Размышления о ликвидации в Тунисе эмиссара ХАМАСа в декабре 2016 года

Ликвидация в Тунисе 15 декабря прошлого года одного из эмиссаров ХАМАСа Мухаммеда аз-Зоари вновь подняла в сообществе экспертов по проблемам исламистского террора тему операций израильской спецслужбы Моссад. В общем-то, на сегодняшний день эта организация, которая имеет солидный опыт ликвидаций ливанских террористов и функционеров различных палестинских группировок, пожалуй, остается единственной значимой спецслужбой, которая продолжает широко использовать методику индивидуальных ликвидаций своих противников. Это, конечно, не то массовые ликвидации, которые израильская спецслужба предприняла после известных печальных событий Олимпиады в Мюнхене в 1972 году, но от единичных ликвидаций она так и не отказалась. После Мюнхена ей скрытно и неофициально помогали французские и немецкие коллеги: правительства этих стран были, естественно, возмущены действиями палестинских террористов у них дома в Европе, и руками Моссада довольно внятно послали более чем ясный сигнал руководству ООП о «красных флажках», за которые переходить не рекомендовалось. Но с тех пор прошло много времени, и большинство спецслужб Запада от тактики индивидуальных ликвидаций в той редакции, которая получила широкое распространение в Европе в 70-80-х годах прошлого века, отказались. В Европе нынче царит дух толерантности и какого-то болезненного мазохизма перед прибывающими всеми возможными путями в Старый Свет представителями «исламской цивилизации». Если дело пойдет такими темпами дальше, то впору будет проводить широкомасштабные войсковые операции, а не точечные ликвидации. США также перешли к ликвидациям с помощью беспилотников, что подразумевает в первую очередь упор на бесконтактные способы нейтрализации главарей исламистских и джихадистских групп. Операция по ликвидации Усамы бен Ладена, конечно, стоит особняком, но на то были свои очевидные причины: президент США потребовал документальных доказательств, а этого с помощью только беспилотников достигнуть сложно.

М.аз-Зоари убит в результате огневого контакта. Его автомашину просто и без всяких затей расстреляли на улице г.Сфакса из автоматов группа из восьми тунисцев. При этом еще часть группы обеспечивала блокаду места операции. Всех их, включая тунисцев (а они были опознаны таковыми по внешнему виду и главное разговору очевидцами. Члены группы дожидалась свою жертву, рассредоточившись по окрестным кафе и магазинчикам) власти страны поспешили объявить «агентурой иностранных спецслужб». При этом весь антураж операции сильно напоминает ликвидацию в том же Тунисе главы боевой организации ФАТХа Абу Джихада, которого расстреляла в его особняке специально высадившаяся на тунисском побережье группа израильского спецназа и Моссада в 1988 году. Но при ликвидации М.аз-Зоари рискнем предположить, что в данном случае кто-то работал под ту давнюю историю. В случае операции с Абу Джихадом израильтяне действовали ранним утром при отсутствии непосредственного контакта с местным населением. Это, в общем-то, было очень правильно, поскольку арабы опознают своих земляков не то, что по разговору, а по походке и внешнему виду. В данном случае этот момент их не сильно волновал, хотя о группе «неместных», которые находились довольно долгое время на ограниченном участке улицы, жители могли бы элементарно просигнализировать куда следует. Это те самые ненужные гипотетические риски срыва операции, которые израильские спецслужбы стараются избегать. Особенно сейчас, когда аппарат тунисских спецслужб и полиции начинает просто активно внедрять систему массового доносительства с соответствующей моделью ее стимулирования. Жизнь заставляет: туризм является статьей дохода «номер один», а тунисцы составляют сейчас самую большую часть т.н. «исламистской пехоты» различных радикальных групп в горячих точках мира. То, что Моссад сумела завербовать аж восемь боевиков из местного населения, вызывает сомнения. Слишком многочисленная группа, а значит риск провала возрастает многократно. Если, как в случае с Абу Джихадом, это были израильтяне, тогда их должно было быть меньше раза в три. Плюс им надо было добыть АК, из которых и было совершено покушение, а это означает выход на местных контрабандистов с опять же большой вероятностью утечки местным силовикам. И стиль, опять же, не Моссада в его классическом исполнении. Для него было бы более классическим подорвать автомобиль или просто выстрелить в М.аз-Зоари, когда тот садился в автомобиль. К тому же американские эксперты утверждают, что израильские силовики в настоящее время практически полностью отошли от практики использования за границей крупных групп своих агентов для проведения такого рода операций.

Официальные израильские власти не опровергли и не подтвердили участия своих силовиков в операции. Министр обороны А.Либерман откомментировал это так: «Если кто-то был убит в Тунисе, то это точно не нобелевский лауреат премии мира или пацифист». Некоторые эксперты в этом заявлении усмотрели «намек». Но скажем сразу, что Моссад является чемпионом среди ведущих спецслужб мира по созданию устрашающих мифов о себе, что ее дополнительно демонизирует в глазах общественности и врагов. Кстати, А.Либерман как в воду глядел: М.аз-Зоари был «инженером», то есть человеком, который делал самодельные взрывные устройства (СВУ). И не просто СВУ, а воздушные и подводные мини-беспилотники, которые якобы планировалось использовать против нефтяных платформ у берегов Израиля. Это, пожалуй, единственный момент, который как-то объясняет мотивировку Моссада. В общем-то, ХАМАС давно уже не сотрясает взрывами израильские города, там теперь в моде «автомобильный террор» и «интифада ножей», да и то эта кампания как-то выдохлась. А ХАМАС, кстати, к ней имел опосредованное отношение, хотя и пытался неоднократно возглавить этио проявления индивидуального террора. Последнего «инженера» из ХАМАСа израильские спецслужбы ликвидировали еще в 1996 году, вмонтировав ему через агентуру мини-СВУ в мобильный телефон. Безусловно, что Моссад, как и весь силовой блок Израиля, будет охотиться на «инженеров» ХАМАСа или «Исламского джихада», но в данном случае было бы легче действовать через тех же французов или американцев, которые имеют безусловное влияние на тунисцев. Местные спецслужбы без хлопот взять М.аз—Зоари в процессе проектирования или, лучше, изготовления СВУ. Но возможно, что так и произошло, но только тунисские спецслужбисты не стали утруждать себя ожиданием. И тогда все встает на свои места. И большое количество исполнителей-тунисцев, и их спокойный уход с места убийства. Интересно, что власти даже объявили об «аресте» подозреваемых, но скорее всего это было сделано, дабы успокоить массы, которые стали стихийно протестовать против засилья в стране израильской агентуры. Еще одна версия — это разборки с местными исламистами, которые вполне могли заказать М.аз-Зоари все те же дроны со взрывчаткой, но так и не дождались отработки аванса. Или остались неудовлетворенными качеством работы. Так что мы бы не стали однозначно списывать произошедшее на «длинные руки» Моссада. По крайней мере, пока не появится новых доказательств его участия в этой ликвидации.

52.22MB | MySQL:103 | 0,388sec