«Сделка года»: о частичной приватизации «Роснефти» и суверенном фонде Катара QIA. Часть 1

Недавняя нашумевшая сделка о частичной приватизации крупнейшей публичной нефтегазовой корпорации мира «Роснефть» оставила массу вопросов, на которые автор постарался дать ответы ниже.

Для начала напомним, что основными видами деятельности «Роснефти» являются поиск и разведка месторождений углеводородов, добыча нефти, газа, газового конденсата, реализация проектов по освоению морских месторождений, переработка добытого сырья, реализация нефти, газа и продуктов их переработки на территории России и за ее пределами.

Примечательно, что компания включена в перечень стратегических предприятий России. Ее основным акционером (69,50% акций) является компания «Роснефтегаз», на 100% принадлежащая государству, 19,75% акций принадлежит компании BP, одна акция принадлежит государству в лице Федерального агентства по управлению государственным имуществом, оставшиеся акции находятся в свободном обращении[i].

7 декабря с.г. главный исполнительный директор «Роснефти» И.И.Сечин доложил президенту России В.В.Путину о состоявшейся приватизации «Роснефти» – консорциум в составе компании Glencore и суверенного фонда Катара Qatar Investment Authority (QIA) приобрел 19,5% акций российской нефтегазовой компании.

Сделка стала абсолютной неожиданностью для рынка, ожидавшего, что «Роснефть» сама выкупит пакет. Тем не менее компания активно стремилась избежать такого варианта, пытаясь привлечь реальных инвесторов, но на рынке в это мало верили, учитывая очень сжатые сроки. Так, 15 декабря с.г. денежные средства от продажи пакета должны были поступить в бюджет.

Для справки: Glencoreшвейцарская трейдинговая компания, основана в 1974 году американским бизнесменом М.Ричем под названием Marc Rich & Co. Нынешнее название получено в 1994 года.

Компания является одним из крупнейших поставщиков металлов, нефти, угля и сельскохозяйственной продукции, владеет горнодобывающими активами в Перу, Чили, ЮАР (всего более 150 горнодобывающих и металлургических активов более чем в 50 странах мира).

Около 9% акций компании у катарского суверенного фонда Qatar Holding, полностью принадлежащего QIA. Qatar Holding является бенефициарным владельцем акций и наделен правом голоса в компании Glencore[ii].

В 2007 году в результате слияния глиноземных активов Glencore, СУАЛ и «Русского алюминия» был образован «Русал», сумма сделки оценивалась в 10,2 млрд долларов. Доля Glencore в «Русале» составляет 8,75%.

В 2011 году Glencore разместила акции на биржах Лондона и Гонконга и привлекла 10 млрд долларов, в 2013 году – на Йоханнесбургской фондовой бирже.

В 2013 году произошло слияние с британско-швейцарской горнорудной компанией Xstrata.

В 2015 году Glencore получила 46% в капитале «Русснефти», в августе 2016 года после первичного публичного размещения акций (IPO) нефтяной компании пакет снизился до 25%.

Исполнительный директор Glencore – А.Глазенберг.

В 2015 году выручка компании составила 170,5 млрд долларов, чистый убыток – 4,96 млрд долларов.

 

Суверенный фонд Qatar Investment Authority  основан правительством Катара в 2005 году для перенаправления нефтегазовых доходов в другие отрасли.

Фонд владеет долями в Empire Statе Building, Glencore, Сельскохозяйственном банке Китая, Royal Dutch Shell, Siemens, Volkswagen и других компаниях.

В июне 2016 года Sovereign Wealth Fund Institute оценил инвестиции QIA в 335 млрд долларов.

В августе с.г. стало известно о скором закрытии сделки по приобретению QIA 24,99% в консорциуме «Воздушные ворота Северной столицы», управляющем петербургским аэропортом Пулково.

По данным Financial Times, убытки QIA в третьем квартале 2015 года составили $12 млрд, более поздняя информация не разглашалась.

Штаб-квартира фонда находится в столице Катара Дохе, дополнительные офисы – в Нью-Йорке, Пекине, Мумбае, Дели.

Главный исполнительный директор QIA – член правящей в эмирате семьи Абдалла бен Сауд Аль Тани.

Он имеет большой опыт и знания в области государственного и корпоративного управления. А. Аль Тани является председателем Национальной мобильной телекоммуникационной компании K.S.C.P, а также директором Qatar Holding.

В 2000–2005 годах занимал ряд высоких должностей в Катаре, в том числе начальника дворца эмира.

