О зарубежной диаспоре Туниса

До получения независимости в 1956 году Тунис был страной, принимающей мигрантов. В конце XIX века здесь проживало около 80 тыс. итальянцев, а с начала XX века стало значительно увеличиваться количество французов. В 1950 году на территории страны проживало 350 тыс. иностранцев, в основном из Франции, Италии, несколько десятков тысяч человек из Ливии и Алжира. После обнаружения запасов нефти в Ливии и экономического роста ливийцы стали покидать Тунис и возвращаться на родину. Во время войны в Алжире 1954 – 1962 гг. около 200 тыс. алжирцев прибыли в Тунис в качестве беженцев, однако после стабилизации обстановки на своей родине около 90 % из них  вернулись обратно.

В течение десяти лет после обретения независимости страну покинули более 70 % иностранцев, в последующие годы постепенно переехали оставшиеся. В настоящее время число потомков европейских поселенцев оценивается в несколько тысяч человек.

Как и в случае Марокко, масштабная миграция в страны Старого Света началась в начале 1960-х годов. В 1963 правительство Туниса заключило соглашение о сотрудничестве в области трудовой миграции с Францией, в 1965 – с Германией, в 1969 – с Бельгией и в 1971 году – с Нидерландами. Главным направлением стала Франция. В 1967 году при Министерстве социальной политики Туниса создан департамент по эмиграции, целью которого стала организация вопросов, связанных с выездом за рубеж трудовых мигрантов. В начале 1970-х годов правительство определило целью достижение ежегодного потока трудовых мигрантов за рубеж в количестве 60 000 человек для снижения негативных социальных последствий от безработицы и оздоровления экономики за счет денежных переводов соотечественников, работающих за рубежом. Достижению этих целей значительно помешал экономический кризис в Западной Европе в первой половине 1970-х годов, но в то время около 25 тыс. тунисцев ежегодно мигрировали в страны Европы, главным образом во Францию и Германию. Тогда же начался процесс перемещения жителей африканской страны в Европу на постоянное жительство. Основными сферами их занятости были сельское хозяйство, строительство, промышленность. Вместе с тем, по оценкам тунисских экспертов, уже в 1970-х годах средний уровень квалификации тунисцев обогнал соответствующий показатель марокканских и даже португальских трудовых мигрантов. Это было в том числе  результатом государственной политики, направленной на предоставление более доступного образования гражданам в целях повышения социального статуса своих подданных, работающих в Европе. Однако через несколько десятилетий это даст обратный эффект: проблема большого количества безработных среди людей, имеющих высшее и среднее образование, указывается в числе одной из причин революционных событий 2011 года.

В европейские страны в рамках указанных программ так же направлялись специалисты из числа тунисских граждан для помощи своим соотечественникам в поиске работы и защиты их интересов. Помимо стимулирования трудовой миграции, правительство принимало усилия с целью обеспечения контроля за зарубежной диаспорой.

В 1970-х годах началась массовая миграция тунисцев в Ливию, что было обусловлено экономическим ростом в этой стране. По некоторым оценкам, в отдельные годы количество мигрантов в Джамахирию даже превышало аналогичный показатель в направлении Франции. С другой стороны, ливийские власти нередко использовали фактор наличия трудовых мигрантов на своей территории как инструмент политического влияния. Несмотря на наличие двустороннего соглашения о сотрудничестве в области трудовой миграции, подписанного в 1971 году, ливийские власти неоднократно осуществляли мероприятия по массовой высылке тунисцев со своей территории. В конце 1980-х годов отношения с Триполи улучшились, и в 1988 году передвижение между двумя странами стало осуществляться свободно. До событий 2011 года количество тунисцев, проживающих в Ливии, оценивалось в 95 тыс. человек. При этом на Ливию возлагались большие надежды как на источник работы для тунисских мигрантов: количество рабочих мест, которые страна была способна предоставить жителям Туниса в последующие годы, оценивалось от 200 тыс. до 500 тыс.

Однако после политического кризиса и последовавшей за этим войны в Ливии около 40 тыс. тунисцев покинули Джамахирию. Уже в 2012 году отмечалось, что 52% из них приняли решение остаться в Тунисе, 40% возвратились обратно в Ливию, остальные разъехались в Италию и некоторые иные европейские страны. В последующие годы тенденция к сокращению тунисцев в Ливии продолжилась, однако точные данные о количестве мигрантов, а так же об объемах  денежных переводов оттуда на 2016 год отсутствуют.

В 1980-х годах новым направлением стала Италия ввиду географической близости и процессов, происходящих в экономике этой страны. До 1990-го года между двумя странами действовал безвизовый режим. Широкое распространение здесь получила сезонная миграция в секторе сельского хозяйства, когда гражданин Туниса приезжал на несколько месяцев и потом отправлялся домой, живя оставшийся год на заработанные деньги. Впрочем, ужесточение миграционного законодательства в 1990-х годов кардинально не повлияло на этот процесс, так как спрос на рабочую силу диктовал свое, а одним из последствий этого стал рост нелегальной миграции.

