Военно-политическая обстановка в Ираке (март 2004 года)

Военно-политическая обстановка в Ираке в марте 2004 года продолжала оставаться сложной и нестабильной. По сравнению с предыдущим месяцем заметно возросла активность боевой и террористической деятельности национальных сил сопротивления и иностранных боевиков. Принятие 8 марта временной конституции – «Закона об управлении Государством Ирак на переходный период» — не привело к ослаблению противоречий между основными политическими силами страны по вопросам устройства будущего иракского государства. Не смотря на отдельные успехи, сложной оставалась ситуация в экономике и социальной сфере. В марте отмечена активизация внешнеполитической деятельности временного иракского руководства, которая, прежде всего, была нацелена на дальнейшее развитие отношений с соседними государствами и усиление международных позиций Ирака в целом. США продолжали настойчиво и целеустремленно проводить курс на упрочение своих позиций в Ираке. Одновременно Вашингтон предпринимал шаги по расширению международного участия в иракском урегулировании при непременном условии сохранения своей ведущей роли в стране.

В сфере безопасности в марте произошло резкое увеличение числа и результативности нападений партизан и боевиков на американские войска. При этом силы сопротивления и террористы не снизили интенсивности своей деятельности против представителей местных силовых структур, лиц сотрудничающих с Временным управляющим советом Ирака (ВУСИ) и оккупационной Временной коалиционной администрацией (ВКА), а также совершали террористические акты с целью усиления дестабилизации внутриполитической обстановки в стране. Очень часто совершаются убийства и вооруженные нападения на высокопоставленных чинов иракской полиции.

Крупнейшими терактами стала серия взрывов в Кербеле и Багдаде 2 марта в день шиитского религиозного праздника Ашура. В результате погиб 271 и было ранено 353 человека.

В марте значительно выросли потери среди личного состава американского военного контингента: безвозвратные потери составили 57 человек, а ранеными – 330 человек (в феврале 20 и 164 человека, соответственно). Более крупные месячные потери в послевоенные период ВС США в Ираке имели только в ноябре 2003 года, когда погибло 82 человека. Общее число американских военнослужащих, погибших в Ираке после 1 мая 203 года, составило 457 человек, а ранеными – 2856 человек.

Не прекращаются нападения на военные базы контингентов стран-союзниц США. Войска союзников в Ираке потеряли в марте ранеными свыше 20 человек, преимущественно из состава британского контингента.

Рост числа потерь американское командование объясняет главным образом тем, что вновь прибывшие по ротации войска еще не адаптировались к условиям несения службы в Ираке.

В истекший месяц основными районами действий партизан и террористов оставались Багдад, «суннитский треугольник» севернее и северо-западнее столицы, районы городов Мосул и Киркук на севере страны. Продолжало расти число терактов, диверсий и других актов насилия на юге Ирака. Все более заметно ощущается рост недовольства шиитов иностранной оккупацией Ирака. В тоже время обстановка в Иракском Курдистане сохранялась в целом стабильной. По сообщению газеты «Аш-Шарк аль-Аусат», курдские власти после терактов в феврале с. г. резко ограничили въезд в Эрбиль и Сулейманию автомобилей с номерами других провинций. Вокруг этих городов установлены дополнительные блокпосты. При этом особенно тщательно досматриваются машины с багдадскими номерами.

В различных районах страны продолжают иметь место случаи диверсий и саботажа на объектах промышленности и транспортной инфраструктуры. Прежде всего, это по-прежнему относится к нефтяной отрасли.

Не прекращаются вооруженные столкновения, в т. ч. вооруженные на почве религиозных и национальных противоречий. Довольно часто они происходят между курдами и туркоманами в Киркуке. На помощь туркоманам и арабам в начале марта в Киркук прибыло до 2 тыс. шиитских боевиков из т. н. «Армии Махди». Курды, со своей стороны, расценили этот шаг как прямую провокацию. Некоторые курдские лидеры полагают, что за усилением шиитского присутствия в Киркуке стоит Иран.

Акты насилия имеют место в отношении местных работников телевидения и СМИ, финансируемых американцами. Заметно увеличилось число вооруженных нападений и убийств иностранных граждан, работающих по контрактам в различных отраслях экономики, по линии оказания гуманитарной помощи и других сферах.

Вместе с тем, в стране сократилось число стихийных актов насилия и мародерства. На сегодняшний день преобладающей формой насилия стал целенаправленный терроризм против сторонников временной иракской власти и оккупантов.

Борьба с партизанскими и террористическими группами затрудняется тем, что они, как правило, хорошо законспирированы, действуют не стандартно, используют самые разнообразные тактические приемы, которые постоянно совершенствуются. Боевики не испытывают недостатка в оружии, боеприпасах, взрывчатых веществах и т. д.

По американским оценкам, «стандартная» боевая организация включает в себя командира, изготовителей взрывных устройств, вербовщиков новых членов и людей, устанавливающих взрывные устройства в намеченных местах.

