Краткие итоги круглого стола SETAV «Турция из 2016 в 2017 год»

3 января 2016 года в Фонде политических, экономических и социологических исследований (SETAV) в Анкаре состоялся круглый стол на тему «Турция из 2016 в 2017 год». В мероприятии помимо модератора от Фонда (Б.Дуран) приняло участие два эксперта организации (У.Улуташ, М.Ешилташ), представитель центра социологических исследований ANAR (И.Услу) и обозреватель газеты Sabah (О.Мюдеррисоглу). Как это следует из названия, участники предприняли попытку оценить итоги завершившегося 2016 года и прогнозирования на год наступивший. При этом оценке были подвергнуты все аспекты жизни страны, включая внешнеполитическую, внутриполитическую и экономическую ситуации. Что характерно, в то же самое время круглый стол по той же самой тематике проходил и в стамбульском отделении Фонда. Вообще, надо заметить, что Фонд продолжает оставаться одним из самых заметных и финансируемых аналитических центров страны.

Итак, попробуем сформулировать основные, представляющие интерес для российских читателей тезисы выступлений, которые прозвучали накануне в Анкаре.

  1. Лейтмотивом выступления стало обеспечение безопасности в стране и многократно выросшая террористическая активность. Именно безопасность и терроризм, по словам докладчиков, – главные вызовы, стоящие перед Турцией в наступившем 2017 году.
  2. Турция попала в полосу турбулентности, которая характеризуется не только характером самих процессов, но и их высокой динамикой. «То, что другие страны проживают за 10 лет, Турция пережила за 1 год».
  3. В числе важнейших событий ушедшего года в самой Турции выделяются: попытка военного переворота 15 июля, начало турецкой военной операции на севере Сирии «Щит Евфрата», нормализация отношений с Россией и с Изралием. Что же до внешнеполитического фона, то тут упоминания удостоились «Брексит» и избрание Д.Трампа на пост президента США, которые вкупе с «кризисом лидеров в ЕС» открыли дискуссию о начале конца эпохи либерализма в мире.
  4. Говоря о 2017 годе, одним из главных событий для Турции участники назвали завершение, в ту или в иную сторону, конституционной реформы в стране. При этом шансы по вынесению пакета конституционных поправок видятся весьма высокими, если не стопроцентными. Что же до решения избирателей, то тут прогнозы хотя и являются более осторожными, но все же превалирует мнение о том, что и «улица» проголосует за инициативу альянса правящей Партии справедливости и развития и националистов.

В этом месте надо отметить немаловажное обстоятельство: в ходе мероприятия состоялась презентация самого свежего социологического опроса, проведенного центром ANAR. И здесь на одном из слайдов было продемонстрировано, что лишь 13,5% опрошенных указали на свое знакомство с сутью реформы. Все остальные ответили о своей различной, но далекой от необходимой, степени информированности (36,1% — совсем нет информации, 28,4% — есть небольшая информация, 7,8% — полностью отсутствует представление, 14,2% — есть некоторые сведения, но без подробностей).

Собственно, это автора ничуть не удивило, поскольку правящая партия строит свою агитацию за реформу по упрощенной схеме: то есть не давая подробностей, говорит о том, что все проблемы в стране поможет решить «сильная президентская власть». И фоном идут данные опросов, свидетельствующие в пользу версии о том, что народ инициативу поддерживает.

Вообще, плохая информированность турецких граждан о сути реформы может сыграть весной этого года плохую шутку с руководством страны.

  1. На что ещё следует обратить внимание в указанном социологическом исследовании – это на то, что большинство опрошенных назвали проблему безопасности и терроризма – главной для страны (60,1%), причем с огромным отрывом от второго места – занятости и безработицы (9,7%) и экономики (7,1%).

Это, конечно, сюрпризом вряд ли можно считать, но самым интересным является то, что значительная доля опрошенных не склонна упрекать руководство страны в складывающейся ситуации, перекладывая вину на внешние (!) силы. Во всяком случае, на первом месте (44%) — именно точка зрения о том, что рост терроризма в стране связан с поддержкой его со стороны влиятельных внешних сил. Доля недовольных действиями руководства страны в противодействии террористической активности — в два раза меньше, около 20,3%.

  1. Прочие результаты опроса перечислим одной строкой: большинство опрошенных поддерживает действия руководства страны по основным пунктам повестки, включая борьбу с ФЕТО, аресты членов прокурдской Партии демократии народов и нормализацию отношений с Россией (наименьшей поддержкой пользуется примирение с Израилем). Наибольшим доверием в обществе пользуется полиция и армия (невзирая на события 15 июля 2016 года). При этом число «недоверчивых» в отношении институтов власти заметно меньше среди национальных меньшинств страны.

Если «сегодня выборы», то правящая партия получила бы 51%, республиканцы – 25% и националисты 11,1%. И, что характерно, прокурдская партия снова бы прошла избирательный барьер с 10,5% голосов. Что говорит о том, несколько парадоксальном факте, что партийные предпочтения граждан мало коррелируют, во всяком случае пока, с положением дел.

  1. Говоря о безопасности в стране, эксперты указали на то, что «Исламское государство» (ИГ, запрещенная в РФ организация) перенесло войну (в том числе и с курдами) на территорию Турции. При этом, невзирая на то, что количество атак со стороны РПК и ИГ пока несопоставимо в пользу первых, число жертв в обоих случаях приблизительно одинаково. Это объясняется характером выбираемых целей: если РПК фокусируется на силах правопорядка в первую очередь, то ИГ – на гражданском населении страны. Конец года отмечен заметным ростом контртеррористических операций, также с отмеченным экспертами ростом среди задержанных доли граждан иностранных государств, вовсю пробивающей отметку в 50%.
  2. Говоря об экономике, выступающие отметили бурный рост экономики страны до 2011 года, основанный как на успешно проведенных структурных реформах, так и на положительных эмоциональных ожиданиях граждан. После 2011 года не удалось выдержать тот же реформистский темп, а сама страна столкнулась с новыми угрозами и вызовами. Многие реформы (в частности, в сферах судебной системы и образования) были перенесены на последующие периоды.

Отягощающими обстоятельствами является зависимость Турции от притока внешних средств (инвестиций) и от экспортных рынков. При том, что главный для страны рынок – ЕС – стагнирует, а по другому важному источнику доходов для страны – туризму – в последнее время нанесен ряд чувствительных ударов.

Итак, подводя черту заметим, что турбулентность и необходимость в притоке денежных средств – большие проблемы для Турции. При этом уход от признания наличия проблемы и перекладывание первопричин на внешние силы, как указали эксперты, — это пагубный путь, не способствующий их решению. Впрочем, они же закончили на достаточно оптимистичной ноте, указав на то, что Турция в прошлом не раз демонстрировала способность по преодолению различных кризисов, а последующий период вместе с вызовами открывает и новые окна возможностей (в тех же Сирии и Ираке).

62.82MB | MySQL:102 | 0,590sec