Начало предвыборной кампании президента Ирана Хасана Роухани

Чуть больше четырех месяцев осталось до проведения в Иране президентских выборов, намеченных на 17 мая 2017 г. Как все последние десятилетия,  политическая борьба преимущественно охватит два главных крыла иранской политики – либералов (реформаторов) и консерваторов (фундаменталистов). И те, и другие находятся у власти в стране попеременно. Это стало уже своеобразной традицией местной политики. Традицией стало и то, что президенты, как правило, находятся у власти два срока. Так было у фундаменталиста-прагматика Али-Акбара Хашеми-Рафсанджани, работавшего в президентском офисе в 1989-1997 гг. Вслед за ним туда пришел либерал-реформатор Сейед Мохаммад Хатами. В 2005 г. Хатами сменил неоконсерватор Махмуд Ахмадинежад. С 2013 г. президентом является либерал  Хасан Роухани, первый срок которого вскоре завершается. Сегодня трудно с уверенностью предсказать, сработает ли устоявшаяся традиция. В любом случае, предстоит долгая и изнурительная предвыборная кампания, вступившая в свою первую фазу.

Состоявшееся в понедельник 2 января телевизионное выступление действующего иранского президента Х.Роухани  можно считать началом его предвыборной кампании.  Оно уже вызвало заметную реакцию как в иранских СМИ, так и среди политиков страны.  Если резюмировать, то главная мысль, прозвучавшая в этом телевизионном эфире – возглавляемое Роухани правительство проделало очень большую работу, которая достойна всяческих похвал и признания.  Занятость населения, по словам президента, характеризуется положительной динамикой, которую невозможно опровергнуть.  Следующим достижением  Роухани назвал обуздание роста курса иностранной валюты по сравнению с иранским реалом, которое, на самом деле, опровергается оперативными сводками с валютных торгов.  Касаясь положительного влияния договоренностей по иранской ядерной программе в Вене  июля 2015 г. , особенно в плане снятия различных санкций, на развитие национальной экономики, президент  был весьма осторожен, не назвав его достаточно положительным и оптимистичным, особенно в финансовой сфере.

Важная часть его интервью была посвящена позиционированию Исламской Республики  на международной арене, особенно в свете нестабильности в ближневосточном регионе. В этой связи Роухани заявил, что его страна противостоит террору и осуждает любую его разновидность. Разумеется, такие утверждения главы исполнительной власти ИРИ выглядели, как минимум, лицемерными, ибо, как уже не раз доказывалось международными и национальными судебными органами различных стран, именно Иран стоит за рядом крупных терактов, среди которых можно назвать такие резонансные как взрыв в еврейском общинном центре столицы Аргентины Буэнос-Айресе. Тогда, 18 июля 1994 года перед высотным зданием общины взорвался автомобиль и погибли 85 человек. Двумя годами ранее, в 1992 г. , при теракте в  посольства Израиля  в том же городе, число жертв составило 29 человек. Проведенное аргентинскими юристами следствие пришло к выводу, что к терактам причастны несколько граждан Ирана,  и обвинило в этом и тогдашнего командующего Корпусом стражей исламской революции, в последующем — министра обороны ИРИ  А.Вахиди. Было доказано, что непосредственным исполнителем этих терактов была финансируемая и направляемая ИРИ ливанская шиитская радикальная группировка «Хизбалла». Эта организация, которая во многих странах рассматривается в ряду террористических, до сих пор пользуется покровительством иранского исламского режима, как и палестинские  ХАМАС и «Исламский джихад». Иран по-прежнему поддерживает и обеспечивает  вооружением, поощряя по сути деструктивные силы на Бахрейне и в Йемене. При Роухани отметил важность противодействия терроризму как «злу века нынешнего», заявив, что ИРИ готова бороться с этим всеми возможными способами, ибо именно в терроризме кроется  «важнейшая угроза развитию региона».  «Мы готовы помочь в борьбе с террором и терроризмом любой стране, которая попросит нашей помощи, касается ли это Ирака, Сирии или других стран».  Рухани подчеркнул, что его страна активно выступает против пересмотра существующих государственных границ и дезинтеграции стран, приведя в качестве примера Ирак, Сирию, Йемен, где роль Ирана отнюдь не однозначна.