Имеет разнообразный опыт работы в военной и авиационной областях. Обучался в военном колледже США.

Как видно из справочной информации, Glencore не является новичком на российском рынке.

Что касается QIA, то суверенный фонд впервые серьезно заявил о себе в России летом, подписав соглашение о создании совместного фонда с Российским фондом прямых инвестиций (РФПИ), а затем купив чуть менее 25% в петербургском аэропорту «Пулково».

В экспертной среде весьма распространено мнение, что сделка о частичной приватизации российской компании очень выгодная, поскольку Россия получила возможность залатать образовавшуюся к концу года бюджетную «прореху», а зарубежный консорциум – участвовать в новых проектах «Роснефти», в первую очередь по разработке шельфовых месторождений.

Так, компания Glencore уже заключила с «Роснефтью» свежий пятилетний контракт, согласно которому трейдер получит на реализацию дополнительные объемы российской нефти в размере 220 тыс. баррелей в сутки.

Кроме того, «Роснефть» планирует расширить сотрудничество с Катаром в секторе поставки и трейдинга сжиженного природного газа.

Среди возможных дивидендов для Катара также называлось участие России в сокращении добычи «черного золота» в рамках недавних договоренностей с Организацией стран – экспортеров нефти (ОПЕК)[iii].

По мнению большинства экспертов, приватизационная сделка заключалась в последний момент.

Позиция автор совершенна иная. Почему?

Во-первых, нужно разделать операционные, тактические и стратегические цели, которые часто требуют различных решений для их успешной реализации.

Казалось бы, в краткосрочной перспективе внушительные финансовые ресурсы действительно сослужат добрую службу российской казне, позволив России завершить год с дефицит бюджета не выше 4% ВВП.

«Очень рассчитываю, что приход новых инвесторов в органы управления будет улучшать корпоративные процедуры, прозрачность компании и, соответственно, в конечном итоге будет приводить к росту капитализации»[iv], – заявил И.И.Сечин во время беседы с В.В.Путиным.

Топ-менеджер особо подчеркнул, что сделка является не просто портфельной инвестицией, а стратегической.

Напомним, что о стратегическом характере инвестиций говорят, когда приобретается крупный пакет с целью дальнейшего участия в управлении компанией.

Директор Института энергетической политики Владимир Милов полагает следующее: «Вместо реальных стратегических инвесторов “Роснефть” нашла для своих акций комфортного портфельного инвестора, который не имеет никаких целей, связанных с получением доступа к российским запасам, разработкой месторождений и так далее, и пошел на сделку из-за ряда выгодных тактических условий»[v].

Однако в долгосрочной перспективе успех заключенной сделки весьма неоднозначен. С учетом доли в «Роснефти» британской компании BP (19,75%) иностранные акционеры смогут выдвинуть в совет директоров 4 членов (из 9) и оказывать существенное влияние на управление компанией.

По глубокому убеждению автора, набирающая ход компания по приватизации стратегических предприятий России весьма пагубно скажется на политико-экономическом будущем нашего государства. Мы добровольно пускаем козла в огород, допуская наших геополитических и энергетических соперников (в частности Катар) в те предприятия, которые являются остовом всего российского хозяйства.

Инвестиции в строительный, коммуникационный, банковский сектор вполне допустимы, но катарское участие в нефтедобывающих проектах на территории России чревато весьма неблагоприятными последствиями для России.

Неслучайно Иран, несмотря на громкие заявления по поводу новой де-юре принятой формы нефтегазовых договоров для иностранных инвесторов и подрядчиков, де-факто все-таки готов работать с зарубежными партнерами, включая Россию, на прежних весьма непривлекательных условиях, заключая так называемые договоры «обратного выкупа».

Что касается дивидендов для катарской стороны от участия России в сокращении производства нефти, то они сомнительны по ряду причин.

Во-первых, «инициатива Дохи», окончившаяся фиаско 17 апреля с.г.[vi], уже перешла в руки Саудовской Аравии, которая взяв «эстафетную палочку» пытается договориться с не входящими в картель государствами – производителями «черного золота», включая Россию, сократить добычу, чтобы способствовать стабилизации ситуации на мировом рынке.

Во-вторых, цены на нефть не так важны Катару, который делает ставку на экспорт сжиженного природного газа, а не на поставки «черного золота». Мало кому известно, что во избежание проблем с государственным бюджетом эмират несколько раз закладывал в бюджет цену на нефть значительно ниже рыночной и прогнозной на год.