Специалисты по борьбе с террором считают, что в Ираке в настоящее время действует от 600 до 800 специально подобранных и подготовленных лиц, собирающих разведданные и осуществляющих подготовку терактов. Это более мощная организационная структура, чем та, которая участвовала в подготовке терактов 11 сентября 2001 года в США.

По сообщениям СМИ, после войны ЦРУ США направило в Ирак в четыре раза больше сотрудников, чем изначально было запланировано: на конец марта с. г. в стране, включая технический персонал, находилось свыше 500 сотрудников. Это крупнейшая зарубежная группировка американских спецслужб за рубежом со времен вьетнамской войны. Но, несмотря на это, проникнуть в структуры сил сопротивления и иностранных боевиков спецслужбам США удается очень редко. Слаба их агентурная сеть среди местного населения.

Руководство ВКА и командование американской военной группировки в Ираке считают, что по мере приближения сроков создания временного правительства страны, а затем выборов в верховный законодательный орган, интенсивность действий партизан и террористов, число актов насилия будут возрастать.

В ответ на растущую активность партизан и террористов командование ВС США постоянно совершенствует способы и методы противодействия, защиты личного состава от средств поражения противника. Так, военные разместили срочный заказ на 272 комплекта дополнительного бронирования для колесной бронетехники, используемой в Ираке, и на поставку устройств для блокирования радиочастот, на которых работают дистанционные взрыватели, используемые боевиками.

С целью замены американских военнослужащих, охраняющих объекты нефтяной отрасли, важные административные здания и т. п., через частные компании ведется вербовка частных охранников из числа граждан США, Великобритании, Чили, Боснии, Филиппин и некоторых других стран. По информации СМИ, их число на конец 2003 года составляло около 10 тыс. человек. Характерно, что многие военнослужащие американского и британского спецназа, уходят из армии и нанимаются в частные охранные структуры, действующие на иракской территории, т. к. оплата труда в них в несколько раз превышает армейские оклады.

В послевоенный период отмечается резкое увеличение притока наркотиков в страну. Основной наркотрафик идет через границу с Ираном. Ранее, территория Ирака использовалась наркоторговцами для переброски своего товара из Афганистана и Ирана в Саудовскую Аравию и Кувейт. В качестве факторов, способствующих массовому распространению в стране этого прежде чуждого зла, являются высокий уровень безработицы и дешевизна наркотиков. К тому же ВКА распустила существовавшую при С. Хусейне специальную службу по борьбе с наркотиками и сейчас в Ираке просто некому заниматься этой проблемой.

Серьезную опасность, особенно в северных районах страны, представляют многочисленные минные поля, установленные саддамовским режимом по периметру границ курдской автономии. За период, прошедший после окончания войны, удалось обезвредить около одного миллиона мин и неразорвавшихся боеприпасов. Тем не менее, только на севере Ирака ежемесячно от них погибает или получает ранения до 20 человек.

Фактически сохраняющаяся прозрачность иракских границ благоприятствует проникновению в страну иностранных террористов и боевиков, различного рода криминальных элементов, контрабандистов. Шиитский лидер аятолла Аль-Систани обвиняет США в неспособности обеспечить надлежащую охрану границ, что, по его мнению, позволило террористам, совершившим 2 марта теракты в Кербеле и Багдаде, беспрепятственно прибыть в Ирак. После этих террористических актов обеспечение безопасности в городах Кербеле и Эн-Неджефе полностью возложена на «Корпус Бадр» — вооруженные формирования шиитского Высшего совета исламской революции в Ираке (ВСИРИ). Вокруг этих городов создано несколько поясов безопасности.

ВКА и ВУСИ принимают меры по улучшению охраны государственных границ. В частности, в два раза с 8 до 16 тыс. человек планируется увеличить численность личного состава погранслужбы, а также значительно улучшить ее техническое оснащение. С 80 до 1000 человек увеличится персонал иммиграционной службы. В настоящее время наиболее хорошо охраняют границу на севере страны в Иракском Курдистане.

Более жесткие условия контроля вводятся для прибывающих в Ирак иранских шиитских паломников. В частности, при пересечении границы они должны будут проходить дактилоскопическую экспертизу. После терактов в Кербеле и Багдаде из 19 контрольно-пропускных пунктов (КПП) на границе с ИРИ 16 было закрыто. Общее число работников различных силовых структур, которые будут задействованы для обеспечения безопасности и порядка в приграничных с Ираном районах, намечено довести до 80 тыс. человек.

Справка: В начале марта с. г. число иранцев, совершивших паломничество в Кербеле, превысило 400 тыс. человек.

С апреля 2004 года в Ираке начнет действовать визовый режим для въезда иностранцев. Выдача виз будет возложена на Управление по вопросам гражданства и паспортов, отделы паспортно-визового контроля на пограничных КПП, а также заграничные дипломатические представительства. Визовый режим будет введен в отношении большинства иностранных государств, кроме США, Великобритании и некоторых других стран (каких именно, иракские власти не уточнили).

В марте продолжалось проведение мероприятий по формированию новых иракских силовых структур, общая численность которых достигла примерно 210 тыс. человек.

