Будущее палестинского вопроса в ООН после вступления в должность нового генерального секретаря

1 января 2017 г. официально вступил в должность девятый генеральный секретарь Организации Объединенных Наций (ООН) А.Гутерриш. Обращаясь к международному сообществу с первым заявлением, новый ведущий представитель ООН отметил свою озабоченность продолжающимися конфликтами, призывая присоединиться к его усилиям и «дать новогоднюю клятву» двигаться по пути мирного разрешения противостояний. Как подчеркнул А.Гутерриш: «…давайте прекратим огонь на полях сражений и будем добиваться компромисса за столом переговоров в целях достижения политических решений… Мир должен быть нашей целью, нашей путеводной звездой. Все, что движет нашей единой человеческой семьёй, – надежды и стремление к достойной жизни, чаяния прогресса и благополучия – зависит от мира. А мир зависит от нас»[i]. Несмотря на то, что палестино-израильский конфликт перешел в разряд застарелых, непростая ситуация, сложившаяся в последние дни прошлого года из-за принятия Советом Безопасности (СБ) ООН резолюции № 2334 и последующей реакции на нее израильских властей, продемонстрировала, что сделанное заявление имеет непосредственное отношение и к этой группе ближневосточных противоречий. Впрочем, в отличие от главы европейской дипломатии Ф.Могерини, некогда заявившей, что разрешение палестино-израильского противостояния станет ее задачей в течение срока исполнения полномочий Верховного представителя ЕС по внешней политике и политике безопасности, А.Гутерриш предпочел выразиться менее однозначно. По тональности своего высказывания он приблизился, скорее, к рождественскому обращению Франциска I, в котором Папа Римский призвал стороны конфликта начать новую главу в своих отношениях.

Впрочем, столь сдержанный комментарий, обусловленный во многом позитивным настроем, связанным с вступлением в должность и новогодними праздниками, не дает Израилю возможности в полной мере надеяться на упрощение отношений с ООН, поскольку фигура А.Гутерриша является неоднозначной как в мировых СМИ, так и политических кругах страны. К примеру, до утверждения генеральным секретарем организации, воспринимающимся на международной арене в качестве ключевого дипломата и миротворца, он уже имел опыт работы в структуре ООН. С 2005 г. по 2015 г. А.Гутерриш занимал пост Верховного комиссара по делам беженцев, по мнению ряда журналистов и экспертов, отдавая при этом предпочтение позиции палестинской стороны. Во многом такая точка зрения на его работу была обусловлена свойственным ему разграничением между проблемой беженцев как таковой и вопросом палестинских беженцев, поскольку последним, по его мнению, фактически бежать некуда. Выступая в 2014 г. в Каире, А.Гутерриш сказал: «огромное впечатление на меня произвели палестинские беженцы в Сирии, вынужденные бежать во второй раз […] Никто не хочет быть беженцем. Но для людей в Газе нет иного варианта»[ii].

Склонность рассматривать международные конфликты через призму последствий для мирного населения заметна и сейчас. К примеру, в упоминавшемся выше обращении новый генеральный секретарь ООН сделал акцент именно на гуманитарной составляющей, отметив: «Меня мучает один вопрос: как помочь миллионам людей, которые оказались заложниками конфликта и терпят невыносимые страдания в условиях войн, конца которым не видно?».  В этой связи от нового генерального секретаря ООН ожидают инициативы по усилению роли организации в разрешении палестино-израильского противостояния с возможностью направления в зону конфликта специальной миссии ООН. Ее работа может быть направлена на содействие палестинским властям в укреплении государственных институтов, поскольку отсутствие единого аппарата управления традиционно рассматривается в качестве одного из препятствий для урегулирования конфликта на базе принципа «два государства для двух народов», сторонником которого является новый генеральный секретарь ООН.

Еще большей радикализации взглядов на А.Гутерриша как на очередного пропалестинского чиновника в структуре Объединенных Наций содействовал опыт его общения с Я.Арафатом. Весной 2000 г., находясь в должности португальского премьер-министра, он провел переговоры с тогдашним палестинским лидером, прибывшим с кратким визитом в Лиссабон. В ходе встречи стороны обсудили возможность активизации усилий Европейского союза по разрешению палестино-израильских противоречий. Примечательно, что данное мероприятие состоялось в период председательства Португалии в ЕС. В июле 2001 г. в Лиссабоне состоялась неформальная встреча Я.Арафата с министром иностранных дел Израиля Ш.Пересом, которая была противоречиво воспринята правительством страны. Подготовку и организацию неофициальных, но знаковых на тот момент переговоров также связывают с деятельностью тогдашнего главы правительства Португалии. Стоит подчеркнуть, что общение Ш.Переса и А.Гутерриша стало складываться еще в начале 1990-х  гг. Это обстоятельство привело к формированию в израильских СМИ альтернативной точки зрения на личность нового Генерального секретаря ООН. Свои позитивные оценки в адрес его кандидатуры дал Э.Барак, общавшийся с А.Гутерришем будучи премьер-министром. В октябре 2016 г. выступая в эфире израильского радио, о его положительном настрое по отношению к Израилю заявил экс-посол страны при учреждениях ООН в Нью-Йорке Р.Просор. После официального вступления в должность комментариев со стороны израильского внешнеполитического ведомства сделано пока не было, не попала данная новость и в ведущие СМИ страны, что во многом объясняется конфликтом между Израилем и ООН после принятия резолюции Совета Безопасности № 2334.

Таким образом, непростая ситуация, сложившаяся вокруг Израиля в ООН в конце 2016 г., которая привела к кризису в сотрудничестве с организацией в целом и фактической заморозке контактов с рядом ее специализированных учреждений, не дает возможности в полной мере оценить ожидания израильских политико-дипломатических кругов от вступления в должность девятого генерального секретаря ООН. Публикации в открытых источниках создают довольно противоречивую характеристику А.Гутерриша. С одной стороны, по причине работы в должности Верховного комиссара по делам беженцев, где отличительной чертой его деятельности был акцент на проблемах палестинцев, он воспринимается как потенциальная опасность для израильских интересов в рамках мирного урегулирования. С другой стороны, положительные отзывы о нем ряда политиков и дипломатов страны позволяют говорить о том, что Израиль сохраняет для себя возможность выстроить доброжелательные отношения с новым генеральным секретарем, хотя и отдает себе отчет в том, что в вопросах поселенческой активности и статуса беженцев он точку зрения Израиля не разделяет. Однако этому будут препятствовать опасения израильский властей о возможности нового антиизраильского выпада со стороны ООН, а также запроса организации к странам-участникам о выделении дополнительных средств на нужды палестинцев в 2017 г.

[i] Здесь и далее обращение А.Гутерриша приводится по: Appeal for peace from UN Secretary-General Antonio Guterres // United Nations Secretary General. 01.01.2017. URL: www.unorg/sg/en/content/sg/statement/2017-01-01/appeal-peace-un-secretary-general-antonio-guterres

[ii] Цит. по: Remarks by Antonio Guterres, United Nations High Comissioner for Refugees, at the 142nd ministerial meeting of Council of the League of Arab States. 07.09.2014. Cairo. // UNHCR The UN Refugee Agency. 07.09.2014. URL: www.unhcr.org/admin/hcspeeches/54201b7b9/remarks-antonio-guterres-united-nations-high-comissioner-refugees-142supndsup.html

53.19MB | MySQL:103 | 0,740sec