Об иранской помощи хоуситам в Йемене: взгляд из Китая

По данным СМИ КНР, 30 ноября 2016 г. в акватории Красного моря корабли ВМС США задержали три парусных судна, которые перевозили вооружение и боеприпасы иранского производства в Йемен. По информации из открытых источников, данные суда приписаны к одной из военно-морских баз Корпуса стражей исламской революции и неоднократно привлекались для доставки вооружения и военных советников из Ирана в Йемен.

В составе груза находились противотанковые ракетные комплексы иранского, китайского, восточно-европейского и южно-африканского производства, что указывает на участие представителей специальных служб Исламской Республики Иран в подготовке груза. Следует отметить, что это уже не первый случай задержания судна с грузом контрабандного вооружения. Так, в ночь со 2 на 3 февраля 2016 г. кораблями международной антипиратской коалиции в Аденском заливе также было перехвачено судно с грузом стрелкового вооружения в количестве 4500 единиц.

Западные специальные службы ведут активную разведку связей военно-политического руководства Ирана с руководителями хоуситов, а также отслеживают контакты с поставщиками оружия, которое может быть направлено в Йемен. По данным специальных служб КНР, представители КСА и США пытаются заблокировать такую важную отправную точку для нелегального военного груза, как порт Босасо, находящийся на территории автономного административного образования Пунтленд.

С этой целью были проведены переговоры с представителями местной администрации, однако министр морского транспорта, портов и борьбы с пиратством Пунтленда Абдулла Джама Салах  заявил иностранным гостям, что они не в силах противодействовать организованной контрабанде оружия из стран Африки в другие регионы мира. В качестве довода А.Д.Салах сообщил, что подразделения силовых ведомств региона оснащены 12 плоскодонными лодками, которые не предназначены для патрулирования в океанской зоне, а общий штат службы береговой охраны составляет от 700 до 900 человек, что также недостаточно для повсеместного контроля территориальных вод. Министр также сообщил иностранным делегациям, что у властей страны нет возможности как контролировать территориальные воды, так и досматривать каждое судно, которое входит в пограничную зону Пунтленда. Очевидно, что процесс контрабанды оружия в другие страны практически не беспокоит африканских представителей, особенно если это не касается их внутренних дел.

Как сообщил в интервью корреспонденту иранского информационного агентства «Тасним» заместитель начальника Генерального штаба ВС ИРИ бригадный генерал Масуд Джазаири: «Мы оказываем поддержу хоуситам в Йемене, которая вполне сопоставима с теми усилиями, которые мы предпринимаем в рамках помощи законно избранному президенту Сирийской Арабской Республики Башару Асаду». Высокопоставленный иранский военный подчеркнул, что «это наш долг помогать народу Сирии и народу Йемена в борьбе с иностранной агрессией». Китайские специалисты отмечают, что иранские военные, начиная с марта 2015 г., регулярно направляют советников и специалистов в расположение йеменских хоуситов для проведения операций против сил арабской коалиции, которые действуют при явной поддержке США.

Кроме того, в случае если хоуситы будут серьезно уступать противнику, то вполне возможно, что ВМС ИРИ направят к берегам Йемена корабельную ударную группу в составе нескольких сторожевых кораблей, ракетных катеров и дизель-электрических подводных лодок, которые способны наносить удары как по береговым целям, так и по надводным кораблям противника. Для проведения подобной операции могут быть задействованы корабли и подводные лодки, дислоцированные в шести военно-морских базах ВМС ИРИ на побережье Персидского залива – «Бандер-Аббас», «Чабахар», «Бушер», «Харк», «Абадан» и «Хорремшехр».

По словам просаудовского и проамериканского президента Йеменской Республики Абд-Раббу Мансура Хади, за 20 месяцев активных боевых действий погибли около 10 000 граждан и еще более 3 млн. стали беженцами. А-Р.М.Хади открыто обвиняет официальный Тегеран в помощи хоуситам вооружением и советниками, а также в том, что в районе г.Кум  (Иран) на одной из тренировочных баз КСИР проходят подготовку командиры отрядов хоуситов.