По оценке МВД Ирака страна стоит перед лицом «больших вызовов» в области безопасности, а для создания полноценных силовых органов требуется несколько миллиардов долларов.

Соединенные Штаты стремятся к 30 июня с. г., сроку перехода власти к полномочному временному национальному правительству, в возможно большей степени передать ответственность за обеспечение безопасности местным структурам, хотя и не намерены полностью отказаться от участия в этой деятельности.

Американское командование по-прежнему считает, что оно не в состоянии достаточно быстро обучить и оснастить местные силы безопасности и охраны порядка. В марте на территории ОАЭ началась подготовка иракских полицейских немецкими специалистами. Содействие Ираку в деле предотвращения проникновения боевиков и террористов на его территорию обещала Иордания.

По состоянию на февраль с. г. (по оценке экспертов США) из 77100 иракских полицейских только 3600 можно было считать полностью обученными и подготовленными, 26 тыс. человек – частично обученными и подготовленными, а остальные прошли лишь самую первичную подготовку. Серьезные проблемы имеются в деле вооружения и технического оснащения силовых структур.

В марте несколько активизировалась деятельность по формированию новой национальной армии. Было объявлено о создании в ближайшем будущем министерства обороны, которое до перехода власти к временному правительству страны, будет непосредственно подчиняться руководителю ВКА П. Бремеру. Во главе министерства будет стоять гражданское лицо, скорее всего, представитель шиитской общины. Однако американцы пока еще окончательно не определились с конкретной кандидатурой. Единственное непременное условие, которое выдвигают для возможного кандидата ВКА и ВУСИ – это то, что он должен иметь светское, а не религиозное образование. Штат министерства обороны будет состоять примерно из 100 сотрудников, а его главной задачей будет «принятие мер по защите Ирака от внешней угрозы». Заявлено также о предстоящем создании Комитета национальной безопасности.

На пост начальника будущего генерального штаба иракской армии в Вашингтоне намечают назначить командующего вооруженными формированиями Демократической партии Курдистана (ДПК) Бабекяра Бедирхана.

Воинские уставы новой иракской армии адаптируют к соответствующим уставам ВС США. ВУСИ принял пять законов, регулирующих правила военной службы: о дисциплинарных наказаниях, о военных трибуналах, о превентивных санкциях в отношении военнослужащих, о санкциях против дезертиров и о дисциплинарных наказаниях лиц, проходящих службу в ополчении. Иракским военнослужащим запрещается состоять в политических партиях и других общественно-политических организациях. Они также не имеют права публично высказывать собственные суждения по политическим вопросам.

16 марта первая группа армейских офицеров закончила трехмесячные курсы в иорданском городе Аз-Зарка. Из 548 человек 349 прошли подготовку по курсу командиров взводов, а 199 – по курсу командиров рот. Помимо военных дисциплин иракских офицеров знакомили с такими темами как борьба с терроризмом, демократия, права человека и роль армии в государстве. Преподавателями являются военнослужащие ВС США, Великобритании, Австралии, Испании и Иордании. Слушателями курсов были представители всех основных религиозных и национальных групп иракского населения. Большинство из них ранее служили в армии прежнего режима. В конце марта к занятиям на курсах в Иордании приступили еще 750 иракских офицеров.

В США проходят подготовку 50 высших иракских офицеров армии и полиции. Программа их обучения рассчитана на три недели. В период учебы предусмотрены встречи иракцев с представителями конгресса США, главами внешнеполитического и военного ведомств.

Ведется работа по формированию Сил береговой обороны, которые должны состоять из корабельного подразделения (пять патрульных катеров) и полка морской пехоты для охраны побережья. Для надзора за внутренними речными путями будет создан Иракский речной патруль. Заявлено о формировании Воздушного корпуса иракской армии, который будет выполнять функции военно-транспортной авиации. На его вооружении поступят два самолета С-130 «Геркулес» и шесть вертолетов UH-1 «Ирокез». Создание морского и воздушного компонентов ВС планируется завершить к 30 апреля с. г.

К сентябрю 2004 года численность иракских вооруженных сил планируется довести до 35 тыс. человек, в том числе 1,4 тыс. офицеров. В их боевом составе должно быть девять механизированных бригад (27 механизированных и три саперных батальона). Намечено также сформировать три дивизионных штаба. В более отдаленной перспективе планируется начать формирование артиллерийских и бронетанковых подразделений. Предполагается, что иракские ВС будут тесно взаимодействовать с коалиционными силами.

Создание новой иракской армии вызывает повышенный интерес у зарубежных производителей и поставщиков вооружений. Так, фирмы Польши и Украины заявили о своей готовности выиграть тендеры на поставки в Ирак танков (предлагаются варианты Т-72) и бронетранспортеров. Общая стоимость предполагаемых поставок бронетехники для иракских ВС оценивается в 800 млн долларов.

