Приговор Эльору Азарии раскалывает израильское общество

В среду 4 января военный суд, заседавший в Тель-Авиве, признал виновным солдата пехотной бригады «Кфир» ЦАХАЛа Эльора Азарию, который в марте прошлого года добил в Хевроне раненного арабского террориста, ранившего перед этим ножом израильского солдата. Эльор Азария утверждал, что добил террориста из опасения, что на нем имеется заряд взрывчатки и что он может его задействовать. Сразу же после этого инцидента тогдашний министр обороны Моше Яалон  и начальник Генерального штаба ЦАХАЛа бригадный генерал Гади Айзенкот, не дожидаясь результатов расследования, заявили, что действия солдата являются «тяжким преступлением». С тех пор бурная общественная полемика по поводу дела Эльора Азарии не прекращалась. В среду, во время заседания суда рядом со зданием, в котором оно шло, проходила бурная демонстрация в поддержку Эльора Азарии. Демонстранты, среди которых были фанаты иерусалимского футбольного клуба «Бейтар», вступили в открытые столкновения с полицией. Имеются арестованные.

Представляется, что суть конфликта, буквально разрывающего сейчас израильское общество, нашла адекватное отражение в словах Элиягу Либмана, офицера безопасности (в израильских населенных пунктах так именуется должность работника, ответственного за организацию обеспечения безопасности) еврейской общины Хеврона: «Я испытываю сильное беспокойство за безопасность народа Израиля и бойцов ЦАХАЛа, за давшее трещину доверие между, особенно между бойцами и командирами, из-за разрыва между подавляющим большинство граждан Израиля, которые поддерживают Азарию, и той горсткой, которая хотела, чтобы он был осужден. Не логично, что суд состоит из судей, которые не видели местности, не находились под угрозой и никогда не ощущали страха от прямого столкновения с террористом, и они выносят приговор отличному бойцу ЦАХАЛа, действовавшего в рамках оперативного инцидента против проклятого террориста, пришедшего убивать солдат. (…) Все бойцы поддерживают Эльора. Правду опасаются сказать командиры, которые боятся, что им придется заплатить за это. Командиры, с которыми я разговариваю, абсолютно не согласны с тем, что происходит здесь. Они не согласны с тем, что Эльора отдали под суд как какого-то преступника оправдываться перед судьями, не имеющими никакого оперативного опыта. Если кому-то кажется, что здесь (в действиях Эльора Азарии – В.Ч.) что-то неправильно – для этого есть военное расследование и дисциплинарный процесс. Эльор не преступник. Он боец, и этот инцидент был оперативным инцидентом».

Заявления израильских политиков по поводу решения суда в отношении Эльора Азарии достаточно четко разделились по признаку правый-левый. Правые, к которым, по сути, принадлежат все партии ныне правящей в Израиле коалиции, высказывали сожаление или даже осуждение по поводу признания Э.Азарии виновным и призывали помиловать его. Левые (за редкими исключениями) поддерживали решение суда.

Министр обороны, лидер партии «Наш дом – Израиль» Авигдор Либерман заявил по поводу решения военного суда, что лично ему это решение не нравится, что «это тяжелый приговор, но надо уважать его. Мы все обязаны уважать судебное решение, однако надо сохранять сдержанность». Помимо этого, А.Либерман призвал «прекратить нападки на начальника Генштаба, мы должны сохранить армию вне всякой политической полемики». Он также заверил, что, «несмотря на тяжелый приговор, армия поможет солдату и его семье всем, чем только можно, она пойдет ему навстречу, чтобы облегчить его судьбу».

В отличие от А.Либермана, министр культуры и спорта Мири Регев (Ликуд) подвергла резкой критике бригадного генерала Гади Айзенкота за его высказывания по поводу дела Эльора Азарии. По ее мнению, высказывания начальника Генштаба подрывают мотивацию новобранцев ЦАХАЛа, давая им понять, что они «одни на местности». «Мы не хотим, чтобы каждый инцидент доходил до рассмотрения в криминальном плане, — сказала Мири Регев – Это последнее, что нужно армии, и нам нельзя было доводить дело до этого. В сложившейся реальности я буду добиваться помилования».

