О причинах нарастания террористической исламистской активности в Мьянме

Эксперты отмечают рост террористической исламистской активности новой джихадистской группировки «Харакат аль-Якин» в Мьянме. Эпицентр ее боевой активности расположен рядом с границей с Бангладеш и заселен этнической народностью рохинджа, которая исповедует ислам. Регион является одним из самых депрессивных в стране, и несколько тысяч человек из штата Рэхайна уже перебралось на постоянное жительство в соседнюю Бангладеш. Причем не вглубь страны, а осели на границе с Мьянмой. Мы отмечаем этот факт потому, что подобная дислокация населения создает оптимальные условия для материально-технического снабжения повстанческого движения в самой Мьянме и использования поселений рохинджа в Бангладеш для создания исламистами своих тыловых баз. Такая ситуация делает эти базы недосягаемыми для армии Мьянмы в силу возможных осложнений с правительством Бангладеш. Отметим также, что политика военных в Мьянме, которая была сознательно направлена на маргинализацию региона и выдавливание таким образом чуждого мусульманского  населения в Бангладеш, сыграли с ними злую шутку. В результате они получили не только вооруженное исламистское повстанческое движение, но и очень устойчивый канал его поддержки и снабжения. Политика выдавливания мусульманского населения была связана с тем, что ряд лидеров титульной нации и этносов Мьянмы требовали этого от военных, мотивируя это тем, что рохинджа не являются отдельным этносом, а бенгальцами. И в этой связи, а также с учетом своего вероисповедания они угрожают буддистским ценностям в Мьянме. При этом речь идет о полном игнорировании прав рохинджа, а государственный секретарь Мьянмы Аунг Сан Су Куй даже обратилась к представителям международного сообщества и дипломатам с просьбой избегать в официальной риторике и переписке термина «рохинджа», дабы не возбуждать этим страсти в самой Мьянме и не провоцировать массовые волнения. Кроме того, такая политика в результате привела к тому, что тема «геноцида мусульман» в Мьянме стала очень весомым поводом оказания дипломатического и политического давления на власти страны как со стороны Запада, так и государств Аравийского полуострова. Туда, кстати, перебралось несколько десятков представителей мусульманской общины рохинджа, где они пользуются покровительством местных властей. Но более всего Мьянму волнует реакция на события в регионе более близких соседей. В частности, недавно премьер-министр Малайзии Наджиб Разак открыто призвал членов АСЕАН к организации вооруженной интервенции в Мьянму с целью «защиты угнетаемых мусульман», ситуацию с которыми он охарактеризовал, как «геноцид». Одновременно ряд местных джихадистских групп и «Исламское государство» (ИГ, запрещено в России) уже объявили о том, что они начнут оказывать материальную и военную поддержку повстанцам из «Харакат аль-Якин». По данным ряда экспертов, эта угроза пока не материализовалась, но руководство стран-членов АСЕАН уже восприняло эту ситуацию очень тревожно. На прошлой неделе столицу Мьянмы Янгун посетило сразу три министра иностранных дел стран АСЕАН с целью обсуждения со своим местным коллегой тему мусульманского меньшинства и оказания местному населению необходимой гуманитарной помощи. Одновременно была достигнута договоренность о посещении данного региона группой международных журналистов с целью «описания объективной картины происходящего».

Эксперты в данном случае отмечают, что возникновение нового исламистского движения «Харакат аль-Якин» скорее всего является целенаправленной политикой руководства двух уже существующих светских организаций сепаратистов рохинджа: «Патриотический фронт рохинджа» (ПФР) и «Организация солидарности с рохинджа» (ОСР, которая имеет свою боевую организацию. Они появились на волне получения Бангладеш своей независимости в 70-х годах и в принципе всегда считались проводниками идеи создания «Великой Бенгалии». На сегодня основной задачей ОСР является позиционирование темы рохингия на светском поле и международных площадках, что препятствует какому-либо активному участию в резонансных вооруженных акциях. И в этой связи, дабы отделить одно от другого, и появилась внешне независимая «Харакат аль-Якин», которую часть экспертов считает еще одним «военным крылом» ОСР. По крайней мере, в ее рядах отмечено присутствие инструкторов ОСР, которые ранее проходили тренировки в военных лагерях талибов и воевали в Афганистане. Одновременно джихадистская идеология новой группы дает ей возможность получать поддержку от радикальных исламистских организаций из-за рубежом, что ОСР себе позволить не может в силу репутационных рисков. 15 декабря с.г. Международная кризисная группа выпустила специальный доклад по мониторингу действий этой новой джихадистской группы. В октябре и ноябре с.г. группа осуществила ряд атак на силовиков Мьянмы. В атаках участвовало несколько сотен боевиков, в результате чего было захвачено несколько складов с оружием и боеприпасами, а также убито 17 солдат. Поначалу власти обвинили в организации нападения ОСР, но затем ответственность на себя взяла «Харакат аль-Якин». После этого военные Мянмы начали против боевиков группировки широкомасштабную кампанию, которая имеет условное обозначение как «Четыре разрыва». Имеется в виду «разрыв» доставки питания, финансовых средств, рекрутирования новых членов и разведывательных возможностей противника. В рамках этих операций широко используются боевые вертолеты, которые наносят удары по деревням местного мусульманского населения. Отметим также, что группа избегает в своей риторике обобщенных джихадистских лозунгов, максимально приближая их к требованием собственно своего этноса. Это, прежде всего, предоставление рахинджа равных прав с остальными этническими группами в стране. Организация имеет широкую поддержку в колониях рахинджа за рубежом. И прежде всего в КСА, что дает все основания полагать, что саудовские спецслужбы  курируют эту структуру. По крайней мере, 20 опытных обстрелянных ветеранов горячих точек — этнических рахинджа недавно тайно переехали из КСА в Мьянму для того, чтобы обучать соплеменников искусству партизанской войны и организации городской партизанской войны. Эксперты также убеждены и в том, что Эр-Рияд тайно спонсирует «Характ аль-Якин». Духовным отцом группировки является получивший в КСА религиозное образование клерикал Зайбур Рахман. При посредничестве саудовских спецслужб и разведки ОСР группировка установила тесные контакты с пакистанской группировкой «Лашкар е-Тойба». Это свидетельствует уже об интересе пакистанских спецслужб к «Харакат аль-Якин» Тем более, что несколько десятков боевиков группировки сейчас проходят тренинг в Пакистане в одном из лагерей талибов.

Эксперты также очень скептически относятся к перспективе полного разгрома группировки. Правящая в Мьянме Национальная лига за демократию не сможет игнорировать общий настрой буддистского населения, среди которых очень популярно мнение о том, что в стране должны жить только представители этой конфессии. Присутствие мусульман и христиан де угрожает «национальной и религиозной идентичности». Это объективно лимитирует средства для подавления исламистов исключительно военными методами, что не принесет большого успеха в силу массовой поддержки этой группы со стороны местного населения и наличия тыловых баз в соседней Бангладеш. Важен и фактор международной поддержки и спонсирования «Харакат аль-Якин» со стороны спецслужб КСА и Пакистана. И наконец, силы правительственной армии вынуждены действовать на несколько фронтов, поскольку в Мьянме действует несколько крупных этнических партизанских движений в разных частях страны.

52.26MB | MySQL:103 | 0,499sec