[i]«Роснефть» сегодня // Официальный сайт ПАО «НК «Роснефть». Интернет-ресурс. URL: https://www.rosneft.ru/about/Glance/

[ii]URL: http://www.londonstockexchange.com/exchange/news/market-news/market-news-detail/GLEN/12792972.html

[iii]См. об этом подробнее: Касаев Э.О. Размышления по итогам 171-го планового заседания ОПЕК. Часть 1 // Институт Ближнего Востока. Интернет-ресурс, 01.12.2016. URL: http://www.iimes.ru/?p=31080 ;

Касаев Э.О. Размышления по итогам 171-го планового заседания ОПЕК. Часть 2 // Институт Ближнего Востока. Интернет-ресурс, 02.12.2016.

URL: http://www.iimes.ru/?p=31101 ; Касаев Э.О. Размышления по итогам 171-го планового заседания ОПЕК. Часть 3 // Институт Ближнего Востока. Интернет-ресурс, 03.12.2016. URL: http://www.iimes.ru/?p=31109 ;

Касаев Э.О. Размышления по итогам 171-го планового заседания ОПЕК. Часть 4 // Институт Ближнего Востока. Интернет-ресурс, 04.12.2016.

URL: http://www.iimes.ru/?p=31129 ; Касаев Э.О. Размышления по итогам 171-го планового заседания ОПЕК. Часть 5 // Институт Ближнего Востока. Интернет-ресурс, 05.12.2016. URL: http://www.iimes.ru/?p=31148 ;

Касаев Э.О. Размышления по итогам 171-го планового заседания ОПЕК. Часть 6 // Институт Ближнего Востока. Интернет-ресурс, 06.12.2016. URL: http://www.iimes.ru/?p=31162 ; Касаев Э.О. Размышления по итогам 171-го планового заседания ОПЕК. Часть 7 // Институт Ближнего Востока. Интернет-ресурс, 07.12.2016. URL: http://www.iimes.ru/?p=31178 ;

Касаев Э.О. Размышления по итогам 171-го планового заседания ОПЕК. Часть 8 // Институт Ближнего Востока. Интернет-ресурс, 08.12.2016. URL: http://www.iimes.ru/?p=31201 ; Касаев Э.О. Размышления по итогам 171-го планового заседания ОПЕК. Часть 9 // Институт Ближнего Востока. Интернет-ресурс, 09.12.2016. URL: http://www.iimes.ru/?p=31222 ;

Касаев Э.О. Размышления по итогам 171-го планового заседания ОПЕК. Часть 10 // Институт Ближнего Востока. Интернет-ресурс, 10.12.2016.

URL: http://www.iimes.ru/?p=31232 ; Касаев Э.О. Размышление по итогам заседания профильных министров государств ОПЕК и не-ОПЕК. Часть 1 // Институт Ближнего Востока. Интернет-ресурс, 13.12.2016. URL: http://www.iimes.ru/?p=31313 ; Касаев Э.О. Размышление по итогам заседания профильных министров государств ОПЕК и не-ОПЕК. Часть 2 // Институт Ближнего Востока. Интернет-ресурс, 14.12.2016. URL: http://www.iimes.ru/?p=31320 ; Касаев Э.О. Размышление по итогам заседания профильных министров государств ОПЕК и не-ОПЕК. Часть 3 // Институт Ближнего Востока. Интернет-ресурс, 15.12.2016.

URL: http://www.iimes.ru/?p=31347 ; Касаев Э.О. Размышление по итогам заседания профильных министров государств ОПЕК и не-ОПЕК. Часть 4 // Институт Ближнего Востока. Интернет-ресурс, 16.12.2016.

URL: http://www.iimes.ru/?p=31370

[iv]Встреча с главой компании «Роснефть» Игорем Сечиным // Официальный сайт президента России. Интернет-ресурс.

URL: http://kremlin.ru/events/president/news/53431

[v]Милов В. Приватизация «Роснефти»: сделка века? // Forbes, 08.12.2016. Интернет-ресурс.

URL: http://www.forbes.ru/mneniya/334725-privatizaciya-rosnefti-sdelka-veka

[vi]См. об этом подробнее: Касаев Э.О. «Инициатива Дохи» провалилась: итоги встречи нефтеэкспортеров в Катаре // Институт Ближнего Востока. Интернет-ресурс, 18.04.2016. URL: http://www.iimes.ru/?p=28086

62.84MB | MySQL:102 | 0,489sec