Министр науки, технологии и космических исследований Офир Акунис (Ликуд) призвал «помиловать Эльора Азарию как можно быстрее. Сейчас, после приговора, я призывают президента дать ему помилование и тем положить конец этому делу и не отправлять в тюрьму солдата, который наш общий солдат, солдат нас всех».

Министр внутренних дел Арье Дери (ШАС) также высказался за помилование. «Суд выполнил свою работу, и я уважаю решение суда, — сказал он, — Отсюда и дальше — правильным будет помилование. Ведение процесса и страдания солдата и его семьи оправдывают помилование».

Министр транспорта Исраэль Кац (Ликуд) сказал, что надо «немедленно действовать в направлении помилования. Суд сказал свое слово, и теперь на правительстве Израиля и на ЦАХАЛе лежит ответственность за то, чтобы помиловать солдата».

Лидер партии «Еврейский дом», министр просвещения Нафтали Беннет сказал еще во время зачитывания решения суда: «Я надеюсь, что он будет признан невиновным, а если нет, он должен немедленно получить помилование». После этого партия «Еврейский дом» опубликовала официальное заявление: «Слово это слово, и помилование это помилование. Народ Израиль сыт болтовней и ждет, что министр обороны выполнит обещания, которые он давал несчетное множество раз, и добьется немедленного помилования Эльора Азарии без того, чтобы он просидел в тюрьме хотя бы один день». Было сообщено, что председатель фракции «Еврейского дома» в Кнессете депутат Шули Муалем-Рефаэли начала сбор подписей депутатов под обращением к министру обороны Авигдору Либерману с требованием приказать начальнику Генштаба помиловать Эльора Азарию.

Премьер-министр Биньямин Нетаньяху (Ликуд) не стал выступать с публичными заявлениями для СМИ, но опубликовал на своей странице в «Фейсбуке» заявление о том, что он тоже поддерживает идею помиловать Эльора Азарию. «Это очень тяжелый день для всех нас», — было сказано в посте премьер-министра.

Депутат Кнессета Шели Яхимович («Сионистский лагерь») с похвалой отозвалась о профессионализме суда в деле Эльора Азарии. Вместе с тем и она, в отличие от других левых политиков, заявила, что «следует осторожно взвесить возможность помилования, наподобие той, которую получили сотрудники ШАБАКа в деле маршрута 300». Следует пояснить, что Шели Яхимович имела в виду захват арабскими террористами израильского автобуса в 1984 году. Пассажиры были взяты в заложники, а затем освобождены в результате успешной операции израильских спецслужб. Как позднее выяснилось, сотрудники ШАБАКа убили двух захваченных живьем в плен террористов. После суда и приговора они получили помилование.

Так или иначе, Шели Яхимович присоединилась в вопросе о помиловании Эльора Азарии к правым. Остальные видные левые политики этого не сделали. Показательны слова однопартийца Шели Яхимович депутата Эяля Бен-Реувена, который заявил, что «солдат ЦАХАЛа обязан побеждать во всякой встрече с врагом, но после того, как враг нейтрализован, лежит убитый или раненный, бойцам следует относиться к нему уважительно и честно (…) Солдат Эльор Азария нанес тяжелый удар по моральным ценностям ЦАХАЛа, и за это он предстал перед судом и будет наказан. ЦАХАЛу придется разъяснить всем солдатам, как важно то, чтобы у нас была победоносная и моральная армия».

Председатель леворадикальной партии МЕРЕЦ депутат Кнессета Загава Гальон сказала: «Хорошо, что суд проигнорировал общественную атмосферу и вынес приговор на основании одних фактов, представленных судьям, и постановил, что Эльор Азараия стрелял в нейтрализованного террориста из желания отомстить».

Депутат Тамар Зандберг от той же партии присоединилась к ней: «Несмотря на попытки правых – от премьер-министра и министра обороны и ниже – превратить Азарию в героя, судьи доказали, что они могут смотреть на сухие факты и судить, игнорируя политический разгул страстей, на основании ясных фактов».

