Сотрудничество КНР и Пакистана в области создания бронетанковой техники

Совместные работы пакистанских и китайских специалистов в области бронетехники начались еще в 80-е гг. прошлого столетия, когда на базе танка Тип-59Д китайские инженеры создали основной боевой танк (ОБТ) Тип-85IIАР, а  затем с учетом пожеланий пакистанских военных была проведена модернизация. В результате комплекса работ был создан ОБТ Тип 90-2М, который в Пакистане в 1988 г. получил официальное наименование «Аль-Халид».

Современная модификация ОБТ «Аль-Халид 2» СВ ВС Пакистана разработана совместными усилиями пакистанских конструкторов компании Heavy Industries Taxila (HIT) и инженеров крупнейшего производителя вооружений, военной и специальной техники в КНР – «Китайской северной промышленной группы компаний» (также известна как корпорация НОРИНКО). Следует отметить, что в КНР данный танк получил экспортное обозначение МВТ-2000 (производственный индекс VT-1A). Известно, что на предприятии HIT на постоянной основе работают около 50 китайских инженеров и конструкторов, которые наблюдают за процессом обслуживания и ремонта танков, а также обсуждают направления дальнейшей модернизации.

По данным СМИ КНР ОБТ «Аль-Халид 2»/МВТ-2000 имеет следующие ТТХ:

длина (с орудием): 9,86 м;

длина (без орудия): 6,48 м;

ширина: 3,5 м;

высота: 2,37 м;

максимальная скорость движения по шоссе: 70 км/ч;

максимальная скорость движения по пересеченной местности: 45 км/ч;

максимальный запас хода: 400 км;

вес: 46 тонн;

экипаж: 3 человека.

Следует отметить, что габариты внутренних отсеков танка, а, соответственно, расположение приборов и механизмов управления были рассчитаны из среднего роста военнослужащего бронетанковых подразделений СВ ВС Пакистана – 170 см. С учетом жаркого климата в корпусе танка установлена дополнительная установка кондиционирования воздуха.

Танк оснащен гладкоствольным орудием ZPT-98 калибра 125-мм с длиной ствола 48 калибров. В механизированной укладке размещается 24 выстрела, а всего в танке можно разместить от 39 до 49 выстрелов. По оценкам китайских специалистов, при необходимости использования танка как средства организации «огневого вала» система управления огнем (СУО) позволяет безопасно вести непрерывный огонь с темпом 3 выстрела в минуту, однако максимальная скорострельность составляет 8 выстр./мин. В боекомплект «Аль-Халида 2» входят: бронебойные оперенные, бронебойно-фугасные и осколочно-фугасные снаряды. Кроме того, вероятно, китайские оружейники смогли освоить выпуск оперенных бронебойных снарядов с сердечниками из обедненного урана. По данным китайских источников, такие боеприпасы позволяют пробивать лист гомогенной брони толщиной 1000 м на расстоянии 1 км.

Известно, что СУО танка «Аль-Халид 2» обладает функцией автоматического сопровождения цели на дальности до 3990 м, тогда как лазерный дальномер третьего поколения позволяет определять дальность до цели в 9990 м.

По словам представителей ВС Пакистана, СУО танка «Аль-Халид 2» позволяет поражать движущиеся мишени на удалении 2500 м при собственной скорости танка в 40 км/ч. Точность поражения цели составляет 85%. Время ответной реакции СУО составляет 6 секунд. Подобные показатели стали возможны благодаря применению нового баллистического компьютера. Для наблюдения за обстановкой командир танка может воспользоваться не только основными прицелами (дневной, сумеречный, ночной, тепловизионный), но и отдельной оптической системой кругового обзора. Вся необходимая информация о состоянии танка, а также навигационная карта выведены на экран жидкокристаллического многофункционального дисплея.

По данным китайских источников, при создании СУО использованы  комплектующие немецкого, британского и французского производства – оптический и тепловизионный прицелы, лазерный дальномер и т.д.

