Об углублении социально-экономического кризиса в Алжире

Несмотря на стабилизацию (и даже небольшой рост) стоимости нефти на мировом рынке, социально-экономическая ситуация в АНДР продолжает ухудшаться. Дело в том, что цены на «черное золото» не выросли до уровня 85 долларов за баррель (именно при таких расценках Алжир достигал до начала текущего кризиса баланса между доходами и расходами). При сохранении их ниже этой отметки экономические проблемы страны начинают заметно нарастать.

Так, в результате снижения доходов от экспорта нефти отмечается серьезное увеличение дефицита торгового баланса. Если за первые одиннадцать месяцев 2015 года он составил 15.39 млрд долларов, то за аналогичный период 2016 года он увеличился на 11.76 процентов и достиг 17.2 млрд долларов.

Примечательно, что это происходит, несмотря на меры жесткой экономии, объявленных алжирским правительством, в том числе направленных на уменьшение импорта из других стран.

По данным Национального центра информатики и статистики (CNIS), вопреки ожиданиям властей, стремившимся снизить его как минимум на 20 процентов, он уменьшился лишь на 9.85 процентов, составив 42.7 млрд долларов против показателей 2015 года (47.45 млрд долларов или минус 4.67 млрд долларов).

Примечательно, что алжирскому правящему режиму не удается снизить имеющийся разрыв между показателями экспорта и импорта. В частности, за 2016 год показатели первого снизились до 25.58 млрд долларов, тогда как в 2015 году они составляли 32.06 млрд долларов (минус 6.48 млрд долларов или 20.22 процентов).

Важно, что за прошедший год фактический разрыв между доходами от экспорта и расходами на импорт даже заметно увеличился. Если в 2015 году экспортные показатели перекрывали 68 процентов стоимости закупаемых товаров, то в 2016 г. они составляли лишь 60 процентов.

Подобное положение дел определяется отсутствием альтернативы уменьшившимся доходам от экспорта углеводородов и непринятием реальных мер по диверсификации экономики, которые бы могли способствовать восстановлению торгового баланса.

Так, например, экспорт углеводородов, составляющий 93.97 процента от общего объема поставляемых на мировой рынок алжирских товаров, дал в 2016 г. казне АНДР 24.03 млрд долларов по сравнению с 30.3 млрд долларов за аналогичный период 2015 года (снижение составило 6.26 млрд долларов или минус 20.66 процента).

При этом даже тот сравнительно незначительный объем не углеводородной продукции (6.03 процента), идущей на экспорт, также сократился, уменьшившись (до 1.54 млрд долларов с 1.76 млрд долларов менее чем за год или на 12.7 процента) от общих экспортных показателей.

При этом самым существенным в данном сегменте стало сокращение доходов от продуктов переработки нефти (до 1.12 млрд долларов в 2016 году по сравнению с 1.42 млрд долларов в 2015 году).

Важно отметить, что импорт продуктов питания сократился до 7.53 млрд долларов (против 8.49 млрд долларов в 2015 году), промышленного оборудования до 14.07 млрд долларов (против 15.62 млрд долларов в 2015 году), средств производства сельскохозяйственной продукции до 460 млн долларов (против 618 млн долларов в 2015 году), различных полуфабрикатов до 10.5 млрд долларов (против 11.03 млрд долларов в 2015 году), потребительских непродовольственных товары до 7.58 млрд долларов (по сравнению с 7.96 млрд долларов в 2015 году).

Следует заметить, что, скорее всего, данная динамика сохранится и в течение следующего года. С одной стороны, алжирским властям будет крайне сложно и далее сокращать иностранный импорт, поскольку они не в состоянии предложить своему населению замену основного объема привозных товаров, среди которых доминирует продукция (например, современное оборудование), необходимая для промышленного и сельскохозяйственного производства, от которых в обозримой перспективе отказаться будет практически невозможно.

Это значит, что при отсутствии диверсификации экспорта (обратный сценарий представляется невозможным в краткосрочной перспективе, поскольку до сих пор не было создано условий для выпуска в Алжире конкурентоспособной продукции на мировом рынке) лишь заметный подъем цен на нефть может подстегнуть восстановление торгового баланса и минимизировать последствия нынешнего кризиса.

А пока можно констатировать факт, что в нынешний момент это вряд ли возможно. Во-первых, в силу отсутствия реальных перспектив для резкого повышения стоимости углеводородов на мировом рынке; во-вторых, по причине пусть и небольшого, но все же снижения добычи «черного золота» в АНДР (согласно принятым обязательствам перед ОПЕК) и в-третьих, из-за ожиданий отказа нового президента США Дональда Трампа от привозной нефти и перехода строго на американские энергоресурсы.

И все это в целом является негативными факторами для оздоровления алжирской экономики.

Подобная ситуация, в свою очередь, лишь способствует дальнейшему ухудшению положения простых граждан АНДР в первую очередь из-за продолжающегося удорожания товаров и услуг.

В частности, торговцы ответили на это, видя уменьшение конкуренции товаров на алжирском рынке, увеличением их стоимости. Кроме того, они стремятся также компенсировать свои издержки и снижение доходов (в том числе из-за усиления налогового давления властей и увеличения стоимости полуфабрикатов для производства некоторых видов пищевой продукции) за счет рядовых алжирцев.

Так, по итогам года, по сравнению с показателями 2015 года, цены на некоторые продукты, например, кофе, рис, макароны, томатную пасту, чечевицу, орехи, чеснок, местные и импортные яблоки, бананы и яйца увеличились в диапазоне от трех до 65 процентов.

Надо отметить, что это наблюдается в условиях общего снижения доходов населения по причине довольно высокой (более 10 процентов в год) инфляции и снижения среднего уровня зарплаты в стране.

Разумеется, это вызывает большое беспокойство рядовых граждан.

Между тем, в заявлении, опубликованном Национальной ассоциацией торговцев и ремесленников (ANCA), ответственность за подобную ситуацию возлагается, главным образом, на самих торговцев.

В частности, председатель данной организации Эль Хадж Тахар Буленур утверждает следующее: «Есть группа импортеров, преувеличивающих масштабы воздействия Закона о бюджете 2017 года на их бизнес (в результате принятия которого с 2017 года их издержки должны заметно увеличиться – ред.) и очень высокой инфляции. Их целью является подтолкнуть ажиотаж среди покупателей в ожидании роста цен, чтобы они потратили свои сбережения. Не случайно, что они заблаговременно заготовили большие резервы продукции.

Он также напоминает, что с целью недопущения роста стоимости продовольственных товаров первой необходимости они субсидируются властями и в том числе по этой причине их повышение стоимости коснуться не должно.

Между тем, исходя из вышеизложенного, социально-экономическое положение в стране продолжает ухудшаться и к этому имеют прямое отношение действия властей, которые в стремлении уменьшить вывоз из страны капиталов искусственно сокращают конкуренцию между производителями и создают благоприятную обстановку для развития спекуляции и дальнейшего обнищания все большего числа алжирцев.

62.83MB | MySQL:102 | 0,541sec