Роль экономического фактора в досрочных выборах в Израиле.

Сегодня, когда уже два с половиной года в Израиле повсюду гремят взрывы, унося в могилу десятки мирных граждан, уверенная победа блока «Ликуд» и его лидера Ариеля Шарона на досрочных выборах, прошедших 28 января 2003г., кажется абсолютно логичной. Ведь именно с программой этого блока и лично с Ариелем Шароном ассоциируются у многих израильтян понятия: «стабильность», «надёжность», «безопасность». Но г-н Шарон пришёл к власти в стране в начале 2001г., до конца его каденции оставалось ещё практически половина срока. Большую часть своей каденции Шарон руководил правительством национального единства, что стратегически очень важно для страны, фактически находящейся в состоянии войны. Что же привело его к необходимости назначить досрочные выборы?

Для того чтобы лучше разобраться в проблеме, вернёмся в май 2002г. Уже тогда у Шарона начались проблемы с коалицией. Тогда правительство проголосовало за принятие «чрезвычайной экономической программы», разработанной Министерством финансов. Партия ШАС настаивала на внесении изменений в эту программу, грозя в противном случае выйти из правительства национального единства. Не вдаваясь в подробности чрезвычайной программы, стоит сказать, что она предполагала, в частности, сокращение бюджетов различных министерств и правительственных организаций. Это-то и не устраивало партию ШАС. Уже тогда в прессе появились высказывания о предполагаемых досрочных выборах. Но Ариель Шарон опроверг публиковавшиеся в печатных изданиях предположения о проведении таких выборов. «Устроить сейчас досрочные выборы – значит поступить в высшей степени безответственно», – сказал Шарон[1].

Летом продолжается разработка министерством финансов государственного бюджета на 2003г. Уже на стадии разработки у политиков возникают разногласия по некоторым статьям бюджета. К середине августа обстановка накаляется: выступая на совещании министров от блока «Ликуд», Шарон заявил, и к тому времени уже не в первый раз, что в том случае, если в конце октября кнессет проголосует при первом чтении против бюджета, то он объявит досрочные выборы. Шарон сказал также, что председатель «Аводы» Бен-Элиэзер выразил готовность продолжить сотрудничество в составе правительства национального единства даже в том случае, если состоятся досрочные выборы[2]. Оставалось ещё два с половиной месяца до первого чтения бюджета в кнессете.

С наступлением осени события развивались всё более драматично. 30 октября 2002г. прошло голосование по бюджету в первом чтении. Бюджет был принят. 1ноября все министры от партии Труда подали в отставку. Причиной отставки послужила статья бюджета, говорящая о предоставлении $148 миллионов поселениям Западного берега реки Иордан и сектора Газа. Эта сумма составляет 0,3% расходной части бюджета. Партия Труда, выступающая за демонтаж этих поселений, не могла согласиться с такими расходами на них, в то время как из-за общего кризиса в экономике всё больше страдают наиболее бедные слои населения. Шарон пытался найти компромисс с министрами партии Труда, но, как уже писала Хаарец «компромисс приведёт только к тому, что министры от «Аводы» останутся в своих креслах ещё месяц или два»[3]. Представители партии Труда говорили, что они в принципе не против различных сокращений бюджета, но им сложно смириться с тем, что жители страны привыкли к тому, что государство вкладывает большие деньги в их образование, социальную защиту, а люди в поселениях получают во много раз больше, даже после всех сокращений. Сокращения же, по их мнению, больше всего затрагивают наиболее бедные слои населения страны.

Тут сразу возникает несколько проблем: во-первых, представители руководства поселений заявляют, что они не получают больше денег чем какие-либо другие жители страны, так, например, Рон Нахман – мэр Ариэля, сообщил, что его поселение получило в 2001г. 3,100 шекелей на душу населения, в то время как город Маалот, находящийся в самом Израиле, получил от государства 3,450 шекелей на человека в том же году. Во-вторых, как говорят эксперты, дополнительные деньги выделяются правительством не на жизнь в самих поселениях, а на меры по поддержанию безопасности в них и их окрестностях. В третьих, необходимо отметить, что в кризисные периоды всегда наиболее сильно сказываются отрицательные черты системы. Так происходит и в Израиле. Несмотря на либеральные реформы, начавшиеся в 90-х годах, израильские расходы на общественный сектор, составлявшие на сентябрь 2001г. 54,5% ВВП, являются наиболее высокими среди развитых стран Азии, Западной Европы, обеих Америк. Если бы правительственный контроль над ресурсами был ключом к достижению большого экономического роста, в Израиле наблюдался бы наибольший рост в Западном мире. Израильские бюджетные чиновники не могут понять, что экономический подъём является результатом экономической деятельности частных предпринимателей и фирм. В израильском обществе существует представление, что экономический рост зависит от действий правительства[4]. Именно в связи с таким перекосом расходы на социальное обеспечение легли тяжёлой ношей на плечи правительства. Эти расходы достигли в период с  января по ноябрь 2001г. 72,6 миллиардов шекелей, что составляет 43,2% бюджета страны.