В целом же Вашингтон не заинтересован в быстром возрождении иракской армии. «Если воссоздать и укрепить иракскую армию до такой степени, что она сможет противостоять внешним угрозам, то у иракцев появится сильное искушение попросить нас об уходе, — заявил один из консультантов министра обороны США. А если это случится в обозримом будущем, то может способствовать нестабильности». Отсюда и стремление американцев держать ВС Ирака на «голодном пайке», при одновременном укреплении полиции и других сил внутренней безопасности.

По состоянию на конец марта 2004 года численность группировки ВС США в Ираке составляла 114 тыс. человек. Военные контингенты других стран коалиции (34) в общей сложности насчитывали около 27 тыс. человек. Наиболее крупными из них были: британский (11 тыс. чел.), итальянский (2,7 тыс. чел.) и польский (2,4 тыс. чел.).

В течение марта американское командование продолжало осуществлять мероприятия по замене войск, находящихся в Ираке. После завершения ротации в мае с. г. в стране будет размещено 110 тыс. военнослужащих ВС США: 80 тыс. из состава сухопутных войск, 25 тыс. – из морской пехоты и 5 тыс. человек из состава ВВС и ВМС.

Пентагон все больше склоняется к тому, чтобы сохранить в Ираке на длительный период крупную и мощную группировку войск. Наиболее активным сторонником этой идеи является заместитель министра обороны США П. Вулфовиц. О намерении вашингтонской администрации сохранить свое присутствие на иракской земле заявил во время своего посещения Багдада госсекретарь США К. Пауэлл. Ожидается, что будущее временное правительство Ирака «пригласит» американских военных остаться в стране, чтобы оказывать ему содействие в деле обеспечения безопасности и обучения местных кадров. Тем самым американские войска перестанут формально быть оккупационными.

Соединенные Штаты намерены создать в Ираке развитую военную инфраструктуру, взяв за ее основу базы бывшей иракской армии. К настоящему времени они уже обустроили 120 временных баз. Планируется построить 14 долговременных баз, которые будут располагаться в Багдаде, Мосуле, Таджи, Баладе, Киркуке, в окрестностях Эн-Насирии, Тикрита, Эль-Фаллуджи, и Эрбиля. Кроме военных на этих базах будут размещаться американские политические советники. В Багдаде и Мосуле намечено реконструировать аэродромы.

Длительная служба в сложных условиях негативно влияет на моральное состояние американских военнослужащих. По данным проведенного специальной комиссией Пентагона опроса, у половины (52%) солдат и офицеров, проходящих службу в Ираке, «низкий» или «очень низкий» моральный дух. Кроме того, репрезентативный опрос показал, что 72% военнослужащих считают «низким» или «очень низким» моральный облик своих сослуживцев. Примерно 75% опрошенных заявили, что у командиров их подразделений (до батальона включительно) отсутствует забота о солдатах и в их подразделениях нет сплоченности среди сослуживцев. Серьезные проблемы имеются и с эмоциональным состоянием военных, что порой приводит к самоубийствам.

По-прежнему имеют место многочисленные случаи неоправданно жестких действий американских военнослужащих по отношению к иракскому населению в ходе проведения ими различного рода мероприятий по борьбе с партизанами и террористами. Естественно, что это стимулирует рост антиамериканских настроений, усиливает недовольство иракцев иностранным военным присутствием в стране.

В настоящее время в Ираке, по различным сведениям, в заключении находятся от 8,5 до 15 тыс. человек. Среди них лица, подозреваемые в причастности к вооруженным и другим нападениям на оккупантов и в террористической деятельности, а также те, кто совершил различного рода уголовные и административные преступления. Большинству из этих людей официально не предъявлено никаких обвинений. Они содержатся в антисанитарных условиях и подвергаются издевательствам со стороны охраны. Семьи и знакомые арестованных заявляют, что они не могут получить сведений об их местонахождении или посетить их. Руководство организации «Международная амнистия» обратилось к коалиционным силам с призывом обеспечить соблюдение военнослужащими правовых норм и принципа пропорционального применения силы, прекратить практику «коллективных наказаний».

В марте завершилась переброска в Ирак контингента ВС Японии, который разместился в городе Эс-Самава. Правительство Южной Кореи заявило об отказе размещать своих военнослужащих в районе Киркука, т. к. там не обеспечены условия для их безопасного пребывания. В настоящее время для размещения южнокорейского контингента подыскивается новое место.

Генеральный секретарь НАТО Яан де Хооп Схеффер заявил, что присутствие войск альянса в Ираке будет зависеть от соблюдения двух непременных условий: просьбы со стороны суверенных иракских властей и наличия соответствующей резолюции СБ ООН.

Спустя год после начала войны проблема безопасности в Ираке остается в числе наиболее острых. Вполне правомерно считается, что безопасность – это основа достижения целей коалиции в стране, т. к. без ее надлежащего обеспечения вряд ли можно осуществлять многие другие шаги в экономике, государственном строительстве, социальной сфере. В тоже время американское командование и руководство ВКА подчеркивают, что на данном этапе для разрядки обстановки «ничего не возможно сделать». Администрация США даже призвала американских граждан воздерживаться от поездок в Ирак, где, как сказано в соответствующем заявлении, ситуация остается опасной, а уровень угрозы гражданам США по-прежнему крайне высокий.