В 1988 создана организация Office for Tunisians Abroad, занимающаяся поддержкой тунисцев за рубежом и иными связанными с этим вопросами. В аналогичных целях при поддержке правительства были запущены некоторые иные программы, в том числе вещание арабоязычных телеканалов для тунисцев за рубежом, курсы арабского языка для мигрантов второго поколения, культурные мероприятия и др.

Влиятельными организациями в мигрантской среде на европейском континенте являются так же Federation of Tunisian Citizens of the two Banks, Democratic , Association  of  Tunisians  of  France, Union  of  Tunisian  Immigrant  Workers. Все они созданы в дореволюционные годы.

Сегодня количество тунисцев, проживающих за рубежом, оценивается в 1,25 млн человек, или более 11 % от населения страны. Правда, из-за низкого качества статистических данных реальное число мигрантов, по некоторым предположениям, больше. Из них около 55 % проживают во Франции, 15 % в Италии, и 7 % в Германии. В  странах Аравийского полуострова проживает около 100 тыс. тунисцев.

Тенденцией стала миграция молодых тунисцев, имеющих высшее образование, но не способных найти работу дома, в европейские страны.

Относительно крупная община численностью около 16 тыс. человек проживает в США, в основном в Нью-Йорке и Калифорнии. Старейшей и наиболее влиятельной общественной организацией, поддерживающей тунисцев здесь, является Tunisian Community Center (TCC). Важное значение играет и общественная организация Tunisian American Young Professionals. Объемы поступлений в виде денежных переводов от работающих мигрантов из США оцениваются как 34 млн долл. США.

Еще около 20 тыс. тунисцев проживают на территории Канады, объемы денежных переводов от туда оцениваются в 33 млн долл. США.

Что касается объемов денежных переводов на родину, то они стабильно росли с 1970-х годов в количественных показателях, а в структуре ВВП колебались на уровне 3 – 5 %. В настоящий момент он оценивается как эквивалентный 2,347 млрд долл. США[i] (оценки по итогам 2015 года). По сравнению с 2010 годом эта сумма возросла более чем на 10 %, но с 2012 года серьезных изменений этого показателя нет. Главными источниками этих поступлений являются: Франция (1,381 млрд долл. США), Италия (381 млн долл. США), Германия (127 млн долл. США).

После революции 2011 года почти сразу был отмечен резкий рост нелегальной миграции, главным образом в Италию, что было воспринято в Европе как очень тревожный признак. Так, в течение первых трех месяцев 2011 года итальянскими пограничниками были задержаны 28 тыс. тунисцев при попытке добраться до берегов Италии. Для сравнения, в предыдущие годы количество задержанных за аналогичные попытки тунисцев за целый год составляло около 1 700 человек. В тот период одновременно отмечалось относительное снижение потока нелегальных мигрантов с марокканского и ливийского направлений.

С целью минимизации последствий этого явления в феврале 2011 года была начата операция Hermes, проводимая силами европейского пограничного агентства Frontex, а в апреле между Тунисом и Римом подписано двустороннее соглашение о сотрудничестве в области противодействия нелегальной миграции.

Уже в 2012 году количество задержанных тунисцев снизилось до 2 200 человек, а начиная с 2013 года показатель колеблется на уровне около 1 000 человек. Этому способствовала относительная стабилизация политической обстановки в стране, принятые властями меры по контролю за пограничными водами, помощь со стороны ЕС. Но главной причиной стала активизация маршрутов мигрантов с ливийского направления, которые стали использоваться жителями многих африканских стран, в том числе Туниса, уже с 2012 года. Поэтому, снижение миграционного потока из Туниса не стоит рассматривать как крупное достижение властей.

Революция 2011 года отмечена еще одной тенденцией – ростом общественных организаций и движений, в том числе в эмигрантской среде. Это привело к увеличению участия тунисских мигрантов во внутренней политике страны по сравнению с дореволюционными годами, когда данные процесс контролировался властями более жестко. При этом интересными являются факты появления после 2011 года общественных организаций несколько иного типа, а именно направленных на защиту нелегальных мигрантов, беженцев и просителей убежища, потерпевших бедствия и пропавших в море и членов их семей и т.д. К таковым относятся Tunisian Forum of Economic and Social Rights, Tunis Centre for Migration and Asylum, Association  of  Victim  Families  of  Clandestine Immigration, Archdiocese of Tunis[ii].

[i] http://www.usdexplorer.com/remittances-to-Tunisia/2010-to-2015/

[ii] Подробнее об общественных организациях см. http://www.migrationpolicycentre.eu/docs/MPC-RR-2013-04.pdf

62.83MB | MySQL:102 | 0,505sec