев получается замкнутый круг, когда данные статистики ООН опираются на данные, полученные от правительства Ирака, и, наоборот, при составлении заявок на получение помощи последнее оперирует данными из международной статистики. Разобраться, на основании чего премьер-министр Х. аль-Абади определил потребность в международных субсидиях в 35 млрд долларов на восстановление разрушенных городов, представляется весьма затруднительным.

В прикладном смысле, выясняется, что исчисление подобных статистических данных приходится очень к месту при использовании их, например, в местных выборах в 2016 г. и в будущих выборах в Федеральный парламент, в 2018 г. Ведь на основе статистики определяют и количество депутатов. На 2018 год их число составит 400 человек. Спрашивается, а брались ли в расчет данные статистики при подготовке бюджета на 2017 г. и, исходя из чего? Таким образом, выстраивается цепочка, когда на основании не очень точных данных, которые суммируются и обрабатываются затем в парламентских комиссиях, закладываются в бюджеты, затем, на их основании формируются искаженные цифры, которые, учитываются в новых сметах, что, в конечном счете, опять же требует новых расходов из бюджета.  Окажись в такой ситуации герой известной книги Н.В.Гоголя, кто знает, сколько душ он смог бы представить попечительской комиссии? Очень много вопросов в этой связи появляется к финансовой и плановой отчетности ООН, других международных агентств и гуманитарных организаций. Мы не умаляем их вклад в помощь беженцам и нуждающимся, но, согласитесь, когда счет людям идет на миллионы, а времени – на годы, то появляется хороший повод для злоупотреблений.  Вполне может оказаться так, что, наведи власти Ирака порядок в статистической области, вдруг выяснится, что в бюджете образуется не дефицит, а профицит, примерно так, процентов в 15. Несомненным является то обстоятельство, что в современной истории Ирака, увы, не было ни одного фактора, который мог бы способствовать улучшению демографической ситуации в стране.

52.29MB | MySQL:103 | 0,460sec