Генеральный секретарь ООН Кофи Аннан заявил, что еще год назад в Ираке не было терроризма, «а теперь он распространяется». Главным очагом распространения мирового терроризма назвал Ирак министр иностранных дел Франции Доминик де Вильпен.

«Вашингтон не рассчитывал на размах, возможности и стойкость сопротивления после окончания военных действий, а по существу на то, что иракцы повернут оружие против своих освободителей. … Коалиция не смогла обеспечить порядок и безопасность в неспокойных районах Ирака». К такому выводу пришли авторы аналитического отчета «Ирак: год спустя», подготовленного Советом по международным отношениям США. «Отсутствие безопасности создало в Ираке обстановку страха, замедлило активность частного сектора экономики, формирование здоровых сил в гражданском обществе и создает значительные трудности в повседневной жизни», — продолжают авторы отчета. По мнению многих аналитиков, иракцы, возлагавшие большие надежды на то, что США обеспечат их безопасность, разочаровались. Многие из них убеждены, что Соединенные Штаты либо не могут, либо не желают навести порядок. Чувства тревоги и страха стали постоянными спутниками населения Ирака, а 85% жителей страны считают, что главной задачей властей является «восстановление общественной безопасности».

Через год после начала войны, согласно данным опроса, 42% иракцев и 33% иракцев-арабов считают, что она принесла освобождение их стране, а 41% первых и 48% вторых убеждены, что война унизила Ирак.

В марте 2004 года исполняющим обязанности главы ВУС Ирака являлся Мохаммед Бакр аль-Улюм, шиит, либеральный аятолла. В эмиграции в Лондоне он возглавлял один из исламистских центров.

Основные события внутриполитической жизни Ирака в марте 2004 года были связаны с принятием временной конституции — «Закона об управлении Государством Ирак на переходный период» (далее — «Закон») и политической борьбой по вопросам формирования будущего временного правительства страны. Имеющиеся разногласия между основными политическими силами страны по этим, а также по целому ряду других важных вопросов обусловливали сохранение в Ираке внутриполитической напряженности.

После долгих споров и ряда отсрочек 8 марта 2004 года члены ВУСИ подписал «Закон», который призван обеспечить временную правовую базу для иракских органов власти на период после запланированной на 30 июня с. г. передачи власти от ВКА временному иракскому правительству. Предполагается, что после общенациональных выборов, которые, вероятнее всего, пройдут в начале 2005 года, он будет заменен постоянной конституцией.

Согласие шиитов на подписание документа во многом объясняют ультиматумом, выдвинутым курдами, заявившими, что если в «Закон» будут внесены изменения, ущемляющие их права, то они возьмут курс на полное отделение северных провинций.

Глава ВСИРИ, член ВУСИ Абдель Азиз аль-Хаким в знак своего несогласия с рядом положений «Закона» не принял участия в церемонии его подписания, уполномочив своего представителя поставить за него подпись на документе.

Временная конституция формально подтверждает единство и территориальную целостность Ирака, предоставляет равные права всем гражданам страны вне зависимости от их этнической и религиозной принадлежности. Ислам признается в качестве официальной религии государства и основы его законодательства. Одновременно заявлено об уважении всех других религий, которые исповедуют граждане страны. В целом положения документа сформулированы таким образом, чтобы не оскорбить радикальных последователей ислама и в то же время не создать впечатления формирования в Ираке исламского государства.

Провозглашен федеральный принцип устройства государства. Арабский и курдский языки объявлены государственными, что, кстати, было и при режиме С. Хусейна. Гарантируется справедливое распределение доходов от природных богатств Ирака. Закон предоставляет гарантии возвращения в страну лиц, лишенных при прежнем режиме иракского гражданства или вынужденно покинувшими страну. Декларируется важная роль женщин в строительстве нового Ирака, им отводится 25% мест в высшем законодательном органе.

Статья 84 «Закона» гласит, что Национальная ассамблея Курдистана может вносить поправки к любому федеральному закону на курдской территории, хотя делается оговорка, что эти поправки не должны затрагивать сферы, которые находятся только в компетенции федерального правительства: внешняя, монетарная и финансовая политика, национальная безопасность и управление природными богатствами

Шиитские руководители, пойдя в конечном итоге на подписание временной конституции, вместе с тем продолжают выражать свое несогласие с целым рядом ее положений. В первую очередь, речь идет о том, что согласно «Закону» постоянная конституция Ирака может быть не принята, если население трех из 18 провинций страны выразят с ней свое несогласие. Шииты опасаются, что курды, составляющие большинство жителей трех северных провинций, могут воспользоваться этим правом. Кроме того, шиитское руководство настаивало на том, чтобы президентский совет состоял из пяти человек (три шиита, суннит и курд), а не из трех, как записано в «Законе» (шиит, суннит и курд).

Духовный лидер шиитов аятолла Али ас-Систани заявил, что временная конституция не имеет силы, подчеркнув, что «любой закон, принятый в переходный период, будет иметь юридическую силу только после одобрения Национальной ассамблеей, избранной народом». «Закон», по его мнению, создает препятствия на пути принятия постоянной конституции Ирака. Аятолла также призвал ООН не поддерживать временную конституцию.