Касаясь в своем телевыступлении иранской политики  в региональном измерении, Х.Роухани выделил  такие из них  как поддержка и обеспечение стабильности и безопасности,  помощь странам региона в их развитии, что «возможно лишь в отсутствие вызовов безопасного развития, отсутствии вмешательства одной страны во внутренние дела другой, недопущении внутренних конфликтов». И в этом аспекте с президентом ИРИ можно поспорить.

Однако в основном его интервью концентрировалось в сфере внутренней политики страны, в первую очередь – экономических  проблем.  В качестве своих важнейших достижений Роухани назвал обуздание инфляции и роста дороговизны. Хотя, как пояснил глава правительства, исполнительная власть не всегда может эффективно воздействовать на цены, ибо действуют законы рыночной экономики, которые сильнее человеческих возможностей. Но и в таких условиях его правительство пытается противостоять стихии рынка, признавая приоритет удовлетворения запросов простого народа.  Роухани дал слово, что его правительство сделает все для снижения цен, особенно – на предметы первой необходимости.  Он признал, что нужно принять особые экономические меры по поддержанию стабильных цен, сделав так, чтобы малообеспеченные семьи не ощущали на себе экономические невзгоды. «Для нашего правительства важна стабильность рынка, и тут  мы обращаем особе внимание на то, чтобы не было скачков в курсе национальной валюты по отношению к доллару». Как подчеркнул Роухани, отмеченное в последние дни повышение курса доллара уже преодолено, и иранская валюта «тяжелеет». По всей видимости, обещание президента базировалось на прозвучавшем накануне положительном прогнозе главы Центрального банка ИРИ В.Сейфа. Отметим, однако, что реальность оказалась суровей обещаний президента, и уже после его выступления доллар опять «пошел вверх». Как сообщил интернет-портал  «Тасним» курс иранской валюты  в начале нового 2017 г. достиг 3910 туманов за доллар. Западные аналитики предсказывают, что если именно в этой сфере нынешний президент не переломит ситуацию, его шансы на победу на выборах потерпят  крах. Отметим, что именно в каденцию Роуханииранская валюта обесценилась почти наполовину.

Другим своим достижением на посту президента Х.Роухани считает уменьшение безработицы. Как он заявил в телеэфире, в настоящее время в Иране поисками работы занимаются белее миллиона двухсот тысяч человек трудоспособного возраста. Но лишь за последний год в стране создано более 700 тысяч новых рабочих мест. Для того, чтобы переломить тенденцию, нужно ежегодно создавать более миллиона новых рабочих мест. Отметим, что подобную задачу ставил перед собой и предыдущий президент страны М.Ахмадинежад, потерпевший на этом сокрушительное фиаско.

При этом даже члены правительству Х.Роухани рисуют совсем другую картину. Так, министр экономики ИРИ Али Таэбния считает, что нынешние темпы борьбы с безработицей и общий уровень благосостояния народа отнюдь не удовлетворительны.  Его не устраивают и такой способ уменьшения инфляции как наращивание денежной массы, то бишь – печатание денег. Министр считает настораживающим фактом и безмерное увеличение долга государства перед банками. В деловых кругах страны не разделяют и оптимизма президента по поводу роста нефтеэкспорта. Реальные цифры показывают, что Иран до сих пор не оправился после санкций в нефтяной сфере, и не смог в достаточной мере нарастить поставки за рубеж своего главного экспортного товара.

Далеким от реальности можно считать и утверждение Роухани о том, что за годы его правления уровень жизни населения страны существенно поднялся.  Однако одна из общественных организаций страны  как раз в день появления интервью президента опубликовала на интернет-портале «Мехр» данные о том, что 4 миллиона жителей страны страдают от хронического недоедания. Есть и другие примеры: недавно весь Иран потрясла информация о том, что в последнее время в стране критически увеличилось число бездомных, которые предпочитают ночевать на кладбищах. В связи с этим в фарси появился даже неологизм «гурхаб» (буквально — спящий на могиле). В СМИ циркулирует еще одно свежее слово, отражающее совсем новую реальность – «туалетхаб»( в переводе — спящий в туалете).  В основном это женщины. Об этом сообщила на днях газета «Ноуаваран», рассказавшая, что в больших городах это весьма распространенное  явление. Полиция устраивает рейды по разгону подобных людей, но их число неуклонно растет.

Рассмотренное выше  выступление президента Х.Роухани – первое в цепи серьезного предвыборного марафона. Борьбу начинают и его соперники из консервативного лагеря. Остается лишь следить за тем, как продвигается этот важный этап политической жизни ИРИ.

52.21MB | MySQL:103 | 0,663sec