Путь к декларации Бальфура

В новом, 2017 году в Израиле будут отмечаться несколько круглых дат, особо значимых в новейшей истории еврейского государства: 120-летие I сионистского конгресса, на котором была объявлена программа воссоздание еврейской государственности в Эрец-Исраэль; 70-летие решения Генеральной Ассамблеи ООН о разделе британской подмандатной территории Палестина (Эрец-Исраэль) на два государства – еврейское и арабское; 50-летие победы в Шестидневной войне (особый акцент будет делаться на воссоединении Западного и Восточного Иерусалима), а также 100-летие декларации Бальфура, первого в новое время нееврейского документа, с которого началось признание международным правом политических прав еврейского народа на его исторической родине. Важность этого документа осознается не только евреями, но и арабами. И не случайно в Палестинской национальной администрации (ПНА) даже обсуждалась возможность подачи иска против правительства Великобритании из-за декларации Бальфура, приведшей палестинских арабов, по мнению их политического руководства, к национальной катастрофе.

Упомянутый исторический документ представляет собой краткое официальное письмо, датированное 2 ноября 1917 года, которое было направлено министром иностранных дел Великобритании лордом Артуром Джеймсом Бальфуром лорду Лайонелу Уолтеру Ротшильду, представителю британской еврейской общины, для передачи его Сионистской федерации Великобритании.

Лорд Артур Джеймс Бальфур (1848-1930)

Лорд Лайонел Уолтер Ротшильд (1868-1937)

Вот текст этого письма:

Министерство иностранных дел, 2 ноября 1917 года

Уважаемый лорд Ротшильд,

Имею честь передать Вам от имени правительства Его Величества следующую декларацию, в которой выражается сочувствие сионистским устремлениям евреев, представленную на рассмотрение кабинета министров и им одобренную:

«Правительство Его Величества с одобрением рассматривает вопрос о создании в Палестине национального очага для еврейского народа, и приложит все усилия для содействия достижению этой цели; при этом ясно подразумевается, что не должно производиться никаких действий, которые могли бы нарушить гражданские и религиозные права существующих нееврейских общин в Палестине или же права и политический статус, которыми пользуются евреи в любой другой стране».

Я был бы весьма признателен Вам, если бы Вы довели эту Декларацию до сведения Сионистской федерации.

Искренне Ваш,

Артур Джеймс Бальфур.

Оригинал декларации Бальфура

Следует помнить о том контексте, в котором правительство Великобритания сочло нужным и возможным принять эту декларацию: Шла Первая мировая война. Великобритания входила вместе с Россией и Францией в состав Антанты, противостоявшей Четверному союзу (Германия, Австро-Венгрия, Турция и Болгария). Положение евреев на этом фоне оказалось особо трагичным, поскольку сотни тысяч еврейских солдат и офицеров сражались по обе линии фронта. При этом Турция, под властью которой находилась тогда Палестина/Эрец-Исраэль, десятки лет упорно отказывалось идти на какие бы то ни было уступки еврейскому национально-освободительному движению (с начала 80-х годов XIX в. – палестинофилам, а после 1897 г. – сионистам), что вызвало у сторонников сионизма глубокое разочарование в возможности достижения соглашения с турками.

Ситуация в Палестине/Эрец-Исраэль обострилась с началом Первой мировой войны. Турки прибегли к депортациям евреев-поданных стран Антанты, в первую очередь России. В первую очередь от изгнания пострадало население Тель-Авива, состоявшее тогда в своем подавляющем большинстве из репатриантов из России.

Изгнание жителей Тель-Авива. Рисунок Нахума Гутмана (1898-1980)

Часть еврейских изгнанников из Тель-Авива и близлежащей Яффы нашли временное убежище в сельскохозяйственных еврейских поселениях. При этом многие из них стали в годы войны жертвами голода и болезней.

Обелиск на кладбище кибуца Квуцат-Кинерет в память о 430 изгнанниках из Тель-Авива и Яффы, умерших от голода и болезней в 1917 – 1918 гг.

Другая часть евреев-российских поданных, проживавших в Палестине/Эрец-Исраэль, была депортирована турками или бежала в Египет. Там по инициативе бывшего российского унтер-офицера Йосефа Трумпельдора (1880-1920 гг.), участника обороны Порт-Артура, ставшего впоследствии национальным героем Израиля, была создана первая еврейская добровольческая воинская часть в составе британской армии – «Сионский корпус погонщиков мулов».

Солдаты Сионского батальона погонщиков мулов. 1915 год.

«Сионский корпус» выполнял преимущественно задачи по транспортировке боеприпасов и других военных грузов. Он был направлен британским командованием на Галлиполийский фронт.

Йосеф Трумпельдор на Галлиполийском фронте

Одновременно с этим в самой Палестине/Эрец-Исраэль была создана подпольная еврейская организация НИЛИ (аббревиатура слов из Первой книги Самуила 15, 29 «Вечность Израиля Не Обманет» на иврите). В ее состав вошли около 30 уроженцев страны, имевших турецкое подданство. Члены НИЛИ занимались сбором разведывательных данных для британской армии, готовившейся к наступлению на Палестину/Эрец-Исраэль с территории Египта.