Свое недовольство временной конституцией высказали и суннитские религиозные авторитеты, заявившие, что она «была написана под диктовку США, а подписавшие ее члены ВУСИ, назначенные американскими оккупантами, не являются законными представителями иракского народа».

Проведенные опросы показывают, что большинство иракцев поддерживают идею создания централизованного государства (62%), в то время как за его федерализацию высказалось лишь 22% респондентов.

Многие в Ираке и за его пределами считают, что столь широкие права курдов были заложены во временную конституцию по настоянию американской администрации. Тем самым курдам был дан своего рода карт-бланш на создание самостоятельного Курдистана. Это подтверждает, что на данном этапе США делают ставку на курдов, как наиболее радикальный фактор, способный оказывать давление на страны региона, в первую очередь, соседей Ирака – Сирию, Иран и Турцию. Нет особых сомнений в том, что Соединенные Штаты и впредь будут стремиться укрепить свое влияние среди курдов, дабы иметь прочную точку опоры в Ираке, тем более, что отношения с шиитами у них явно не ладятся.

В целом же временная конституция не решает в полной мере ни одной из многочисленных проблем Ирака, а в значительной степени лишь провозглашает принципы, базирующиеся на смеси норм и понятий ислама и западной цивилизации. Она не определила четкого механизма создания временного национального правительства. Более того, «Закон» фактически закладывает мину замедленного действия по единство и территориальную целостность иракского государства. Ведь нет сомнений в том, что курдское руководство будет самым решительным образом выступать против любых попыток внести изменения в те положения документа, которые предоставляют Курдистану фактическую самостоятельность. Шииты же, со своей стороны, не собираются отказываться от реализации идеи создания в Ираке централизованного государства. Все это предопределяет дальнейшее обострение политической борьбы в стране.

Принятие временной конституции в Ираке получило широкую международную поддержку, в т. ч. в арабском мире. Иран приветствовал подписание «Закона», указав одновременно на необходимость скорейшего проведения в стране свободных выборов, прекращения иностранной оккупации и передачи всей полноты власти иракцам. Позитивно оценил подписание документа МИД России. В тоже время Турция выразила свою обеспокоенность в связи с подписание временной конституции, заявив, что ее текст вызывает опасения у Анкары по поводу стабильности в регионе, а сам документ «не может установить постоянный мир в Ираке, а лишь приведет к долговременному этапу замешательства и нестабильности».

После подписания «Закона» политическая борьба в Ираке концентрируется вокруг вопросов, связанных с формированием будущего временного правительства, к которому после 30 июня с. г. должна перейти вся полнота власти в стране. Каждая из видных политических групп стремится заполучить в правительстве как можно больше постов. Причем наибольшее соперничество идет за обладание ключевыми министерствами силового и экономического блоков. До настоящего времени иракские политики так и не смогли договориться о конкретном плане создания правительства и механизме передачи ему всей полноты власти.

ВКА и ВУСИ в деле подготовки передачи власти временному правительству и проведении в последующем всеобщих выборов в высший законодательный орган страны во многом рассчитывают на содействие со стороны ООН. В Багдад в конце марта уже прибыла группа экспертов, призванная помочь в организации и проведении выборов. Вслед за ней должна отправиться «группа по политическим вопросам», которой предстоит принять участие в выработке механизма передачи власти от ВКА временному иракскому правительству.

Со своей стороны, аятолла Аль-Систани пригрозил бойкотировать работу экспертов ООН, если эта организация выскажется в поддержку временной конституции. Особое опасение шиитов вызывает возможное включение пункта о поддержке «Закона» в новую резолюции СБ ООН по Ираку.

Руководство Иракского Курдистана продолжало проводить курс на упрочение самостоятельности территории автономии. Одновременно, не без содействия США, курды стремятся занять важные посты в центральных органах власти, прежде всего, в будущем военном ведомстве.

Лидер ДПК М. Барзани, политическое влияние которого имеет тенденцию к росту, заявил, что иракские курды заслужили больше, чем автономии в рамках федеративного государства. По сообщению турецкого радио, Барзани подчеркнул, что курдское руководство в Ираке не оставляет планов по созданию в будущем в регионе независимого курдского государства.

Шагом в этом направлении стало решение о введении в курдской автономии денежных знаков с символикой государства Курдистан. Курдские динары уже отчеканены в Швеции. Подобные действия являются явным нарушением временной конституции, которая относит монетарную и финансовую политику к прерогативе центрального правительства Ирака.

Вместе с тем курды не форсируют процесс суверенизации, понимая, что время для решающих шагов еще не пришло. Более того, курдское руководство пытается выступать под знаменем сторонников иракского единства. Так, в конце марта на территории автономии в Салах-эд-Дине прошла конференция по вопросам национального примирения, на которой М. Барзани и Дж. Талабани договорились о создании Совета национального примирения и призвали все этнические и религиозные общины Ирака к объединению.

