О диверсификации поставщиков газа в Турецкую Республику

Невзирая на состоявшееся примирение между Российской Федерацией и Турецкой Республикой и последовавшее вслед за ним подписание и ратификацию межправительственного соглашения по проекту строительства газопровода «Турецкий поток», вопрос диверсификации поставок газа для турецкого руководства не утратил своей актуальности. Впрочем, даже сама по себе мысль о том, что вопросы долгосрочной энергетической безопасности страны могут быть отданы на откуп одному, пусть и привилегированному (по крайней мере, на настоящий момент) поставщику – пристала обывателям, но никак не профессионалам.

Обратим внимание на публикацию на сайте Фонда политических, экономических и социологических исследований (SETAV) под заголовком «5 вопросов: план «Б» на случай вероятного энергетического кризиса между Россией и Турцией», которая появилась сразу вслед за наступившим «самолетным кризисом» в двусторонних отношениях 24 ноября 2015 года. Сразу заметим, что это не какой-то уникальный в своем роде материал, поскольку вопросы диверсификации и ухода от газовой зависимости от России являются предметом обсуждения в стране на протяжении долгих лет. И подчеркнем, в этом нет «враждебного умысла» по отношению к «национальному достоянию» — только безопасность и «немного бизнеса». Под последним подразумевается диверсификация как фактор, укрепляющий позиции в ходе переговоров с российской стороной по скидке на газ.

Отметим, что по поставкам нефти в Турцию лидирует Ирак. В то время, как главным поставщиком в Турцию газа является  Россия с рыночной долей, по данным 2014 года, — около 55% (около 27 млрд куб. м). В то же время, после Германии Турция занимает второе место в ряду зарубежных партнеров-потребителей российского газа. Основываясь именно на этом обстоятельстве, а также на интересном для России транзитном положении Турции, турецкие эксперты в конце прошлого года в массе своей сходились на том, что «энергетическое орудие» России не произведет «залпа» по Турции. Но как бы то ни было, в декабре прошлого года Турция с Катаром подписали пакет из пятнадцати межгосударственных соглашений, в ряду которых были и договоренности по поставкам в Турцию катарского сжиженного природного газа.

Напомним, что в настоящее время Турция располагает одним терминалом по приему сжиженного газа, принадлежащего государственной трубопроводной компании «Боташ» (Marmara Eregli) мощностью в 6 млрд куб. м. Кроме того, второй терминал (плавучий), принадлежащий частному сектору, будет введен в эксплуатацию 23 декабря этого года – мощностью в 5 млрд куб. м. Итого, можно заметить, что по суммарной мощности два терминала будут «закрывать» потребности Турции в газе в объёме около 20%.

Одновременно отметим, что с точки зрения потенциала своих газовых хранилищ Турция пока заметно отстает от своих потребностей. Однако, в январе 2017 года будет наконец введено в строй газовое хранилище мощностью в 1,1 млрд куб. м в районе Соленого озера (Tuz Golu), разговоры о котором велись даже не одно десятилетие. В конце сентября месяца было подписано соглашение на строительство газохранилища мощностью в 4 млрд куб. м. Общая мощность будущих газовых хранилищ страны оценивается в настоящее время на уровне 14 млрд куб м, что составляет практически треть от текущего ежегодного уровня потребления топлива.

Одновременно, не стоит забывать о том, что реализация двумя сторонами проекта «Турецкий поток» отнюдь не означает того, что Турция отказалась от своего участия, как в качестве транзитера, так и потребителя, в альтернативных проектах, включая тот же TANAP, по которому Турция рассчитывает получать для собственных нужд около 6 млрд куб. м «голубого топлива».

18 декабря 2016 года Турецкая Республика и Государство Катар в ходе встречи в черноморском городе Трабзон между эмиром Тамимом и президентом Р.Т.Эрдоганом подписали ряд соглашений по торгово-экономическому сотрудничеству, а также — планов, программ и «дорожных карт». Особняком в них стоял вопрос развития сотрудничества в сфере поставок природного газа из Катара в Турцию (рамочное соглашение было подписано в прошлом году). Перед встречей декларировалось, что будет подписано 14 соглашений, однако, по её итогам пресс-релизы оказались на редкость скупыми и по сути фиксировали, что встреча состоялась и она прошла успешно.

Невзирая на то, что подробности турецко-катарских договоренностей станут известны позже, можно отметить следующее:

  1. Турция наращивает свою инфраструктуру для приема и хранения сжиженного природного газа.
  2. Турция ведет активную энергетическую политику по диверсификации источников поставки газа в страну. Важное место в этих планах отводится Государству Катар, при этом не только в качестве поставщика газа, но и инвестора в соответствующую (стоимостью в миллиарды долларов) инфраструктуру.

Очевидно, что Турция укрепляет свои переговорные позиции с целью получения для себя наибольших преференций в ходе переговоров в «Газпромом» по цене на газ. Очевидно, что смена руководящего состава в компании Akfel — одного из крупнейших потребителей российского газа в Турции – в рамках введенного в стране режима чрезвычайного положения, который многие отечественные СМИ окрестили «национализацией», также может рассматриваться в качестве аспекта газовой игры Турции, хотя и имеет более сложную природу «спора двух хозяйствующих субъектов» (причем, продолжающегося довольно долго, с момента размежевания между президентом Р.Т.Эрдоганом и беглым проповедником Ф.Гюленом).

52.21MB | MySQL:103 | 0,596sec