Представители Объединенного арабского списка (ОАС) попытались превратить суд над Эльором Азарией в осуждение правого правительства и израильского общества в целом. Председатель ОАС депутат Кнессета Айман Уда сказал: «Премьер-министр уже выразил поддержку (Эльору Азарии – В.Ч.) и разговаривал с родителями, и проблема очень ясна изо всего, что здесь происходит. С нашей точки зрения это нелегитимный поступок».

Бывший советник Ясира Арафата, депутат Ахмад Тиби (ОАС) сказал: «С Эльором Азарией поступили «несправедливо». Вместе с ним должны были быть осуждены десятки солдат и командиров, которые ни за что убивали палестинцев. (…) Азария и его сторонники, которые захватили улицу в районе Азриэли (высотное здание в Тель-Авиве, расположенное неподалеку от Министерства обороны, где проходил суд над Э.Азарией – В.Ч.) вместе с высокопоставленными политиками, которые лезли из кожи, чтобы поддержать убийцу, это отвратительное отражение в зеркале Израиля 2017 года, после 50 лет оккупации» (после Шестидневной войны – В.Ч.).
Отец ликвидированного террориста Юсри аль-Шариф был гораздо менее радикален, чем арабские депутаты израильского Кнессета. «Я доволен решением суда, — сказал он, — Оно честное. Это достижение для суда, потому что он осуждает солдата». Правда, дядя террориста Абу-Трак добавил при этом: «Мы надеемся, что Азария получит тяжелое наказание, по меньшей мере, как убийца Рабина». Уместно напомнить в этой связи, что Игаль Амир, признанный виновным в убийстве премьер-министра Ицхака Рабина в 1995 году, был приговорен к пожизненному заключению.

На фоне острейших разногласий и даже открытой враждебности между частями израильского общества на фоне дела Эльора Азарии председатель находящейся сейчас в оппозиции центристской партии «Еш атид» Яир Лапид попытался выступить в роли примирителя. Он выступил с заявлением, суть которого сводится к следующим фразам: «Суд сказал свое слово, а сейчас и у нас тоже есть роль: избежать раскола в народе, избежать нанесения ущерба народной армии. Насилие не должно нами управлять»

Развернутый анализ ситуации, связанной с делом Эльора Азарии,  представил израильской прессе лауреат Нобелевской премии по экономике профессор Исраэль Оманн, внесший колоссальный вклад в развитие «теории игр». В частности он сказал «Здесь есть две проблемы. Начнем с моральной стороны. Мы путаемся, рассматривая это дело, как будто это какое-то убийство или обычное уголовное деяние и как будто мы находимся в спокойном районе и кто-то вдруг встал и убил кого-то. Однако это не так. Мы на войне, в прямом смысле на растянутой во времени войне. Война за Независимость (1947-1949 гг. – В.Ч.), а потом Синайская операция (1956-1957 гг. – В.Ч.), Шестидневная война (1967 г. – В.Ч.), Война Судного дня (1973 г. – В.Ч.) и операция «Мир Галилее» (Первая ливанская война 1982 г. – В.Ч.) — это не отдельные войны, не то, что мы живем в мире и спокойствии, и только иногда, каждые несколько лет есть война. Мы всегда на войне, с двадцатых годов (имеются в виду кровавые антиеврейские беспорядки и погромы, устроенные арабами в 1921 и в 1929 гг. – В.Ч.), а на войне убивают солдат противоположной стороны, даже если в данный момент они не ставят твою жизнь под угрозу. (…)

Мы, правда, стараемся не убивать гражданских, и это, кстати, тоже нечто модерное, потому что во Второй мировой войне, в которой участвовали Европа, Англия и США и всякого рода рыцари морали, они безжалостно убивали гражданских, бомбили города, чтобы убить гражданских, и с этим не было проблемы. Посмотрите на Хиросиму. Давайте примем, как данность, что в наши дни не убивают гражданских, но здесь врагом был солдат противоположной стороны, а на войне убивают солдат даже в тот момент, когда они не представляют непосредственной угрозы».

Чисто эмпирически, исходя лишь из опыта личного общения с согражданами и из реакции на происходящее социальных сетей, автор берется утверждать, что с приведенными выше высказываниями профессора Исраэля Оманна согласно абсолютное большинство израильтян.

52.2MB | MySQL:103 | 0,488sec