В Ираке продолжаются мероприятия по дебаасизации. В марте министерство финансов наложило арест на движимое и недвижимое имущество С. Хусейна, его семьи и трех тысяч ведущих политических деятелей свергнутого режима. В тоже время негативной стороной процесса дебаасизации стало то, что различные государственные учреждения, учебные и медицинские заведения, другие организации превратились в арену сведения счетов между бывшими членами партии Баас и представителями ныне действующих политических партий. А это создает в стране дополнительную напряженность.

Значительные трудности продолжает испытывать иракская экономика, хотя за год, прошедший после войны, удалось добиться некоторых несомненных успехов. Вместе с тем, по данным опросов, лишь 6,4% иракцев считают, что экономическая ситуация в Ираке за этот период улучшилась.

Страна сейчас получает на треть меньше питьевой воды, чем при прежней власти, а темпы восстановления системы водоснабжения остаются медленными. Несмотря на значительный рост производства электроэнергии, продолжаются перебои в энергоснабжении. Имеются трудности в снабжении топливом и продовольствием.

В марте глава ВКА П. Бремер издал закон об учреждении Центрального банка Ирака, который будет представлять финансовые интересы государства и осуществлять контроль за деятельностью коммерческих банков и структур.

После длительного перерыва в марте был введен в строй северный экспортный нефтепровод Киркук – Джейхан и в турецком порту первые танкеры были заполнены иракской нефтью.

Всего за послевоенный период Ирак поставил на мировой рынок сырой нефти на сумму 6,89 млрд долларов. Средства от ее экспорта перечисляются в Фонд восстановления Ирака. По прогнозам, уже в самое ближайшее время страна будет поставлять на мировой рынок более 2 млн баррелей сырой нефти в сутки.

Сложной сохраняется ситуация в социальной сфере. Одна из наиболее острых проблем здесь – безработица. По официальным данным, она составляет 28% полностью и 21,6% частично не занятых. По оценкам независимых экспертов эта цифра колеблется от 30 до 70% от общей численности трудоспособного населения. Периодически в различных районах Ирака имеют место спонтанные протестные волнения безработных. В стране после войны появилось огромное число нищих, как взрослых, так и детей. 39% иракцев считает, что первоочередной задачей властей является обеспечение населения работой.

Система образования Ирака нуждается в многомиллиардных вложениях. Ее бюджет на 2004 года – 850 млн долларов – почти полностью пойдет на выплату зарплат, в то время как из 10500 школ лишь 2500 приведены в состояние, пригодное для нормального учебного процесса.

Значительные трудности имеются и в сфере здравоохранения, хотя здесь достигнуты заметные положительные сдвиги. В стране вновь открыты 240 больниц и 1200 клиник, в которых занято до 100 тыс. медработников. Проведена вакцинация трех миллионов детей. В тоже время высокие цены на лекарства и многие медицинские услуги не позволяют пользоваться ими значительному числу иракцев.

С 1 апреля с. г. полную самостоятельность в своей деятельности получили министерства образования, здравоохранения, общественных работ и водных ресурсов.

Объем работ по восстановлению экономки и социальной сферы Ирака огромен. На конференции арабских бизнесменов в Бахрейне член ВУСИ Ар-Рани представил возможным будущим инвесторам более 700 проектов в различных отраслях на сумму в 4 млрд долларов. Он также отметил, что в текущем году будет реализовано 726 проектов в 26 отраслях промышленности, медицины и здравоохранения. Общая же стоимость восстановления Ирака оценивается в сумму свыше 100 млрд долларов. На сегодняшний день страны–доноры согласились выделить на эти цели 33 млрд долларов, а США в общей сложности — 18,4 млрд долларов.

В целом внутриполитическая ситуация в Ираке остается очень сложной. Не снижается острота напряженности в отношениях между различными этническими и конфессиональными общинами. Раскол в иракском обществе имеет тенденцию к углублению. И все же, как показывают результаты опросов, значительное большинство иракцев (71-73%) с оптимизмом смотрит в будущее.

Во внешнеполитической области в марте для Ирака главным было развитие отношений с соседними государствами, дальнейшее укрепление международных позиций страны, получение зарубежного содействия в решении внутренних иракских проблем, списание части иракского долга. Во внешних связях приоритетное место продолжали занимать отношения с США.

Вашингтонская администрация склоняется к большему участию ООН в решении проблем Ирака. Вместе с тем, США весьма неохотно идут на то, чтобы поступиться частью своих обширных полномочий в пользу ооновских чиновников. Другими словами, американцы согласны, чтобы ООН помогала создавать новое иракское государство и заниматься гуманитарными вопросами, но только под общим руководством Вашингтона.

Соединенные Штаты и Великобритания готовят проект новой резолюции по Ираку, которая должна закрепить за ООН ведущую роль в контроле за процессом формирования временного иракского правительства и подготовкой к всеобщим выборам в 2005 году, в обеспечении соблюдения и укрепления демократии в стране. Одновременно в проект резолюции предполагается внести пункты о необходимости продления присутствия в Ираке войск коалиции и о возможной роли НАТО в деле обеспечения безопасности в стране.