Рост расходов на социальное обеспечение является результатом действия различных факторов:

Необходимость поддерживать беднейшие слои населения в связи с увеличивающейся пропастью между бедными и богатыми. Среднемесячный доход верхней десятки равен 37,512 шекелей, в то время как беднейшей десятки – 3,126 шекелей.

Вхождение в силу закона о больших семьях и 3-х законов Негева, общая стоимость которых равна 1,5 миллиардам шекелей.

Быстрое увеличение уровня безработицы.

Очевидно, что увеличение уровня безработицы и увеличение разрыва между богатыми и бедными – результат кризисного состояния экономики. В условиях напряжённого положения с финансами государству всё же приходится взваливать на себя дополнительные расходы на социальные нужды. Такое положение дел только усиливает рецессию.

Целью данной статьи не является выяснение того, кто в данной ситуации прав, а кто виноват. Тут важно просто отметить, что если лидеры партии Труда хотели сохранить своих избирателей, то они обязаны были стоять на своей позиции в сложившейся непростой экономической ситуации.

Итак, после того, как министры из партии «Авода» вышли из коалиции, Шарону потребовалось найти им замену. На пост министра иностранных дел вместо Шимона Переса Ариель Шарон пригласил экс премьер-министра Беньямина Нетаниягу. Тот тоже выдвинул Шарону ряд требований скорее экономического плана. Нетаниягу объяснил премьер-министру, что он продолжает настаивать на своем основном требовании, и его позиция не изменилась за те два года, что он отказался от поста главы правительства. В то время Нетаниягу заявлял, что невозможно спасти экономику и обеспечить рост производства без новых выборов. «Ликуд» тогда мог бы набрать достаточно мандатов для формирования устойчивого правительства, не зависимого от коалиционных игр, что и позволило бы проводить целенаправленную экономическую политику. Нетаниягу также дал понять, что он видит свою роль министра иностранных дел не только и не столько в решении проблем безопасности Израиля и отстаивания позиции Израиля в иракском кризисе, сколько в выведении страны из экономической пропасти[5].

Экономическое положение страны на тот момент действительно было тяжёлым. Банк Израиля опубликовал весьма печальные цифры, подтверждающие оценки, данные израильской экономике бывшим премьер-министром. Уровень безработицы превысил 12%, уровень потребления на душу населения упал на 1.6%, и продолжается снижение уровня жизни населения. Остаток иностранной валюты сократился до 430 миллионов долларов из-за того, что правительство уменьшило валютные вложения в Банк Израиля, а банки забирают свои валютные вклады.

Руководители мировых рейтинговых агентств также обуславливают сохранение кредитного рейтинга Израиля способностью правительства наладить фискальную дисциплину, сократить расходы, не поддаваясь на лоббирование, провести приватизацию, оживить рынок труда. Все эти условия ставил перед главой правительства Нетаниягу[6]. Тогда же один из важных сотрудников Нетаниягу Гиль Самсонов заявил, что нынешняя предвыборная кампания впервые за 30 лет будет концентрироваться только на экономике.

Это, конечно, не совсем так – проблема с безопасностью по-прежнему остаётся одной из центральных в израильском обществе. Также стоит сказать, что, судя по опросам общественного мнения, проведённым в ноябре, многие израильтяне понимают, что некоторые причины падения экономики страны внешние, такие как интифада, мировой застой в торговле и падение рынка высоких технологий. Вряд ли правительство, какое бы оно ни было, сможет как-то улучшить ситуацию[7].

Всё же не стоит недооценивать роль экономического фактора в состоявшихся выборах. Если даже принять во внимание, что для профессиональных политиков лозунги о решении экономических проблем – политическая игра, то следует задаться вопросом, почему же именно лозунги такого рода написаны на их знамёнах? Очевидно, что требования, озвученные политиками разного толка, следовали из требований непосредственно электората, иначе ведь не было бы смысла их использовать – они бы не принесли голосов на выборах. Этому есть ряд доказательств: так, например, Офра Зейдман – глава Международного фонда сефардского образования, неполитической организации, занимающейся развитием лидерских навыков у молодёжи, полагает, что сейчас важно донести до каждого израильтянина, что его финансовая безопасность ни чуть не менее важна, чем военная. К ней присоединяется Талия Ливни – президент женской организации Наамат, занимающейся социальными вопросами. В ноябре 2002г. она заявила, что будущие выборы должны сконцентрироваться на решении проблем экономики, потому что и проблему интифады, и иракский кризис можно успешно решить только в случае, если Израиль будет сильным обществом с достаточно стабильной экономикой[8]. На наш взгляд, такая позиция организаций, представляющих различные слои израильского общества говорит о том, что для многих израильтян на сегодняшний день проблема экономического состояния страны  видится как минимум не менее важной, чем проблема прекращения интифады.