Сотрудники НИИ современных международных отношений КНР (подведомственная структура Министерства государственной безопасности КНР) отмечают, что в большинстве случаев в западном экспертном сообществе «революционное движение» йеменских хоуситов воспринимают как представителей воли Ирана по переделу зон влияния.

По словам пресс-секретаря МИД КНР Хун Лэя, официальный Пекин заинтересован в том, чтобы внутригосударственный конфликт был урегулирован исключительно через дипломатический переговорный процесс и, что очень важно, должны быть соблюдены интересы народа Йемена. Следует отметить, что председатель КНР Си Цзиньпин в рамках своего январского визита в КСА отметил, что китайская сторона поддерживает легитимное правительство Йемена и будет рада восстановлению конституционного порядка в этой стране региона Персидского залива.

В ответ на эти заявления заместитель премьер-министра Йемена Абдель Малик аль-Махлафи в ходе встречи с послом КНР в Йемене сообщил, что официальная Сана поддерживает Пекин в территориальном споре в акватории Южно-Китайского моря. Йеменский дипломат довел до сведения китайских собеседников мнение о том, что все страны, претендующие на часть акватории ЮКМ, должны придерживаться механизма двусторонних переговоров и консультаций, который был предложен официальным Пекином.

Следует отметить, что на протяжении 2016 г. в загранучреждении МИД КНР в Йемене прошли встречи специального и полномочного посла КНР Тянь Ци (назначен указом председателя КНР на должность 13 января 2015 г.) с президентом Йемена Абд-Раббу Мансура Хади (15 февраля, 16 марта, 11 сентября, 10 и 24 октября); Вице-президентом Али Мохсеном аль-Ахмаром (10 апреля);  премьер-министром Ахмедом Убейд Бендагром (11 сентября и 28 октября); заместителем премьер-министра А.М аль-Махлафи, а также руководителями других министерств и ведомств Йеменской Республики.

Известно, что встреча с представителями враждующих сторон состоялась в посольстве КНР 28 апреля 2016 г. В рамках данного мероприятия посол Тянь Ци заверил обе стороны в том, что официальный Пекин будет оказывать гуманитарную помощь местному населению вне зависимости от того, чью сторону принимают мирные граждане. Представитель МИД КНР отметил необходимость продолжения мирного диалога и вывода страны из кризиса гражданской войны.

Важно, что переговоры с представителями враждующих сторон китайские высокопоставленные дипломаты ведут как в самой Сане, так и регулярно проводят встречи в соседних государствах Персидского залива.

Подобные интенсивные переговоры свидетельствуют о значительной роли Поднебесной в экономическом развитии региона в целом и в миротворческом процессе в Йемене в частности. Достоверно известно, что соседний Оман будет участвовать в реализации стратегической инициативы председателя КНР Си Цзиньпина «Один пояс, один путь», а именно ее составляющей под обозначением «Морской шелковый путь XXI века».

Согласно замысла китайских стратегов, «морской путь» будет обеспечивать перевозку грузов в страны Африки, однако для его безопасного функционирования необходимо вернуть стабильность в регион Персидского залива, где имеется такая давняя угроза, как пиратство. Очевидно, что строящаяся военно-морская база ВМС НОАК в Джибути будет обеспечивать действия как надводных кораблей, так и подводных лодок в этой части мирового океана. С одной стороны, это должно «охладить пыл» пиратов и враждующих сторон, но, в тоже время, может привести к новым инцидентам на море с участием ВМС США, которые давно и прочно освоились в этом регионе.

Кстати, процесс примирения сторон в Йеменской Республике находится под пристальным контролем аппарата специального представителя КНР по ближневосточным вопросам Гун Сяошэна, который проводит регулярные консультации как с представителями государств региона, так и с представителями ООН.

Примечателен тот факт, что переговоры по линии ООН проводятся заметно реже, что снижает эффективность этой международной организации и «помогает» китайским дипломатам и переговорщикам, которые играют все более значимую роль в йеменском вопросе.

52.23MB | MySQL:103 | 0,551sec