Сарра Аронсон, член организации НИЛИ.

После провала подпольной организации в 1917 году большинство ее членов были схвачены турками

Менаше Бронштейн (стоит) и Ицхак Гальперин, члены организации НИЛИ, в тюрьме в Дамаске. 1917 г.

и после пыток казнены.

Тела Наамана Белкинда (справа) и Йосефа Лишанского, членов НИЛИ, на виселице в Дамаске, 1917 г.

На фоне этих событий среди еврейских эмигрантов из России, находившихся главным образом в США, Англии и Канаде была развернута кампания за создание еврейской боевой части, которая приняла бы участие на стороне англичан в боях непосредственно за Эрец-Исраэль, с тем, чтобы еврейское национально-освободительное движение получило бы возможность в случае победы стран Антанты заявить о свои правах на эту страну.

Пропагандистский плакат времен Первой мировой войны с призывом к мобилизации добровольцев. Надпись на идише: «Вы нужны вашей древней Родине! Вступайте в еврейский легион».

Первым идею создания Еврейского легиона выдвинул Пинхас (Петр) Рутенберг (1878-1942 гг.), бывший российский эсэр, ставший впоследствии одним из основателей организации еврейской самообороны в Эрец-Исраэль – Хаганы и создателем израильской Электрической компании.

Пинхас Рутенберг

Однако добиться создания Еврейского легиона на практике сумел журналист Зеев (Владимир) Жаботинский (1880-1940 гг.), ставший впослествии основателем ревизионистского течения в сионизме, на идеологии которого много лет спустя была построена нынешняя правящая партия Израиля — Ликуд.

Зеев Жаботинский среди офицеров  Еврейского легиона (третий  справа во втором ряду).

В составе Еврейского легиона было два стрелковых батальона. Первый из них, 39-й стрелковый батальнон именовался также Первым иудейским. Неофициально его называли «американским», поскольку большинство его солдат прибыли в качестве добровольцев из США. Первый иудейский батальон принял непосредственное участие в боях против турецких войск в Заиорданье (на территории нынешней Иордании) и в Иорданской долине. Зеев Жаботинский, служивший в Первом иудейском батальоне описал эти события в своей написанной в 1928 году на русском языке документальной книге «Слово о полку».

Обложка первого издания «Слова о полку» Зеева (Владимира) Жаботинского

Знамя Первого иудейского стрелкового батальона

Второй батальон Еврейского легиона (он же 40-й стрелковый батальон британской армии) был создан уже после вступления британских войск в Палестину/Эрец-Исраэль и состоял преимущественно из местных молодых еврейских добровольцев.

Группа солдат Еврейского легиона.

Его командиром был назначен полковник австралийской армии Элиэзер Марголин (1875-1944 гг.), родившийся в России и выросший в Палестине/Эрец-Исраэль.

Полковник Элиэзер Марголин, командир Второго иудейского стрелкового батальона

С точки зрения еврейского национально-освободительного движения важнейшей победой Первой мировой войны стало вступление британских войск под командованием генерала Эдмунда Алленби (1861-1936 гг.) в Иерусалим, освобожденный от турок.

Генерал Эдмунд Алленби вступает в Иерусалим. 1917 год.

В составе войск Э.Алленби в Иерусалим вступил и Еврейский легион.

Солдаты Еврейского легиона у Стены плача после взятия Иерусалима в 1917 году.

Таким образом, декларация, врученная в 1917 году министром иностранных дел Великобритании лордом А.Дж.Бальфуром представителю Еврейской общины Великобритании лорду Л.У.Ротшильду, представляла собой демонстрацию дружбы и признательности в отношении союзника, пусть второстепенного, который честно заплатил за этот документ кровью своих бойцов.

Британское военное кладбище на горе Скопус в Иерусалиме. Могилы еврейских солдат британской армии, павших в боях за Палестину/Эрец-Исраэль в  Первую мировую войну.

В результате Первой мировой войны Палестина/Эрец-Исраэль со столицей в Иерусалиме впервые в новой истории стала отдельной политической единицей. Иврит был объявлен одним из ее официальных языков (наряду с английским и арабским), а первым британским Верховным комиссаром Палестины/Эрец-Исраэль был назначен еврей – виконт Герберт Луис Сэмюэль (1870-1963 гг.).

Виконт Герберт Луис Сэмюэль

Еврейский легион сыграл заметную роль в формировании политической элиты «ишува» (организованной еврейской общины) Палестины/Эрец-Исраэль времен британского мандата и первых лет независимости Израиля.

Давид Бен-Гурион (1886-1973), будущий первый премьер-министр Государства Израиль в форме солдата Еврейского легиона. 1918 г.

Позднее Еврейский легион стал образцом для создания Еврейской бригады, сражавшейся во время Второй мировой войны в составе Британской армии на Североафриканском и на Итальянском фронтах.

Плакат времен Второй Мировой войны, посвященный Еврейской бригаде. Надпись на иврите: «К мести и освобождению!»

После окончания Второй Мировой войны бывшие солдаты и офицеры Еврейской бригады стали в свою очередь ядром Армии обороны Израиля – ЦАХАЛа.

52.46MB | MySQL:110 | 0,522sec