Для более глубокого анализа сложившейся в Израиле экономической ситуации и сути предвыборных баталий, необходимо понять те стратегические позиции, из которых исходило Министерство финансов, готовя главный финансовый документ страны на 2003г. Так как Израиль глубоко интегрирован в мировое хозяйство, он сильно пострадал от всеобщего спада в торговле и падения рынка высоких технологий. Кроме этого, Израиль сейчас находится фактически в состоянии войны – это сильно подтачивает экономику страны. Доходы от налогов сократились на 15 миллиардов шекелей. Целые отрасли хозяйства, такие как туризм, индустрия развлечений,  находятся в состоянии глубочайшего спада. Растёт безработица. Из-за того, что 20% бюджета тратится на военные расходы, увеличивается дефицит бюджета. Чтобы хоть как-то сдержать этот процесс, приходится сокращать бюджеты различных министерств и ведомств. Но, как было сказано в речи по представлению бюджета перед парламентариями министром финансов Сильваном Шаломом, первой и основной целью планирования бюджета было стабилизировать экономику. Поскольку, несмотря на все либеральные изменения, экономика Израиля ещё не отвечает нормам современного мира, была разработана серия реформ и структурных изменений, чтобы подготовить её к быстрому старту в тот момент, когда мировая экономика вновь полностью восстановится.

Первое, чего будет касаться реформа, – это рынок труда. Из-за большого притока иностранных рабочих в страну, израильтяне не могут найти себе работу, так как труд иностранцев дешевле. Причём получается так, что замена происходит именно в самых слабых отраслях. Правительством будут выделены деньги на организацию более жёсткого контроля за притоком иностранных рабочих. С другой стороны, правительство разработало ряд программ, направленных на стимулирование активности в поиске и получении работы у нынешних израильских безработных[9]. Такая социальная программа должна вполне удовлетворять представителей левых партий. Кроме того пункта, в котором говорится об урезании пособий по безработице.

Исходя из того, что на периферии работу найти сложнее, чем в центре страны, правительство решило увеличить на 20 % статью бюджета, связанную с расходами на инфраструктуру. Также уделяется внимание таким проектам, как станция по опреснению воды, узкоколейная железная дорога вокруг Иерусалима, создание такой же дороги вокруг Тель-Авива, строительство новых дорог.

Важно отметить, что с целью улучшения экономического состояния страны, правительством предложено урезать бюджет военного министерства. Не думаю, чтобы эта мера была популярна. Но она очень показательна с точки зрения изменения приоритетов развития на макроуровне.

В 2003г. также должна вступить в силу налоговая реформа, которая, если говорить в общих чертах, вводит налог на прибыль с капитала, но сокращает налоги с труда – эта реформа призвана показать заинтересованность правительства в развитии бизнес сектора экономики. Считается, что располагаемый доход наёмных работников увеличится на 2 — 4%. — это важная веха на пути реформации налоговой системы[10].

Как вложения в инфраструктуру, так и реформирование налоговой системы вызывают критику у социально ориентированных политиков и экономистов. На их взгляд, невозможно так тратить деньги, при этом урезая некоторые социальные льготы, в частности пособия по безработице. Мне же видится в этих реформах далеко идущий план модернизации и дальнейшей либерализации израильской экономики, который, при успешном его исполнении, выведет Израиль в долгосрочном периоде на качественно другой уровень экономического развития.

Да, проблемы безопасности остаются по-прежнему важными, да, эти проблемы определяют во многом выбор израильтян на сегодняшний день. Но все предвыборные дебаты, требования сторон показали, что экономика выходит на первый план и в политической, и в общественной жизни современного Израиля. Видимо, израильтяне не хотят больше ощущать себя только солдатами — для них важен их уровень благосостояния и положение их страны в мировом хозяйстве.

[1] Приводится по: «Шарон не хочет досрочных выборов» 27 мая 2002г. статья на интернет сайте 7-го канала www.sedmoykanal.org

[2] Приводится по: «Шарон повторил свою угрозу назначить досрочные выборы» 18 августа 2002г. статья на интернет сайте 7-го канала www.sedmoykanal.org.

[3] Приводится по «Unity government falls» 1 ноября 2002г., статья Стюарта Айна в интернет издании www.thejewishweek.com

[4] IASPS paper “Government is the Problem! — Government is the Solution?” 14.09.01, www.iasps.org.il.

[5] Приведено по: Gil Hoffman “Sharon Rejects Netanyahu Demand For Early Elections”, November the 4th 2002,   The Jerusalem Post.

[6] Приведено по: «Нетаниягу согласился стать министром иностранных дел», 3 ноября 2002г. статья на интернет сайте 7-го канала www.sedmoykanal.org.

[7] Приведено по: Michele Chabin ”As Economy Falls, Israelis Suffering”, November the 15th,2002, www.thejewishweek.com.

[8] Там же.

[9] “State Budget Proposal For 2003”, Remarks by Vice Premier and Minister of Finance Silvan Shalom to the Fifteenth Knesset, www.mof.gov.il.

[10] Там же.

 

62.89MB | MySQL:102 | 0,603sec