Кроме того, танк оснащен зенитным пулеметом калибра 12,7 мм (боекомплект 500 патронов) и спаренным пулеметом калибра 7,62 мм (боекомплект 2000 патронов).

В отношении бронезащиты ОБТ «Аль-Халид 2» известно, что танк оснащен системой динамической защиты «Реакция-4», которая известна по таким танкам СВ НОАК, как Тип-96 и Тип-98. В лобовой проекции толщина брони башни составляет 600 мм, в боковой проекции 470 мм, задняя стенка башни имеет толщину 450 мм. Прорезиненная «юбка», прикрывающая борта танка и гусеничные траки, может быть легко заменена на модули динамической защиты. Для защиты от обнаружения или обстрела из противотанковых ракетных комплексов экипаж будет применять 16 пусковых установок для постановки дымовой завесы.

Известно, что в качестве силовой установки применен двухтактный турбодизельный двигатель с промежуточным охлаждением воздуха 6ТД-2 украинского производства (мощность 1200 л.с./895кВатт), который доказал свою надежность в суровых условиях климата и местности Пакистана. Данное обстоятельство важно по той причине, что двигатели немецкого производства, поставляемые для индийских танков «Арджун», достаточно быстро выходят из строя, что отрицательно влияет на боеготовность подразделений, оснащенных танками национального производства.

Известно, что ОБТ «Аль-Халид 2» комплектуется вспомогательной силовой установкой (ВСУ) мощностью 34,5кВатта, которая обеспечивает танк электропитанием и позволяет заряжать аккумуляторные батареи. Кроме того, ВСУ снижает тепловую заметность танка при нахождении в засаде или на стоянке.

По данным СМИ  КНР, для надежного функционирования двигателя и автоматической коробки переключения передач (АКПП) в суровых климатических условиях Пакистана китайские конструкторы установили по одному дополнительному вентилятору для охлаждения масляных радиаторов двигателя и АКПП. С целью снижения нагрузки на механика-водителя и улучшения условий для экипажа в подвеску танка были внедрены гидравлические гасители вибраций.

По информации спецслужб Великобритании, в 1998 г. ВС Пакистана провели испытания МВТ-2000 в суровых условиях пустыни на юге страны и по результатам высказали полное одобрение данному образцу бронетехники.

Стоимость одного ОБТ «Аль-Халид 2» составляет 10 млн долл. США, что очень привлекательно для покупателей из развивающихся стран, так как гораздо дешевле средней стоимости российского Т-90С и украинского Т-84 «Оплот», которая находится на уровне 20 млн долл. США за единицу. Для сравнения следует указать, что стоимость танков немецкого, французского и британского производства достигает уровня в 40 млн долл. США за единицу, американский М1А2 стоит уже 60 млн долл. США, а японский Тип-90 является самым дорогим танком в мире – 80 млн долл. США.

Очевидно, что при размере военного бюджета Пакистана в 4 млрд долл.  США официальный Исламабад не может позволить себе приобретать дорогостоящую и капризную технику западного производства, а также продолжать зависеть от проблем с поставками сменно-запасных частей для украинских танков Т-80УД.

Фактически именно успешная реализация программы создания ОБТ для СВ ВС Пакистана доказывает, что китайские специалисты в состоянии создавать конкурентоспособную продукцию в данном секторе ОПК. В подтверждении этому следует привести заключенный контракт на поставку 44 танков МВТ-2000 для СВ ВС Таиланда и контракт на поставку более современных МВТ-3000 (также известен под обозначением VT-4) для СВ ВС Ирака. Кроме того, интерес к приобретению танков в модификациях МВТ-2000/3000 высказывают такие страны, как Королевство Саудовская Аравия, Шри-Ланка, Бутан и др. Именно МВТ-2000/3000 будет составлять конкуренцию продукции российского ОПК в области бронетехники в странах Ближнего Востока, Юго-Восточной Азии, Латинской Америки и Африки.

62.84MB | MySQL:102 | 0,507sec