Администрация США создает специальную группу советников для будущего иракского правительства.

Серьезную обеспокоенность у Вашингтона вызвало заявление будущего премьер-министра Испании Хосе Луиса Сапатеро о выводе испанского контингента (1300 чел.) из Ирака после 30 июня, если не будет принято решения ООН об иностранном военном присутствии в этой стране. Вместе с тем, другие государства, пославшие свои войска в Ирак, пока не заявили о своем намерении отозвать их.

О срочной необходимости узаконить процесс передачи власти в Ираке национальному правительству и усилении роли ООН в стране заявили Франция, Италия и другие страны ЕС. Одновременно Европейский Союз подчеркнул, что улучшение ситуации в области безопасности остается главным условием прогресса в деле восстановления Ирака.

Турецкое правительство выступает за сохранение «политического и географического единства» Ирака и решительно возражает против разделения страны по этническому или религиозному признаку, считая, что раскол Ирака подорвет стабильность в регионе. Серьезные разногласия существуют между США и Турцией по вопросу о статусе курдской автономии на севере Ирака.

Дальнейшее развитие получают ирано-иракские отношения. В марте в ходе визита в Тегеран главы ВУСИ Аль-Улюма стороны договорились о возобновлении действия Алжирского соглашения 1975 года по пограничным вопросам. По этому документу Ирак согласился на признание равных прав Ирана на реку Шатт-эль-Араб и прохождение границы по тальвегу этой реки. Осенью 1980 года С. Хусейн заявил о том, что соглашение утратило свою силу. Ирак и Иран также достигли договоренности о транзите иракской нефти через территорию ИРИ, для чего планируется построить новый нефтепровод до иранского порта Абадан.

В тоже время иранское руководство выражает свою озабоченность ситуацией, сложившейся в соседней стране. В Тегеране также было заявлено, что ИРИ надежно охраняет свои границы с Ираком и пресекает все попытки ее незаконного перехода.

Развитие и укрепление ирано-иракских отношений вызывает неудовольствие в Вашингтоне.

В марте министр иностранных дел Ирака Аз-Зебари посетил Сирию и Иорданию, где имел встречи с президентом Б. Асадом и королем Абдаллой II. Были достигнуты договоренности о расширении экономического сотрудничества с САР и Иорданией и укреплении взаимодействия в сфере безопасности.

Египет продолжал настаивать на возвращении Ираку суверенитета и выводе иностранных войск с его территории. В марте в Каире было объявлено о создании иракско-египетского делового совета, призванного обеспечить и облегчить участие египетских компаний в деле восстановления Ирака.

С целью привлечения инвестиций и увеличения арабской помощи ВУСИ продолжал организовывать в столицах арабских стран выставки инвестиционных проектов для восстановления Ирака. Подобные выставки прошли в ОАЭ, Бахрейне, Египте и Иордании.

В ходе визита главы ВУСИ Аль-Улюма в Токио проведены переговоры о получении дополнительной японской помощи Ираку. КНР заявила о готовности списать часть иракского долга, но при условии, если китайским фирмам будет предоставлена возможность на равных условиях участвовать в проектах по восстановлению Ирака.

Касаясь политики нашей страны по Ираку, министр иностранных дел РФ С. В. Лавров заявил: «В отношении Ирака наша позиция остается неизменной. Развитие событий осуществляется, как и предсказывало российское руководство. Мы убеждены, что, чем скорее все стороны, включая самих иракцев, согласятся на наделение ООН центральной ролью в процессе урегулирования, тем лучше будет как для Ирака, так и для всего региона. Разумеется, это может произойти лишь после завершения процесса оккупации. Когда это свершится и когда ООН с согласия иракского народа возьмет на себя координирующие функции по завершению политического процесса, это может дать очень важный толчок к решению проблем других частей региона Персидского залива и ближневосточного региона в целом»

Иракское руководство выступает за развитие экономического сотрудничества с Россией, в т. ч. в нефтяном секторе, но на условиях, отличных от тех, которые предусматривали соглашения с прежним режимом. В марте российская компания ЛУКОЙЛ и министерство нефти Ирака подписали в Багдаде меморандум о взаимопонимании. ЛУКОЙЛ также выиграл тендер на поставку в Ирак бензина и дизельного топлива.

Таким образом, военно-политическая обстановка в Ираке в марте 2004 года характеризовалась сложностью и напряженностью. Активизировались действия сил сопротивления и террористов. Ведущие политические силы страны не смогли преодолеть противоречия по вопросам формирования временного правительства и механизма передачи власти от ВКА к национальным органам. Сохраняются напряженность и взаимное недоверие в отношениях между различными национальностями и религиозными конфессиями. По мере приближения срока передачи власти иракскому временному правительству не исключено как дальнейшее усиление действий сил сопротивления и террористов, так и обострение противоборства между главными политическими силами страны, что будет способствовать росту напряженности и нестабильности в Ираке.

63.03MB | MySQL:102 | 0,488sec